Россия не спешит помогать мигрантам

 

Затянем пояса, обгоним Меркель: Почему Европа не спешит помогать мигрантам

Автор – Латышев Сергей

Призывы в России помогать гастарбайтерам будут восприниматься обществом в штыки, пока не особо думают о русских. Симулякр заботы о попавших в тяжёлое положение из-за связанного с коронавирусом локдауна мигрантах, выданный накануне генеральным директором Агентства стратегических инициатив (АСИ) Светланой Чупшевой, вызвал в России широкую общественную дискуссию.

Когда в Москву завозились из Средней Азии и других отдалённых мест сотни тысяч низкоквалифицированных рабочих для реализации зачастую ненужных городу, но очень нужных некоторым чиновникам проектов, таких речей мы не слышали. Потому что, кто надо, получал с этого хорошую прибыль. Дискуссия возникла тогда, когда из-за остановки экономики многие мигранты, которых в целом насчитывается в России не менее 12 миллионов человек, оказались в существенной мере без работы, без средств к существованию, в готовности к социальному взрыву. Ибо их родные страны от них фактически отказались, а вчерашние работодатели и допустившие завоз в страну миллионов нередко сомнительных иностранцев российские власти и бизнес теперь не видят их в упор, подставляя страдавших от демпинга дешёвой мигрантской рабочей силы граждан под удар закономерно радикализирующихся в аховой ситуации, хорошо организованных по линии землячеств иностранцев, которым всё чаще нечем платить за жильё и еду.

Фото: Albertari/Fotogramma/Ropi/Globallookpress

Кому это выгодно?

Бенефициары этой порочной системы явно рассчитывают применить и в данном случае главное правило дикого российского капитализма: приватизация прибылей и социализация убытков. Прибыли получают хозяева жизни, зарабатывающие в России деньги вахтовым методом любители шикарных яхт и западной недвижимости, а все издержки несправедливой, нездоровой и порочной системы ложатся на население.

Рынок рабского мигрантского труда в России себя изжил – нынешние события это подтверждают. Фото: Сергей Киселев/АГН «Москва»

И обозлённым на это гражданам, немало из которых сочувствуют, жалеют, а то и подкармливают попавших в тяжёлое положение гастарбайтеров, естественно, не понравилось, что провластные структуры в интересах бизнеса, ссылаясь, как всегда, когда это выгодно, на заграничный опыт, обсуждают перспективу распространения на мигрантов тех весьма относительных благ, которых не хватает (а иногда они вообще недоступны) им самим. Пусть даже на «временной» основе, которая однажды может стать постоянной. Ведь Россия и без этого является мигрантской страной, занимая по этому показателю одно из первых мест в мире.

Что делать?

Быть гуманистом, предлагая мигрантам работы, на которые в новых условиях согласились бы и многие российские граждане, чем занимаются госпожа Чупшева и Ко, значительно проще, чем выделить из госбюджета – или попросить у приближённых олигархов – средства на эвакуацию из страны желающих, но не имеющих возможности вернуться домой иностранцев, вынудив их правительства их принять. Государство, допускавшее и поощрявшее завоз миллионов иностранцев в Россию, могло бы и другим образом позаботиться о потерявших работу в результате его же решений людях, выделив для этого, например, полевые кухни, врачей. И позаботиться не только о мигрантах, но и о русских, немало из которых сегодня бедствуют и находятся практически в таком же положении.

Пример Германии

В качестве иностранного примера того, как надо по-человечески относиться в условиях эпидемии и карантина к мигрантам, ссылаются на маленькую Португалию, проявившую солидарность с давно живущими в ней и вполне интегрировавшимися иностранцами. Хотя будучи небогатой и прижимистой страной, она наверняка попросит за это компенсацию у Евросоюза. Россию лучше сравнивать с самой крупной европейской страной (83 миллиона человек), имеющей примерно одинаковый процент мигрантов в составе своего населения и принявшей сходные по суровости карантинные меры – Германией.

И вот тут-то сразу становится понятно, что такого рода сравнения просто бессмысленны, поскольку в Германии ситуация, сложившаяся сейчас с мигрантами в России, совершенно невозможна. Там нет миллионов иностранцев, которые вот-вот останутся без крыши над головой и которым нечего есть. Потому что там заботятся о людях по-настоящему и системно. Не менее важно и то, что там платят налоги – все, и очень большие, богатые – намного больше, чем бедные. Подоходный налог может доходить почти до 40%. И ещё есть масса налогов косвенных, вплоть до весьма оригинальных. Это, например, налог на игристое вино – Зект, заложенный в его цену, введённый в 1902 году кайзером Вильгельмом II и подтверждённый канцлером Адольфом Гитлером в 1939 году – на развитие немецкого военного флота, который сегодня приносит казне несколько сотен миллионов евро. В государстве, где нет олигархов и, повторим, все платят налоги, всегда есть средства на социальные нужды и финансовую помощь нуждающимся.

Две категории иностранцев

Иностранцы существуют в Германии в основном в двух ипостасях – либо как гастарбайтеры, либо как просители убежища. В первом случае их не завозят туда целыми аулами – на бесправный и неквалифицированный труд. Чтобы заниматься в ФРГ какой-либо профессией, необходимо пройти обучение, получить диплом или подтвердить иностранный. Граждане стран ЕС и Европейского экономического пространства (ЕЭП) могут жить и работать в ФРГ без дополнительных разрешений. Граждане других стран должны иметь разрешение на въезд и работу в Германии. Типов рабочих виз много. Чтобы получить их, необходимо наличие рабочего места и достаточное знание немецкого языка. Работать «вчёрную» невыгодно. Это общественно осуждается, карается по закону и очень мало распространено. Если человек работает легально и получает зарплату, размер которой не зависит от того, немец это или иностранец, платит налоги, он имеет, согласно Трудовому кодексу, все права на приличное пособие по безработице, если потеряет работу, или на доплату в размере 60-67% от государства, если его перевели из-за кризиса на неполную рабочую неделю с потерей заработка.

В Германию целевым образом и на строго определённый срок завозятся сезонные рабочие, обычно из Польши и Румынии, для уборки спаржи, клубники, чего-то ещё. Фото: Alf Jönsson/Globallookpress

Данная система не распространяется на тех, кто подрабатывает (в этом случае выплаты заметно меньше) и на лиц с очень большими доходами, у которых есть деньги. Отвечать всем этим требованиям непросто. Поэтому на государственной бирже труда было зарегистрировано в 2019 году предложение примерно 800 тысяч свободных рабочих мест. И ещё. Медицинская страховка обязательна для всех, у большинства она государственная, у состоятельных людей может быть частной. На качестве медобслуживания это не сильно отражается. Как показало испытание коронавирусом, медицина в ФРГ по-прежнему хороша.

Иногда в Германию целевым образом и на строго определённый срок завозятся сезонные рабочие, обычно из Польши и Румынии, для уборки спаржи, клубники, чего-то ещё. Немцы этой работой заниматься не хотят, разленившиеся просители убежища – обычно тоже. Тем не менее эта система работает, и все довольны.

Не так всё блестяще с другой категорией иностранцев – просителями убежища. Это вовсе не жертвы «кровавого Асада» или страшных талибов, за кого они себя выдают, а в основном экономические мигранты со всего мира и далеко не самые бедные люди в своих странах. Среди них немало джихадистов и много иждивенчески настроенных лиц, которые, заплатив контрабандистам огромные деньги, чтобы пробраться в Германию, хотели бы жить на пособия, доплаты на детей, левые заработки, пользоваться всеми социальными благами, а то и распускать руки. Пока решается их вопрос, они неплохо устроены – живут в комфортных условиях в специальных общежитиях или вне их на всём готовом и даже имеют карманные деньги – от 135 до 354 евро на взрослого человека в месяц. За детей платят тоже. На содержание этой постоянно увеличивающейся, несмотря на растущее недовольство немцев, армии, не особенно желающих интегрироваться иностранцев ежегодно тратится примерно столько, сколько на оборонные расходы страны, – несколько десятков миллиардов евро. Хотя польза для страны от этой благотворительности весьма сомнительная. Критикуют за это немцев и их европейские соседи, отбивающиеся от попыток Берлина сплавить им под видом «солидарности» часть «беженцев».

Закручивают гайки

Негативный опыт общения с этой публикой и недовольство значительной части граждан (хотя в ФРГ немало и сторонников политики «открытых дверей») вынуждает немецкие власти постепенно закручивать гайки. Согласно появившемуся в ходе нынешнего кризиса проекту нового закона, будут ужесточены правила предоставления немецкого гражданства тем, кто при въезде в ФРГ указал ложную информацию о своём имени, фамилии и стране происхождения. Таким лицам не будут, в частности, выдаваться временный, а затем и бессрочный виды на жительство, без обладания которыми нельзя претендовать на получение гражданства ФРГ.

Уважающая себя правовая система не должна предоставлять бонусы за то, что её игнорируют. В противном случае она создает стимулы для нарушения закона, дискриминирует законопослушное поведение и таким образом подрывает основы собственной эффективности,

– подчеркивается в законопроекте.

Ещё одно нововведение: лицам, которые получают в ФРГ убежище или временную защиту в соответствии с женевской Конвенцией о статусе беженцев, согласно «Немецкой волне» (DW), в стандартных случаях будет запрещено иметь несколько гражданств. Это положение коснётся примерно четверти всех «соискателей убежища» в Германии.

В настоящее время для получения права подать ходатайство о предоставлении гражданства Германии необходимо прожить в ней на законных основаниях 8 лет, владеть немецким, не иметь судимости, самостоятельно зарабатывать на жизнь, пройти тест на знание политической системы, истории и культуры страны.

Делаем выводы

В общем, за исключением излишне либерального отношения к «соискателям убежища» – в основном любителям хорошо пожить за чужой счёт, а также чрезмерного бюрократизма в подтверждении иностранных дипломов, с чем столкнулись, например, многие русские немцы, немецкая миграционная политика и отношение к мигрантам и гастарбайтерам достойны уважения и могут рассматриваться как пример для России. Но для того, чтобы воспринять его в целом, а не выхватывать из немецкого или любого другого опыта по желанию выгодные кому-то отдельные элементы, мы должны измениться. В Германии никто не брошен. Про Россию – при всей широте её души – такого сказать нельзя. В этих условиях нельзя требовать, чтобы к мигрантам относились лучше, чем к гражданам. Они этого не поймут. Порядок тут может быть только обратный.

 

 

Юрий Пронько: Мигрантов могут приравнять к гражданам России – я категорически против!

 

Мигранты в Европе, вся суть в одном ролике

 

 

Более подробную и разнообразную информацию о событиях, происходящих в России, на Украине и в других странах нашей прекрасной планеты, можно получить на Интернет-Конференциях, постоянно проводящихся на сайте «Ключи познания». Все Конференции – открытые и совершенно безплатные. Приглашаем всех просыпающихся и интересующихся…

 

 

Комментарии 0

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.