В этом году в Польше могут принять решение о строительстве второго терминала СПГ. Он должен появиться к 2022 году, когда истекает российско-польский контракт на поставку газа. Как заявил на конференции «СПГ в коммунах — эффективное сырье для борьбы со смогом?» вице-президент PGNiG Мачей Возняк, проект планируют осуществить в заливе Гданьска, а осуществят его в виде плавучего терминала сжиженного газа.
Польская госкомпания законтрактовала поставки 10 млрд кубометров газа в год в виде СПГ и получила привлекательные предложения о закупке еще 3 млрд кубометров в год. А эти объемы превышают мощности действующего терминала в Свиноуйсьце даже после его будущего расширения с 5 млрд до 7,5 млрд кубометров. Об этом сказал изданию Biznesalert Мачей Возняк. По его словам, на строительство судна, способного регазифицировать 3,5−4 млрд кубометров газа в год, уйдет 16−20 месяцев.
«Плавучий терминал будет стоять на якоре в заливе и сможет по подводному газопроводу поставлять газ как в подземное хранилище в Коссаково к северу от Гдыни, так и в сам Гданьск. PGNiG готова выполнить проект», — сказал вице-президент польской госкомпании.
Ранее посол США в Польше Джорджетт Мосбахер заявила о том, что Польша должна стать центром Европы по реэкспорту американского СПГ. «На протяжении последних трех месяцев 2018 года подписаны договоры с поставщиками СПГ из США в Польшу. Это примерно 7,5 миллиарда кубометров в год. Это огромная доля в море потребностей Польши», — сказала посол.
В 2017 году потребление газа в Польше составило 19 млрд кубометров. При этом «Газпром» продолжает оставаться крупнейшим поставщиком. В прошлом году, по данным польской PGNiG, российский холдинг поставил в страну 9 млрд кубометров. Поставки СПГ из Катара, Норвегии и США на польский терминал сжиженного газа, тем временем, достигли 2,71 млрд кубометров. В 2022 году завершается российско-польский долгосрочный газовый контракт и в Варшаве заявляли, что не собираются продлевать его. Вместо этого Польша планирует увеличить поставки СПГ, построить «Балтийский газопровод» мощностью 16 млрд кубометров из Норвегии, а с Россией заключать спотовые краткосрочные сделки.
Эксперты не раз обращали внимание на то, что СПГ из США обходится Польше дороже российского трубопроводного газа. При этом предназначение самого плавучего терминала, если он будет построен, еще не окончательно. «Мы можем использовать его и для транспортировки СПГ по контрактам FOB (товар грузится на судно заказчика) из США», — признался Мачей Возняк.
Любопытно, что примерно половину объема СПГ, который PGNiG законтрактовала в США, польская госкомпания не должна доставлять в Польшу, а может перепродавать в любую страну. Для такой международной торговли PGNiG даже открыла торговую «дочку» в Лондоне. В самой Польше при этом считают, что терминалы СПГ и «Балтийский газопровод» могут стать хорошим инструментом для давления на «Газпром», чтобы тот согласился продавать газ после 2022 года дешевле.
«В результате диверсификации источников Польша получит более привилегированное положение в потенциальных переговорах с „Газпромом“ о поставках газа после 2022 года. Известно, что российский газ конкурентен из-за низкой себестоимости добычи и транспортировки и России предстоит сражение за европейский рынок. В этой ситуации Польша может добиться более низких цен на газ и получить выгодные условия по поставкам — например, по условию „бери или плати“ или точке сдачи газа, привязке цен не к стоимости нефти, а хабам. Конечно, в этом смысле контракты FOB по американскому СПГ помогают, так как не требуют, чтобы сжиженный газ поставлялся именно в Польшу», — написала для Biznesalert эксперт Центра исследования проблем энергетики Института Бейкера в Хьюстоне Анна Микульска.
Заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач сомневается, что Варшава достигнет своей цели значительно сбить цены на российский газ после 2022 года. «Довольно сложно сбить цену, покупая более дорогой товар. И тем более, заявляя, что переплачиваешь по политическим причинам», -считает эксперт. Он также сомневается в целесообразности второго терминала СПГ в Польше: «Смысл может быть только в том случае, если Польша намерена отказаться от угля и заместить его газом. В противном — это бессмысленная для экономики и потребителей трата денег».
Комментарии 0