Сайт baltic-ireland.ie провел опрос среди латышей, проживающих в Ирландии. Им был задан один единственный вопрос: заставил ли вас проект реэмиграции в Латвию задуматься о возвращении? Речь идет о латвийском государственном проекте, который нацелен на то, чтобы вернуть живущих за рубежом латышей на родину.
Как отмечает baltic-ireland.ie, в латвийских регионах в данный момент работают координаторы проекта реэмиграции, которые нередко хвастаются своими достижениями в этой сфере. При этом, согласно данным ирландского Департамента по социальной защите, Латвию по-прежнему покидает больше человек, чем возвращается обратно. В 2018 году латвийским гражданам в Ирландии было выдано 1511 идентификационных номеров о постоянном проживании.
В связи с этим сайт решил провести опрос. На вопрос «Заставил ли вас проект реэмиграции в Латвию задуматься о возвращении?» 59% респондентов ответили, что не собираются возвращаться. Еще 26% отметили, что не считают проект эффективным, 15% — что думали о возвращении в Латвию (среди них 11% сказали, что готовы вернуться в независимости от проекта).
В марте прошлого года латвийское министерство охраны среды и регионального развития начало пилотный проект поддержки реэмиграции латвийцев, образовав сеть из пяти региональных координаторов. Как отметили в министерстве, главная задача региональных координаторов — «выяснение нужд потенциальных реэмигрантов и подготовка для них соответствующих предложений работы и проживания в Латвии». Добавим, в 2019 году министерство продолжит проект реэмиграции, в госбюджете на это предусмотрено 152 640 евро. Одна из координаторов этого проекта Астрида Лешчинска, отвечающая за Латгалию, ранее в интервью радио Baltkom рассказала, что входит в ее обязанности. «На эту должность был объявлен конкурс в Госагентстве занятости. Из тридцати пяти претендентов выбрали меня. Я веду переписку как с эмигрантами, так и с местными структурами. Я представляю здесь интересы уехавших латвийцев, как их доверенное лицо. Моя главная задача — выяснить их потребности, узнать о проблемах, которые мешают им вернуться», — поведала Лешчинска.
Она добавила, что уехавших латвийцев не приходится усиленно искать, они сами охотно о себе сообщают. «После того, как министерство заявило о таком проекте, люди сами начали проявлять интерес. Поэтому ведомство нам предоставляет контакты. У нас есть интернет-страница и группа на Facebook. К тому же, сейчас легко можно найти кого угодно через интернет. Сначала обычно пишут в соцсетях, а потом мы переходим на личное общение. Я работаю только две недели и уже контактировала с 50 эмигрантами. Им приятно, что им пишут, что интересуются их потребностями, хотят помочь», — рассказала координатор. По ее словам, больше всего заинтересованы в том, чтобы вернуться семьи с детьми и люди почтенного возраста.
«Семьи с будущими первоклассниками хотят, чтобы их дети получали образование в Латвии. Также хотят вернуться люди в возрасте. Молодых обычно устраивает жизнь за границей. Очень активны жители Резекне, которые хотят вернуться в свой город. Но еще рано делать выводы, все только начинается. Я работаю сейчас на постоянной основе с тремя семьями, одна из которых вернулась в Латвию. По каждой семье я должна составить индивидуальный план. Чтобы по возвращению они могли без стресса действовать по заданной схеме. Но я не являюсь гарантом их трудоустройства. Я — консультант. Сообщаю о том, где можно работать исходя из их возможностей, где их дети могут получить образование, чем отличаются социальные гарантии в Даугавпилсе, например, от Балви», — сообщила Лешчинска в марте 2018 года.
Однако, позже эмигранты стали жаловаться, что у них сложилось «не самое удачное» сотрудничество с координаторами нового проекта реэмиграции в Латвии, пишет mixnews.lv. Проживающая в Англии латышка Антра Паэглите рассказала телеканалу LNT, что координатор не смогла найти ей квартиру в родном Цесисе. «Я обратилась к координатору по Видземе и спросила, может ли она помочь мне с жильем. Меня не было в Латвии пять с половиной лет, возвращаться некуда. Она предложила мне квартиру в Гикши, откуда общественный транспорт, может быть, один раз в день ходит в Цесис. Это нереально. Я ей об этом сказала — что Гикши мне не подходят. Как я буду ездить на работу? Может, все-таки нет смысла спрашивать, лучше самой все найти», — сказала Паэглите. Поговорив с другими зарубежными соотечественниками, которые планируют вернуться, она узнала, что и у них был неудачный опыт общения с координаторами реэмиграции в Латвии. «Мне прислали копи-паст объявлений о работе с ss.com (сайт объявлений — EADaily), или предложений по жилью. Это не та помощь, которую мы ждем. Они присылают нам ссылки, но мы ведь и сами можем их найти, у нас у всех есть доступ к интернету. Не знаю, есть ли вообще у всего этого смысл», — заключила Антра Паэглите.
«В следующем году планируется увеличить число региональных координаторов реэмиграции», — сообщил в декабре 2018 года на конференции «Уехать или вернуться в Латвию — в Земгале» советник министра охраны среды и регионального развития Дайнис Рийкурис. «Сейчас координаторы действуют в Даугавпилсском, Тукумском, Рундальском, Озолниекском, Вецумниекском, Добельском, Салдусском, Скрундском, Гулбенском и Смилтенском краях. Они играют большую роль, так как держат руку на пульсе, поддерживая связь и с уехавшими жителями Латвии, и с местными предприятиями и учебными заведениями», — добавил Рийкурис.
Координатор реэмиграции Рундальского краевого самоуправления (в Земгале, на юге Латвии) Санта Швагере тоже считает, что проект необходимо продолжать. По ее словам, во время пилотного проекта она «выявила пятьдесят уехавших из Латвии жителей края, и примерно от половины из них получила обратную связь, и они подтвердили, что хотят вернуться на родину»
Комментарии 0