Президент Эстонии Керсти Кальюлайд в предновогоднем интервью телеканалу ETV+ поделилась своей точкой зрения на ситуацию в сфере школ нацменьшинств. Она подтвердила свою прежнюю точку зрения — по ее мнению, школы нацменьшинств следует ликвидировать.
По словам президента, она отслеживает то, что в последние годы происходит в северо-восточном регионе Эстонии Ида-Вирумаа, населенном, главным образом, русскоязычными жителями. «В школах с эстонским языком обучения говорят, что у них очень много русских ребят, готовых приехать издалека, чтобы учиться в эстоноязычной школе. Точно так же в Нарве. Когда я общалась с русскоговорящими людьми — между прочим, некоторые из них приехали работать в Нарву из Тарту — они говорили, что когда дети пойдут в школу, им придется вернуться в Тарту, поскольку в Нарве нет эстоноязычной школьной среды. Как я понимаю, все жители Эстонии хотят, чтобы наши дети росли вместе, независимо от того, какой язык для них родной. И поэтому они отдают своих детей в эстонские детские сады и эстонские школы. И таких людей становится все больше. Мы, со своей стороны, должны сделать так, чтобы родители и дети, принимая такое решение, чувствовали поддержку — например, в виде группы продленного дня, в которой можно делать домашние задания», — подчеркнула Кальюлайд.
Президент напомнила результаты тестов Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся (PISA), согласно которым ученики русских школ Эстонии существенно отстают по знаниям и оценкам от своих эстонских сверстников.
«Для меня это личная тема, поскольку мои дети тоже учились в школе на языке, который я знаю хуже, чем они. Таким семьям нужна поддержка. И они ищут эту поддержку. Меня глубоко тронуло то, как в Силламяэ в детском саду и в школе даже неэстонцы, свободно говорящие по-эстонски, стараются через языковое погружение научить детей эстонскому языку. Почему они это делают? К счастью, в Министерстве образования поняли, что им надо помочь, и нашли 150 человек, которые хотят работать в Ида-Вирумаа. Это говорит о том, что у всех причастных сторон есть желание двигаться в том направлении, чтобы в нашей школьной системе не было сегрегации. Чтобы не было таких различий по оценкам PISA, когда у эстонских школ более высокие результаты, а у школ с русским языком обучения более слабые. Чтобы не было детей, не имеющих друзей из обеих общин. Ведь если все дети учатся в одной школе, то и у эстонских ребят появляется больше русскоговорящих друзей. Так мы сможем вместе двигаться вперед. В то же время я считаю, что там, где больше детей с домашним русским языком, в школах необходимо ввести углубленное изучение русского языка, русской литературы и культуры. И это нам по силам. Даже в будущем, при эстоноязычной школьной системе. И это нужно осуществить», — призвала Кальюлайд.
Интервьюер напомнил Кальюлайд, что глава эстонской правой партии «Отечество» Хелир-Валдор Сеэдер сказал, что ни за что не хотел бы, чтобы его дети учились вместе с русскими.
«Мы видим, что и в тех школах Ида-Вирумаа, которые всегда были эстонскими и в которых очень много русскоязычных детей, не хватает ресурсов для поддерживающего обучения этих детей. Им приходится нелегко. Думаю, здесь и кроется решение. Этим школам нужно предоставить ресурсы, чтобы они могли помогать этим детям таким образом, чтобы у родителей эстонских детей не возникло ощущения, что их отпрыски оказались в ситуации, где более слабым помогают за счет других. Такая проблема может оказаться реальностью. Не знаю, является ли это реальной проблемой для Хелира-Валдора Сеэдера, но для многих школ Эстонии это действительно проблема, реальный вопрос. И я надеюсь, что для этого все-таки найдутся ресурсы. Они не вошли в бюджет, но чтобы обеспечить поддерживающее обучение в школах, много денег не надо. И это нужно обеим языковым общинам», — отметила Кальюлайд.
Ей был задан вопрос: согласилась бы она, чтобы ваши дети учились вместе с русскими?
«Во-первых, я не знаю, существует ли такая ситуация. Я не спрашиваю у своих детей, на каком языке их одноклассники разговаривают дома. Знаю только, что кто-то из них из смешанной итальянской семьи. Я уверена, что в классах, где учатся мои дети, тоже есть дети из смешанных семей. Мои внуки вообще ходят в русский детсад. Именно потому, что в нашей семье семилетний ребенок, знающий один язык, считается неразумным расточительством. Уже в детстве он должен освоить хотя бы еще один, а лучше — два языка. Мои младшие дети говорят на трех языках с детсадовского возраста. Я ценю языковое богатство», — уверяет Керсти Кальюлайд.
Напомним, ранее президент Эстонии неоднократно заявляла, что русские школы представляют угрозу для государства и их надлежит ликвидировать.
Комментарии 0