На Украине закрыли три самых рейтинговых из всех ТВ-каналов. Просто закрыли рот, оборвав буквально на полуслове: ра-а-з — и на экранах цветные полоски… А по ту сторону экрана — ошеломлённые лица телезрителей. На тюремном жаргоне это называется «беспредел», на юридическом языке — «внесудебная расправа».
В истории Украины было всякое: и «темники», и давление на СМИ, и поджоги телеканалов. Но чтобы вот так — без суда и следствия, без веских причин — запретить вещание, лишить субъект хозяйственной деятельности права её вести — такое впервые. Такого откровенного, наглого, хамского попрания свободы слова не было никогда.
Впервые на Украине критику власти приравняли к измене Родине. То есть отныне Родина для украинцев — это Зеленский (далее Зе) и его офис! Такого даже Порошенко себе не позволял. Он тоже «гасил» каналы, но хотя бы каких-то рамок придерживался: Нацраду по делам ТВ подключал, суды там и т. д. А если выходил за рамки, то не сам — нанимал «нациков» поджечь там чего или побить кого… Ну нормально по украинским меркам вёл себя Петя. А этот одним росчерком пера: «На-а-а-а! Получи, сепар, заборону!» И плевать на то, что нет ни одного правового основания, что у ТВ-канала полетят контракты с рекламодателями, что останутся без работы сотни людей.
Юридическая несостоятельность решения президента — вопиющая! Он ввел санкции против гражданина Украины владельца телеканалов Тараса Козака! В каком документе такое прописано?! Что, в американском посольстве скомандовали «фас» и Зе поспешил выполнять указание, не удосужившись проверить, имеет ли право? Но об этом ниже.
О том, что в основе решения лежит юридическая безграмотность президента и его советников, говорить не приходится. Интересно порассуждать об иных причинах. Генерал Геннадий Москаль считает, что тут в основном личное… Зная Геннадия Геннадиевича много лет, скажу, что это очень прямой человек, режущий правду матку, невзирая на личности и обстоятельства. Так вот, Москаль на канале «Наш» (как его ещё не закрыли — удивительно, наверное потому, что он не в сетке широкого вещания) сказал, что причина — в огромной личной неприязни Зе к Виктору Медведчуку. Последней каплей, переполнившей чашу ненависти гаранта, стала история с передачей Украине пяти женщин, отбывающих срок в ДНР. История, показавшая гнилое нутро украинской власти и мелочность президента.
«Та це за это?» — удивляется Москаль и тут же отвечает — да, сославшись на источник в офисе президента. А я бы тут провел параллель к другому персонажу. Был такой замечательный фильм Марка Захарова «Убить дракона» по гениальной пьесе-притче Евгения Шварца. Мне кажется, случай с артистом Зеленским именно из этой пьесы — герой убивает Дракона, чтобы спустя время стать ещё худшим Драконом…
Трудно не согласиться с Москалём, что в этой истории много личного. Я бы добавил — личности… Зеленский явно примеряет на себя одёжки Ли Кван Ю, не понимая, что не по Сеньке шапка, что он по сравнению с великим сингапурцем — «сопля зелёная»! Зе до сих пор не понял, что государство блюсти — не «му…ми трясти» возле рояля! Во-первых, Ли посадил сначала всех врагов, потом всех друзей… Зе не посадил никого, кроме рядового украинца на непомерные коммунальные тарифы. Во-вторых, Ли Кван тоже щемил СМИ, но делал это в рамках принятых законов и процедур. То есть сначала юридические основания — потом запреты.
И всё же, кроме личных, есть и другие причины, сподвигнувшие Зе пойти на нарушение закона. Понятно, что он в институте больше скакал в КВН, нежели учил юриспруденцию, но не настолько, чтобы не понимать степень нарушений и меру ответственности. Никогда не поверю, что закрытие каналов произошло без одобрения посольства США, куда украинские чиновники из высшего эшелона власти бегают регулярно, как в туалет. Свобода слова — последняя ценность, которую ещё не слили на Западе в угоду человеческим порокам. У себя дома американцы часто играют со свободой слова, то открывая, то закрывая её в зависимости от ситуации, но, являясь правообладателем этой ценности, «америкосы» позволяют другим играться ею только с их высочайшего разрешения.
Меня умиляет молчание «демократических СМИ» в Европе. Представляю, какой бы поднялся вой, если бы в Москве закрыли «Эхо Москвы», а Венедиктову выдали бы «волчий билет» без права на профессию, как это сделали на Украине со многими журналистами оппозиционных каналов. Вспоминается, как в 2004-м году Кучма пытался наехать на 5-й канал, сколько было визга-вони-соплей от американского посольства. А нынче — тишина.
Да что там Запад! Он говорит только то, что позволят США. Украинцы почему молчат? Где массовые протесты на Юго-Востоке страны? Где обращения и резолюции депутатов на местном уровне? Я знаю только про обращение депутатов Закарпатского облсовета от четырёх фракций к президенту с требованием отменить указ.
Возмущает факт, что ни одна «скотыняка» не выступила публично в поддержку коллег по цеху. Показали по телевизору кадры, как целая свора журналистов сидит за столом и молча кушает лапшу, которую им вешает на уши Зеленский. Хоть бы один возразил, сказав: «Шо ты несёшь, чёрт непонятный!» Нету сегодня на Украине таких журналистов. Они все — на другом берегу реки.
Впрочем, одна «скотыняка», по имени Гордон, таки выступила, сказав, мол, правильно сделали, давно надо было закрыть эти пропагандистские, работающие на агрессора каналы. И это чмо ещё называет себя журналистом?! Где же твоя цеховая солидарность — это же твои товарищи по профессии? Ты же сам не вылезал с этих каналов, свинья эдакая!
Наплевав на корпоративную солидарность, Гордон радуется и далее говорит: «А вот теперь нужно найти доказательства, что эти каналы содержались на российские деньги». Да это ж революция в юридической практике! Сначала посадить, а потом искать доказательства! Кстати, их никто до сих пор не представил. Баканов что-то мямлил про секретность, а Разумков прямо сказал: «У меня доказательств нет».
Ничего, Гордон найдёт, он ещё не такое находил — Ирину Фарион называл агентом Кремля и посылал на детектор лжи. А когда прибор ничего «русского», кроме русофобии, в голове женщины не показал, Гордон заявил, что это, мол, прибор российского производства был, а потому соврал. Сказал — и съехал с темы. Думаю, и на эту тему Дима скажет что-нибудь типа: «Ты суслика видишь? Нет? А он есть!»
Пётр Порошенко радостно потирает руки, с удовольствием замечая:
«Вот дурашка, сам в петлю лезет, мне и делать ничего не надо. Со всей дури шарахнул кулачонком по луже, измазюкав себя и потеряв очередной сектор своих приверженцев. Он, болезный, думает, что заигрывание с правым и ультраправым электоратом позволит ему отгрызть часть урожая с моего электорального поля. Того и гляди, начнёт, в стиле Ющенко, лазить по Карпатам, кланяться бандеровским схронам, сёрбать банош и дудеть в трембиты. А вот фигушки! Сторонники Армовира (армия, мова, вера) порадуются, но веру не сменят и к Зе не перейдут. Ничего он не отгрызёт, а свой кусок потеряет».
Порохоботы, «соросня» и остальная оранжевая шелупонь — в диком восторге. Визжат в сетях, аж воротники заворачиваются, как будто не каналы закрыли, а коммунальные тарифы снизили… Убогие не понимают, что ликовать, когда попирают свободу слова, может только раб или идиот! Они думают, что если закрыть каналы, где их называли дураками и неучами, то они сразу станут умными и образованными. Ибо только дурак может подумать, что стоит лишь перестать говорить, что страна в заднице, и она тотчас окажется в шоколаде.
Так же наивно полагать, что зрители закрытых каналов, потеряв источник информации, сразу переметнутся на «1 + 1» или «Прямой». Скорее всего, они переключатся на российские каналы, где могут услышать слово правды о том, что на самом деле происходит в их стране.
В заключение поговорим об основном «преступлении», которое вменялось телеканалам, — о пропаганде Русского мира вообще и российской точки зрения на события на Донбассе в частности. Особо «упоротые патриоты» называли это «геббельсовской пропагандой». Лично я смотрел канал «ЗИК». Скажу прямо: пророссийской позиции как-то не замечал. Канал постоянно «нёс пургу» об обстрелах невинных ВСУ, которые «только отвечают». Ну разве что не называл ополченцев «российско-террористическими войсками» — любимым термином украинских каналов. С экрана ЗИКа не сходила физиономия Кивы, бывшего комбата «Полтавы», постоянно там тёрся Мосийчук, преступления которого помнят в Приазовье. Меня сильно раздражали ежечасные повторы выступлений Медведчука, но в этом случае я просто выключал телевизор.
Зададимся вопросом: а что такое пропаганда вообще и «геббельсовская пропаганда» в частности? Пропаганда — это когда ОДНО мнение. На канале ЗИК их было много: от больной на всю голову Ницой, «писательницы» с характерной фамилией, у которой, по её же признанию, от русской речи начинаются конвульсии конечностей, до ярых защитников русского языка; от представителей власти до самых принципиальных оппозиционеров. Там генерал Москаль спорил с Шуфричем о Закарпатье, Дубинский дискутировал с нациками, там выступали все, кто хотел. Этим ЗИК отличался от ярко пропагандистского «Прямого» и прочих кривых и крикливых украинских каналов, где присутствует только ОДНО мнение.
Ещё вопрос: при каких условиях может существовать геббельсовская пропаганда (далее ГП)? Только при условии отсутствия информационной альтернативы! Возможность альтернативных высказываний делает ГП уязвимой. Как только альтернатива исчезает — ГП расцветает. И уже можно городить любую брехню, самую невероятную, такую как «дворец Путина». В неё поверят. Не по причине её масштабности и фантастичности, а из-за того, что некому сказать: «Это ложь!» Если бы сторонники решения президента задумались над вышесказанным, возможно, закрытие ТВ-каналов не показалось бы им столь радостным событием.
И последнее. Как было сказано, без американцев в этом деле не обошлось. Не исключаю варианта, что это было не разрешение, а указание. Я не любитель конспирологических прогнозов, но в голову приходят разные мысли. Например, история говорит, что свободу слова обычно зачищают перед войной, дабы меньше знали о ней правды. Как говорил известный киноперсонаж: «Слушай, что-то мне не нравится здешний режим. Чует мое сердце, что мы накануне грандиозного шухера».
Мне кажется, я знаю, где этот шухер случится. Недаром ведь Рабинович запел в Раде «Вставай страна огромная…». Однако не буду пугать украинцев, может быть всё обойдётся. Спите, жители Багдада… пардон, Киева, в городе всё спокойно. Спите. Только не забудьте перед сном включить телевизор. Вдруг там скажут, что вы живетё хорошо, а вы и не узнаете… Сие точно скажут, поскольку каналы, которые говорили обратное, закрыли.
Кондрат Пидпильник (Житомир, Украина)
Комментарии 0