Кто из олигархов захочет сбросить Зеленского с трона?
Антон Лисицын. Владимир Зеленский подвел итоги двухлетней работы. Заявил, что былого влияния лишились его бывший бизнес-партнер Игорь Коломойский и политик Виктор Медведчук. Как саркастически замечают в Киеве, последнего атаковали потому, что глава государства боится связываться с настоящими олигархами. Почему украинский президент выдает политические преследования за деолигархизацию – в материале РИА Новости.
Список богатых украинцев
Внесудебное преследование Медведчука, лидера «Оппозиционной партии – За жизнь» (ОПЗЖ), началось еще в феврале. В мае прокуратура, возглавляемая Ириной Венедиктовой, предъявила ему подозрения в государственной измене и покушении на разграбление национальных ресурсов. Его дом обыскали.
Медведчук назвал это политической расправой. «Истинной целью противозаконных обысков было в нарушение установленной процедуры вручить мне сфабрикованное по приказу власти подозрение», – подчеркнул он.
Предшественник Венедиктовой на посту генпрокурора Украины Руслан Рябошапка в 2020-м ушел с должности, как уверял, под давлением олигархов. Поэтому бывший глава надзорного ведомства не мог не прокомментировать эту ситуацию. Рябошапка съязвил, что Зеленскому страшно бороться с Коломойским, поэтому целью выбрали Медведчука.
Действительно, в список самых богатых граждан страны (по версии украинского Forbes) Медведчук попал по какому-то совпадению только после затеянной против него кампании. В первой десятке крупнейших предпринимателей значатся другие фамилии, но Зеленский преподносит преследования политика как часть деолигархизации. Мол, впервые за много лет на Украине число олигархов не увеличилось, а уменьшилось.
«Минус Медведчук. Он лишен возможности использовать медиаактивы и государственное имущество во вред стране», – объяснял глава государства. И грозил: «Будут еще «минусы», пока все олигархи не станут просто крупными бизнесменами».
В словах президента звучал социалистический пафос борьбы за права угнетенных. «Кто полностью воспользовался возможностями, которые были у нас с 1990-х? Вы знаете фамилии этих людей. Их ежегодно перечисляют в списке самых богатых украинцев», – негодовал Зеленский в колонке украинского СМИ.
«Государство, где есть подобное неравенство, точно не может быть комфортным и конкурентным, – провозглашал он. И записывал себе в актив борьбу за народное счастье, вспомнив победу над Порошенко на президентских выборах 2019-го. – То, с каким красноречивым результатом проиграл тогда один из олигархов, наглядно демонстрирует, на что на самом деле рассчитывает общество».
Далеко не все соотечественники Зеленского поверили, что преследование Медведчука связано с борьбой против олигархов. В комментариях к колонке президента они интересовались, что же с другими крупнейшими бизнесменами. «При тебе состояние Ахметова за год увеличилось на 4,8 миллиарда долларов – до 7,6, остальные тоже беднее не стали, – отозвался на слова Зеленского некий Сергей. «А что там Коломойский?» – спрашивал Дмитрий. «Медведчук даже не входит в топ-10 самых богатых людей Украины, – недоумевал Антон. – Что он (Зеленский. – Прим. ред.) несет? При нем Ахметов за год разбогател на пять миллиардов долларов».
Правила для олигархов
Кого именно считать олигархом, сложно решить даже чиновникам. К примеру, Алексей Данилов, секретарь Совета национальной безопасности и обороны (СНБО), уточнял, что к этой категории власти относят тринадцать человек. Фамилий не назвал, лишь упомянул, что президент поручил разработать соответствующий закон.
Правда, в марте Зеленский сам озвучил имена. Тогда он попытался объяснить, чем олигарх отличается от просто крупного предпринимателя. «Мы четко видим разницу между понятиями «большой бизнес» и «олигархический класс». А вот фамилии здесь не имеют никакой разницы: Медведчук, Коломойский, Порошенко, Ахметов, Пинчук, Фирташ или любой другой. Важно одно – ты готов работать законно и прозрачно или хочешь и впредь создавать монополии, контролировать СМИ, влиять на депутатов и других государственных служащих? Первое – поддерживается. Второе – заканчивается».
Тогда же он высказался за санкции, введенные Вашингтоном против бывшего бизнес-партнера Игоря Коломойского: «Мы поддерживаем это решение и работаем над тем, чтобы вернуть в Украину средства». Но проблемы у Коломойского с государством начались задолго до президентства Зеленского.
В число самых богатых людей республики входят Виктор Пинчук, Петр Порошенко, Александр и Галина Герега, Геннадий Боголюбов и Юрий Косюк. Все они так или иначе связаны с украинскими лидерами. Порошенко и сам пятый глава государства, Пинчук – зять второго президента Леонида Кучмы. Порошенко владеет кондитерским производством Roshen и заводом «Ленинская Кузня», который выполнял заказы для вооруженных сил. Пинчук сделал состояние на советском наследии – металлургии.
Другом Порошенко называют и «куриного» миллиардера Юрия Косюка: он основал «Мироновский хлебопродукт» – предприятие, которое выросло в крупнейшего поставщика птицы в стране. Партнер Косюка, Игорь Тарасюк, был управляющим делами Виктора Ющенко, третьего главы республики.
Косюк, несмотря на близость к «революционным» президентам, запомнился резкой критикой достижений Майдана. Он назвал зону свободной торговли с ЕС обманом Украины. «Никакого открытия рынков не произошло. Знаете, в колесах есть такой механизм, называется ниппель. В одну сторону пропускает, в другую – нет. Вот такая примерно ситуация сейчас у нас с европейскими рынками», – подчеркивал бизнесмен.
После того как Порошенко оставил пост, новая власть заикнулась о том, что предприятия Косюка получают чрезмерную помощь от государства. Зеленский даже предложил правоохранительным органам проверить «Мироновский хлебопродукт». «На самом деле он не нуждается в господдержке, потому что у него сверхприбыли и он ежегодно выплачивает огромные дивиденды акционерам», – категорично высказывался президент на заседании Национального совета по вопросам антикоррупционной политики.
Но, судя по положению Косюка, дальше разговоров дело не пошло. Сам предприниматель уже хвалит нового президента: по его словам, работать при Зеленском легче, чем при предшественниках. Вспомнил Косюк и деолигархизацию, которую проводил его друг Порошенко. Ведь в 2015-м тот заявлял, что «если кто-либо из олигархов попытается работать против государства, государство найдет способ это прекратить».
«Правила для олигархов у нас те же, что и для других граждан, – утверждал Порошенко. – Они хотели хаоса и отсутствия правил. Но обязанность государства – привести их к одному знаменателю: они должны платить налоги и придерживаться законов, как все».
Крупные бизнесмены пережили «деолигархизацию» почти без потерь. Исключение, разве что, Коломойский – при Порошенко он успел побывать главой Днепропетровской области и лишиться поста из-за конфликта в «Укртранснафте». Тогда же контроль над «ПриватБанком» перешел от него к государству.
До национализации, помимо Коломойского, банком владел Геннадий Боголюбов. А председателем правления был экс-глава Нацбанка и начальник избирательного штаба Януковича Сергей Тигипко. Его тоже записывают в олигархи.
В топе самых богатых украинцев числятся еще Александр и Галина Герега. Рядовые граждане знают их по сети гипермаркетов «Эпицентр», которая продает товары для отделки дома и бытовую химию. «Эпицентры» торговали даже во время коронавирусных ограничений, хотя другие магазины закрылись. Это вызвало вопросы у жителей и журналистов. Герега удовлетворил любопытство СМИ: заверил, что очень оперативно попросил премьер-министра Дениса Шмыгаля разъяснить правила работы, и тот немедленно отозвался.
Имя Александра Гереги упоминали в связи с еще одним коронавирусным скандалом. В 2020-м самолет «Мрия» доставил на Украину дефицитные маски как гуманитарный груз. В аэропорту встречал лично Зеленский. Вскоре главы нескольких городов получили с электронного адреса Гереги письмо на официальном бланке с коммерческим предложением – приобрести средства защиты из этого самого груза. Шумиху замяли: мол, это помощник бизнесмена перестарался.
Номером один в списке украинского Forbes идет Ринат Ахметов. Во время оранжевой революции он поддержал Януковича. Уроженца Донецка часто упрекали в ведении бизнеса с самопровозглашенными республиками. В 2019-м СМИ сообщали о тактическом союзе Ахметова с Порошенко, но затем выяснилось, что олигарх стремительно сближается с Зеленским.
Британская The Financial Times, ссылаясь на информированные источники, рассказывала, что Ахметов оттесняет Коломойского от шестого президента страны. Медиаресурсы предпринимателя положительно настроены к Зеленскому, утверждал анонимный чиновник из администрации главы государства.
Очевидно, попытки самого богатого человека страны приблизиться к лидеру республики увенчались успехом – премьер-министром стал Денис Шмыгаль, которого считают человеком Ахметова.
Политические технологии и партийная касса
Директор киевского Агентства стратегических коммуникаций Сергей Белашко полагает, что словами о деолигархизации штаб Зеленского начинает предвыборную кампанию – двигает шестого президента на второй срок.
Причем все основано на политтехнологическом расчете. «Проводят социологическое исследование, изучают иерархию проблем, на фокус-группах обкатывают варианты – какие действия и слова воспримут целевые электоральные группы. «Мир в Донбассе», с которым Зеленский шел на выборы, опустился на пятое или шестое место. Вот аудитории и предлагают борьбу с олигархами», – указывает эксперт.
Поэтому большинство бизнесменов конструктивно сотрудничают с новой властью. Атака на Медведчука нужна, чтобы в преддверии выборов убрать с поля «Оппозиционную партию – За жизнь» (ОПЗЖ). Но есть и еще одна цель – деморализовать команду Порошенко. «Показывают, что Зеленский – настоящий патриот: в отличие от предшественника, который только обещал, он на самом деле борется с «ватой». Сейчас все сторонники Порошенко радуются тому, что первой жертвой деолигархизации избрали Медведчука. Но если возьмутся за пятого президента, а они кинутся защищать патрона, будут дискредитированы. Потому что уже приняли участие на стороне Зеленского в травле другого политика», – говорит Белашко.
Кампания против олигархов приносит не только политические, но и денежные бонусы. Угрозы в адрес бизнесменов звучат не ради одного электората. «Нужны взносы в партийный фонд, монобольшинство (фракция пропрезидентской партии «Слуга народа». – Прим. ред.) надо регулярно кормить. В 2019-м зеленые были голодными, не понимали, как устроено распределение ресурсов, радовались даже маленьким подачкам. А сейчас им денежное содержание увеличили кратно, у них аппетиты разыгрались», – объясняет эксперт.
Финансы помогают поддерживать партийную дисциплину. Члены фракции голосовали за отставку трех министров без лишних вопросов, узнав о нужном решении из чата «слуг народа». Завуалированные угрозы Зеленского в адрес Косюка имели вполне понятный смысл: «Деньги туда не носи, сюда носи», – с сарказмом отмечает Белашко.
Сотрудник штаба одного из украинских политиков уверен, что президент на самом деле хочет бороться с олигархами: «Кураторы ставят задачу, он ее выполняет. А Вашингтону олигархи никуда не упали. Вообще, нигде никому снаружи не нужна национальная элита в стране. Уничтожают их по кругу, преференции дают сначала одному, позволяют загрызть другого, потом третьего – и так запускают войну всех против всех. А когда останется один – с ним расправиться легко».
Поэтому, продолжает он, никого не удивит, если завтра Порошенко объявят российским агентом. Задача кураторов – опереться не на национальные элиты, которые знают свои интересы, а на управляемую политическую машину: «Фракция слуг народа – это набранные по объявлениям свадебные фотографы и зомби, которые покорно делают то, что им говорят. Потом наберут новых зомби без мозгов. Украинские олигархи – это промышленность, промышленность – то, что удерживает нас от превращения в аграрную страну. Индустрия подлежит уничтожению в первую очередь. А снаружи всем Украина нужна как сельскохозяйственная республика».
Если олигархи не успеют убрать Зеленского как политика, не предложат совместный альтернативный проект, то, по прогнозам инсайдера, в течение пяти-шести лет Украина потеряет шанс на национальную независимость. Опыт уже есть – именно со сговора олигархов началось падение Януковича.
Комментарии 0