Бред украинской альтернативной энергетики – самой зелёной в мире
Любым властям всегда положено рапортовать об успехах. К таковым после Евромайдана было отнесено бурное развитие альтернативной энергетики. На солнечные и ветроэлектростанции приходилась львиная доля строящихся на Украине новых предприятий, о которых бравурно рапортовал патриотический официоз, как и о росте альтернативной энергии в общем энергобалансе страны. Из 2,5 млрд долл. прямых иностранных инвестиций в 2019 году 800 млн составила как раз альтернативная энергетика.
Некоторое время назад «Альтернатива» сравнила альтернативную энергетику (извините за невольный каламбур) с гей-парадами, которые стали некими «символами веры» западного мира, приверженности «общечеловеческим ценностям», следования по пути всего передового и прогрессивного. Развитие альтернативной энергетики, вопреки экономической целесообразности и здравому смыслу, стало настоящим «обрядом» для западных правительств, а стимулировалось оное специальными «зелеными тарифами», по которым «зеленая энергия» выкупалась у производителей в несколько раз выше, чем электричество из традиционных источников (за счет, естественно, потребителя).
Непрерывно меняющиеся украинские власти, которые, пардон, выпрыгивали из штанов, дабы доказать свою «европейскость», естественно, и тут были в первых рядах, приняв в 2011 году закон «о развитии альтернативной энергетики». Особенно быстро начала развиваться она после Евромайдана.
И вот на фоне вызванных эпидемией кризиса и спада потребления электроэнергии, как говорится, «посчитали ― прослезились». Еще год назад доля «зеленой энергетики» в энергобалансе Украины составляла всего 1,2%. По итогу 2019 года этот показатель вырос до 3,1%, и если ничего не изменится, то к концу 2020 года её доля вырастет до 4,5–5%.
По словам члена НКРЭКУ Дмитрия Коваленко, уже сейчас её доля 8%. А действуют «зеленые тарифы». «Укрэнерго» выкупает у производителя за 0,16 евро за 1 кВт*ч. То есть почти по 5 грн за 1 кВт. Причем энергосети обязаны выкупать всё произведенное альтернативщиками электричество. При этом электроэнергия с АЭС выкупается по 56 копеек за киловатт-час, а на тепловых станциях ― по цене 1,56 гривны.
В результате уже сейчас «зеленая» энергетика получает около 26% от всего денежного оборота на рынке, притом что ее доля в производстве всего 8%. А отключить невозможно ― в вышеупомянутом законе украинское государство обязалось выкупать по фиксированному тарифу всю альтернативную энергию вплоть до 2030 года. Если ситуация будет развиваться в этом же направлении и будут реализованы все запланированные проекты, то уже в 2021 году на ВИЭ будет приходиться 57% денег при доле в производстве на уровне 19%.
Иначе говоря, потребителям придется переплачивать уже около 40% за «европейскость». И решения по повышению цен на электроэнергию уже готовятся, в частности речь идет об отмене льготного тарифа, по которому граждане оплачивают первые 100 кВт/час по 90 копеек (за последующие ― по 168 копеек). Хотя очевидно, что этим не ограничится: вырастут все тарифы и для граждан, и для промышленных потребителей (а для многих из них цена на электроэнергию имеет критическое значение).
К этому нужно добавить, что с технологической точки зрения альтернативная энергетика крайне «некачественная». Солнечные электростанции работают только днем и в большей степени ― в летнее время, притом что максимальное потребление энергии в вечерние и утренние часы и зимой, а выработка сильно зависит от погодных условий, которые и вовсе предугадать невозможно. В еще большей степени это относится к ветряным электростанциям, полностью зависящим от прихотей погоды.
По заявлениям официальных лиц, правительство давно уже ищет выход из сложившейся ситуации. Еще в 2018 году была презентована программа Национальной энергетической компании «Укрэнерго». По ней до 2025 года необходимо построить 2,5 ГВт высокоманевренных мощностей, которые предназначены для уравновешивания дневного графика нагрузки энергосистемы и непредсказуемости зеленой энергетики.
«Начиная с 2020 года первые 500 МВт высокоманевренных мощностей должны появится в системе, чтобы не привести к чрезмерным расходам средств со стороны потребителя», ― обещал тогдашний временно исполняющий обязанности директора «Укрэнерго» Всеволод Ковальчук. Стоимость данного проекта НЭК оценивает в размере 55 млрд гривен (по ценам 2017 года), это около 2 млрд долларов. Т.е., чтобы «безболезненно» для функционирования энергосистемы закупать альтернативную энергию по цене в 3–10 раз выше рыночной, планировалось потратить еще 2 млрд.
В декабре же прошлого года был разработан проект по снижению «зеленых тарифов» при одновременном их повышении для потребителей и запрете строительства новых солнечных и ветряных электростанций до ввода компенсирующих мощностей. Но упираются эти планы в тот самый закон, который, конечно, можно изменить, но «пострадавшие» инвесторы в этом случае просто завалят Украину исками, чреватыми для страны новыми многомиллиардными издержками. Послы «семерки» уже высказали свою «озабоченность».
Главное же, эти планы разрабатывались еще прежними кабинетами, нынешний же возглавляет недавний менеджер Рината Ахметова Денис Шмыгаль, «птенец гнезда Ахметова», исполняющая обязанности министра энергетики ― Ольга Буславец, а кампании крупнейшего олигарха Украины ДТЭК принадлежит 20% мощностей альтернативной энергетики (деньги заведены из офшоров как «иностранные инвестиции»). И своего патрона они, понятно, не обидят.
Есть версия, что возможные пока меры по ограничению альтернативной генерации и снижению её тарифов и нужны Ахметову, для того чтобы «слупить» с украинского государства кругленькую сумму через судебные разбирательства. Но мне представляется, что это, скорее, «страховочный вариант» на случай, если политические превратности изменят «расклады» не в пользу Ахметова. Пока же его ставленники и так вполне успешно лоббируют интересы своего шефа.
Чтобы компенсировать избыток мощностей, по указанию Богуславец остановлены три блока АЭС, входящих в государственное предприятие «Энергоатом», еще пять переведены в пониженный режим мощности, а АЭС, напомню, поставляют энергию по 50 коп. Нетронутыми же остаются не только «альтернативщики», но и тепловая генерация (отпускная цена ― 1,56 грн кВт/час), две трети мощностей которой принадлежит той же ДТЭК Рината Ахметова. В его же интересах запрещен экспорт электроэнергии и угля из России (де-юре, де-факто же работает легендарный «Роттердам+»).
Для АЭС, которые исторически давали стране больше половины электрической энергии, такое решение означает потерю миллиардов гривен доходов и возможное банкротство. А для потребителей ― неизбежный рост тарифов на электричество. Отключение атомных блоков дает возможность другим видам генерации при профиците электроэнергии не урезать выработку и сохранить свои доходы.
Очевидно, что банкротства государственной атомной компании никто не допустит. Ее будут спасать за счет дополнительного финансирования из государственного бюджета. В целом же получается «обратная» приоритетность: при избытке электроэнергии первыми отключаются самые дешевые источники, а самые дорогие остаются «неприкасаемыми».
А простой потребитель и реальный сектор украинской экономики в итоге за игры в энергетические «европейские ценности» заплатит трижды: повышенными тарифами на электроэнергию из-за завышенной доли альтернативной и тепловой генерации, затратами на создание компенсирующих мощностей (простаивающие ТЭС и АЭС мало подходят для этой роли из-за высокой инерционности), которые также наверняка будут включены в электротарифы, и издержками, связанными с поддержанием на плаву «Энергоатома». В последнем случае, нужно полагать, будет задействован госбюджет, средства, которые можно было бы направить на другие нужды.
Не останутся внакладе в нынешней ситуации олигархи, точнее один из них, ― Ринат Ахметов. Они никогда себя не обижали, но, честно говоря, столь беззастенчивого и наглого грабежа страны я не припомню. Аналогичная ситуация была разве что в России после выборов 1996 года, когда болезнь президента Ельцина позволила вовсю «разгуляться» так называемой семибанкирщине, что едва не привело к краху государства.
Когда Борис Николаевич несколько поправился, он был, конечно, уже «не тот», но тем не менее определенные правила игры олигархи должны были соблюдать. Похожие же правила сосуществования власти и олигархов работали и на Украине при всех её президентах. Некий баланс интересов существовал.
Но там была болезнь президента, Зеленский же, судя по всему, «болен» даже без всякой надежды на «ремиссию». Болен политической слабостью, некомпетентностью, да и обычной человеческой трусостью, приводящей к попыткам угодить всем. И как часто бывает, слабый правитель, при котором можно творить что угодно, практически всех (пока) и устраивает. А что будет со страной и её народом ― это уже другой вопрос.
Дмитрий Славский
Комментарии 0