Соединённые Штаты и Польша выступили соорганизаторами международной конференции по Ближнему Востоку. Одной из ключевых тем запланированного на 13−14 февраля в Варшаве мероприятия анонсируется выработка общего подхода стран Запада и арабских монархий Персидского залива в деле противодействия «агрессивному поведению» Ирана. Как можно понять, рамки интерпретации и географического охвата «иранской агрессии» инициаторы форума стараются максимально расширить. Последние шаги некоторых европейских стран по пресечению деятельности спецслужб Исламской Республики на континенте — тому свидетельство.
О проведении конференции в середине февраля в Варшаве до своего многодневного ближневосточного турне с охватом арабских стран — потенциальных участников так называемого «Ближневосточного стратегического альянса» (Middle East Strategic Alliance, MESA) объявил госсекретарь США Майк Помпео. 21 мая 2018 года он представил основные пункты американской стратегии «сдерживания Ирана» в регионе. Роль одного из ключевых инструментов в таком «сдерживании» отводится условной «арабской НАТО», коей призвана стать коалиция MESA (Саудовская Аравия, Египет, Иордания, Бахрейн, Катар, Кувейт, Оман и ОАЭ).
Уже в наши дни шеф американской дипломатии «освежил» антииранские тезисы администрации Трампа. 10 января Помпео выступил в Американском университете в Каире с программной речью о ближневосточной политике Вашингтона. Было заявлено, что Америка пересмотрела ошибки прежней администрации Барака Обамы, извлекла необходимые уроки и теперь полна решимости укрепить свои позиции на Ближнем Востоке. США не уйдут из этого региона до «полной победы над террористами». По утверждению Помпео, США являются на Ближнем Востоке «освободительной силой и никогда не стремились к доминированию в регионе, в отличие от Ирана». США работают над формированием нового стратегического ближневосточного альянса, который позволит противостоять угрозам в регионе и содействовать экономическому и энергетическому взаимодействию государств, отметил глава Госдепа. Он также заверил, что США «будут работать над тем, чтобы сократить угрозу нанесения ракетных ударов по территории Израиля» ливанским движением «Хизбалла», а Иран «может думать, что Ливан принадлежит ему, но он ошибается». «США полностью поддерживают право Израиля на самозащиту от иранских авантюристов. Мы позаботимся о том, чтобы он смог сделать это решительным образом», — заявил госсекретарь в египетской столице.
Усилия американцев по созыву конференции с чётким антииранским уклоном никого не удивили. Между тем участие Польши вместе с США на главных ролях, предоставление этой страной площадки для проведения неоднозначного форума вызывает вопросы.
Хотя польская территория уже давно стала для американцев военно-политическим плацдармом в Восточной Европе, до последнего времени Варшава старалась не быть втянутой в конфронтационные схемы отношений с Ираном. Польское руководство не ставило под сомнение необходимость продолжения участия крупнейших государств ЕС в ядерной сделке по иранской ядерной программе 2015 года, из которой в мае прошлого года американцы вышли в одностороннем порядке. Поляки также до сих пор пытались соблюсти некий нейтралитет в вопросе обрушившихся на Иран с новой силой американских санкций. Однако, по всей видимости, администрация Дональда Трампа сочла, что её европейскому союзнику пора занять соответствующую позицию в указанных вопросах, показав тем самым пример другим ближайшим партнёрам США на восточном фланге ЕС. К этому, помимо прочего, Варшаву обязывает приближающаяся необходимость определиться с форматом и сроками постоянного американского военного присутствия на польской территории. По данным СМИ Польши, местные власти и их американские партнёры планируют достичь этой определённости в начале марта, то есть через считанные недели после проведения в Варшаве ближневосточной конференции. Примечательно, что польская сторона назвала проведение форума «частью беспрецедентно тесного альянса Польши и США».
Тегеран ожидаемо критичеси отреагировал на американо-польскую инициативу, задействовав дипломатические и информационные каналы демонстрации крайнего недовольства. В знак протеста МИД Ирана вызвал польского посла в стране. Официальный представитель иранского внешнеполитического ведомства Бахрам Касеми заявил, что действия правительства Польши в качестве соорганизатора конференции на своей территории являются «ошибкой», они «неприемлемы и противоречат позициям, которые Европейский союз занимал в последние несколько лет». «Проведением этой конференции Соединённые Штаты пытаются вызвать трения и раскол в ЕС в отношении Ирана», — указали в МИД ИРИ.
Глава иранской дипломатии расширил критику до напоминаний польскому руководству о событиях недавней истории. По словам министра иностранных дел Мохаммада Джавада Зарифа, польскому правительству должно быть стыдно за то, что, хотя Иран спасал поляков во времена Второй мировой войны, сейчас в этой стране наблюдается «безрассудный антииранский цирк».
Замглавы МИД ИРИ Аббас Аракчи поместил на своей странице в «Твиттере» фотографию польского кладбища в Тегеране, снабдив её подписью о том, что около 2 тысяч граждан Польши, «покинувших сталинские трудовые лагеря, искали и получили убежище в Иране, и были похоронены в Тегеране на кладбище для католиков».
К хору критиков царящего в Варшаве «антииранского цирка» подключились и депутаты Меджлиса Исламской Республики. Глава парламентской комиссии ИРИ по национальной безопасности и внешней политике Хешматолла Фалахатпишех сказал, что конференция провоцирует нестабильность в ближневосточном регионе, добавив, что Соединённые Штаты используют «слабости» других стран, вовлекая их в антииранские планы. «На мероприятии в Польше американцы попытаются показать своё доминирование в Европе, и это будет потеря для Европы», — заключил парламентарий.
Некоторые иранские комментаторы резонно предположили, что решение Варшавы предоставить площадку под форум с враждебным для Тегерана уклоном обусловлено рядом соображений и вытекающих из них интересов нынешних властей восточноевропейской страны. Среди них — размещение постоянной военной базы США на своей территории на максимально выгодных условиях, приобретение нового американского вооружения и, разумеется, навязчивая идея снизить энергетическую зависимость от России.
В качестве предварительных шагов, подчёркивающих недовольство официального Тегерана, в Иране отменили «Неделю польского кино», которая должна была пройти 27 января — 1 февраля, отказались от договорённости о сотрудничестве между Тегеранским музеем современного искусства и посольством Польши в ИРИ.
Между тем МИД Ирана ранее опроверг появившиеся в польских СМИ сообщения о том, что иранские власти перестали выдавать визы гражданам Польши.
Что может последовать от иранской стороны за указанными, заметим, пока достаточно скромными, мерами «отрезвления» Варшавы, сказать сложно. По всей видимости, всё ограничится ещё несколькими дипломатическими демаршами Тегерана, и только. Реальных рычагов воздействия иранцев на польские власти нет, пожалуй, кроме апелляций к Брюсселю пресечь отклонение Варшавы от общеевропейской линии в отношении Исламской Республики, которую всеми силами пытаются разрушить США.
По данным иранского государственного информагентства IRNA, верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Федерика Могерини не примет участие в варшавской конференции. Источник IRNA в Брюсселе сообщил, что глава европейской дипломатии отклонила приглашение почтить своим присутствием форум, сославшись на слишком плотный рабочий график.
Противостояние США и Ирана с Ближнего Востока перемещается в Европу, ведущие государства которой, оставаясь в рамках односторонне разорванной американцами ядерной сделки, пытаются пресечь диктат администрации Трампа. На кону запуск Механизма специального назначения (Special Purpose Vehicle, SPV), призванного перевести торгово-экономические связи ЕС с ИРИ на взаиморасчёты в евро и нейтрализовать влияние американских санкций против Тегерана на европейские компании (1). Но работа с SPV застопорилась, ведущие столицы ЕС демонстрируют неповоротливость, что уже вызвало критические замечания иранских партнёров.
США предупредили Берлин, Париж и Лондон о последствиях для них в случае продолжения сотрудничества с Тегераном, прежде всего, в сфере поставок на европейский рынок иранской нефти. В ход идут не только дипломатические увещевания, но и откровенный шантаж, доставляемый до конечных адресов непубличными каналами межгосударственного общения союзников по НАТО. Польша в этом отношении стала одним из главных передаточных звеньев донесения до западноевропейских столиц американских посылов разорвать связи с «режимом мулл». Вместе с Румынией, ещё одним последовательным союзником США в Восточной Европе, Польша формирует в этой части Старого света «альтернативный полюс» того, как «на самом деле надо вести дела с Тегераном».
В итоге, повышая градус конфронтации с Ираном и перенося её на сопредельные Ближнему Востоку регионы, американцы разрушают изнутри любые попытки европейцев предстать единым мощным субъектом на международной арене. Нынешний этап в Европе более чем благоприятствует планам США. Франция окунулась во внутреннюю проблематику, тамошние власти едва сдерживают социально-экономическое недовольство своих граждан. Германия занята решением миграционного вопроса, захлестнувшего первую европейскую экономику, по сути, неуправляемого людского потока из Ближнего Востока и Северной Африки. Великобритания же вплотную подошла к выходу из ЕС, после чего внешняя политика этого традиционно ближайшего атлантического союзника США может претерпеть существенные изменения, включая присоединение Лондона к рядам жёстких противников Тегерана.
А в Варшаве и Бухаресте американцы продолжат насаждать «безрассудные антииранские цирки», конечно, не забывая и о главной миссии этих столиц на восточном фланге НАТО — содействие распространению хаоса на постсоветском пространстве.
(1) С помощью SPV европейские страны, которые сохранили своё участие в ядерной сделке с Ираном и не поддержали выход из неё Соединённых Штатов, рассчитывают продолжить закупку иранских энергоносителей и экспорт на перспективный рынок ИРИ своих товаров. Однако на этому пути им предстоит решить главную задачу — отказ от взаиморасчётов с Тегераном в долларах и переход на использование евро в связях с иранскими коммерческими партнёрами. В свою очередь США предупреждают, что европейские банки и компании, принимающие участие в специальной инициативе Евросоюза по защите торговли с Ираном, окажутся под угрозой вторичных американских санкций.
Ближневосточная редакция EADaily
Комментарии 0