За считанные дни до открытия в Лондоне «юбилейного саммита» НАТО (3—4 декабря), который отметит 70-летие образования Североатлантического альянса, внутри военно-политического блока царят отнюдь не праздничные настроения. Напротив, усилилось ощущение возможного распада НАТО, выхода из организации отдельных членов. В дополнение ко всему внутри альянса возникла дискуссия в панических тонах, инициатором которой стал президент Франции Эмманюэль Макрон.
Турция даёт всё больше поводов считать её «трудным ребёнком» НАТО, хотя единственный ближневосточный участник альянса состоит в нём с 1952 года. Дело дошло до того, что с подачи польской прессы (газета Rzecznik Gazeta Prawna) появился термин по аналогии с британским Брекситом (выходом Лондона из Евросоюза) — Turexit.
Как отмечает указанное варшавское издание, подготовка к лондонскому саммиту отличается нервозностью, которую добавили, в частности, недавние испытания Турцией закупленных у России зенитных ракетных комплексов С-400 на истребителях F-16 американского производства. Плюс к этому Анкара наотрез отказывается поддержать на предстоящем саммите План НАТО по защите Польши и стран Балтии, если аналогичный план по защите Турции от «угроз» с сирийского направления (в лице признанных турецкой стороной «террористическими» курдских «Отрядов народной самообороны» не получит одобрения в евро-атлантическом блоке).
Rzecznik Gazeta Prawna напоминает ключевые «камни преткновения» последнего времени среди членов НАТО: высказывания президента Франции, заявления американской администрации о намерении сократить вклад США в оборонный бюджет НАТО, военная операция Турции в Сирии, получившая дружную отповедь со стороны её союзников по альянсу.
Напомним, Турция отказывается поддержать натовский план в отношении стран Балтии и Польши, если не получит дополнительную политическую поддержку в её борьбе с курдскими «Отрядами народной самообороны» (YPG) на севере Сирии. Ополчение сирийских курдов играет ведущую роль в поддерживаемом Соединёнными Штатами арабо-курдском альянсе «Сирийские демократические силы» — главного союзника американцев «на земле» в Сирии в борьбе с террористической группировкой ДАИШ («Исламское государство», ИГ, ИГИЛ — запрещена в России). Но Анкара требует, чтобы НАТО официально признало YPG «террористической организацией» и «угрозой» для всего альянса в целом.
В альянсе пытаются добиться, чтобы все его 29 членов поддержали военный план по защите Польши, Литвы, Латвии и Эстонии на случай «российской атаки».
Генсек НАТО Йенс Столтенберг прокомментировал ситуацию, общаясь 27 ноября с журналистами в аэропорту Мелсброек под Брюсселем, где состоялась церемония подписания контракта между Североатлантическим альянсом и американской корпорацией Boeing по модернизации самолётов дальнего радиолокационного обнаружения E-3 Sentry/AWACS. Столтенберг назвал случившееся «внутренним спором в НАТО».
7 ноября президент Франции в интервью британскому изданию The Economist заявил, что «мозг НАТО» мёртв. По его мнению, в альянсе нет никакой координации по принятию стратегических решений. Он также добавил, что Европе необходимо «проснуться» и начать наращивать оборонный потенциал, поскольку она находится «на краю пропасти».
Генсек НАТО Йенс Столтенберг и канцлер ФРГ Ангела Меркель категорически не согласились с оценкой Макрона о состоянии альянса, а лидеры Польши и прибалтийских республик подвергли французского президента жёсткой критике. США также раскритиковали заявления хозяина Елисейского дворца.
Комментарии 0