Японский план «Б» по захвату Южных Курил
К новому году кабинет министров Японии Синдзо Абэ планирует обнародовать новую оборонную доктрину, в которой, прежде всего, будет пересмотрена 9-я статья Конституции (запрещающая иметь сухопутные войска, ВМФ и ВВС — авт.). После этого Силы самообороны наконец-то обретут легитимный статус и даже смогут участвовать в экспедиционных боевых операциях с применением боевых кораблей и самолетов.
Официальный Токио, напомним, уже заявил, что данное знаменательное событие случится до 2020 года. Таким образом, завершится целая послевоенная эпоха в истории этого островного государства.
Далее следует ожидать перехода на ежегодное утверждение японским парламентом военного бюджета, а не раз в пять лет, как это происходит сейчас. Логично, ожидать взрывообразного роста оборонных расходов. Газета Japan Times так объясняетпредстоящие изменения: «Премьер-министр сказал, что ситуация в области безопасности Японии стала гораздо тяжелее, чем пять лет назад, когда устанавливались нынешние принципы».
А это уже камушек в американский огород. Что толку, что Пентагон гоняет авианосцы к берегам КНДР, если с каждым годом ракеты чучхе летят дальше, а ядерные боеголовки становятся мощнее и компактнее.
Учитывая, что в Белой книге-2018 (опубликованной в сентябре) Минобороны Японии считает Северную Корею главным вызовом, Токио тем самым шлет месседж Пентагону: Соединенные Штаты не справляются с ролью гаранта безопасности. Значит, однажды проблему КНДР Токио будет вынужден решать самостоятельно.
С одной стороны, Абэ демонстрирует недовольство Америкой — пусть и достаточно завуалированное, с другой, — все-таки опасается её гнева, а также боится остаться один на один с Китаем, КНДР и Россией. В этих условиях от новой доктрины логично ждать ускоренного строительства высокотехнологической армии, чтобы закрыть разрыв между экономической мощью, международными амбициями и дистрофическими вооруженными Силами.
Сейчас в правящей Либерально-демократической партии Японии идут закрытые консультации по вопросам, насколько далеко Абэ может пойти в своих устремлениях. В этой связи премьер-министр островного государства уже объявил, что оборонительный потенциал страны будет нарастать, прежде всего, в области радиоэлектронной борьбы, дронов и искусственного интеллекта, а также в новых сферах конфликтов, включая киберпространство и космос. То есть там, где нет формальных и негласных запретов.
То, что в вопросах военного строительства японские националисты приветствуют решительные шаги своего правительства, свидетельствует о переломе в общественном сознании. В частности, шведские профессоры Карл Густафссон, Линус Хагстрем и Умо Ханссен, изучив на месте отношение жителей Страны восходящего солнца к войнам, пришли к неутешительному выводу: «японский пацифизм мертв». В стране возрождается шовинизм и культивируется агрессивный национализм.
Судя по всему, в «фан-клуб» синто (воинственная религия-идеология, с которой императорская армия чинила зверства в Китае) можно смело записать большинство японцев. Между тем, в Ясукуни (синтоистское святилище в Токио — авт.) посетители и служители культа поклоняются военным преступникам Второй мировой войны Хидэки Тодзио, Сэйсиро Итагаки, Хэйтаро Кимура, чьи руки по локоть в крови. Это все равно, если бы в Кельнском соборе служили бы мессу Гитлеру, Геббельсу, Риббентропу и так далее. Или канцлер Меркель приехала бы в Нюрнберг, чтобы почтить память «несправедливо» повешенных фашистских главарей.
Однако нынешний японский премьер-министр назло Пекину, Москве и даже Вашингтону посетил Ясукуни, чем вызвал негодование во всем мире. Более того, Синдзо Абэ заявил, что во Второй мировой войне 250 тысяч иностранных невольниц японских солдатских борделей добровольно стали «женщинами для утех». Мол, «нет никаких доказательств того, что было принуждение».
В отличие от формальной позиции американской элиты, которая как страус прячет голову в песок, шведская профессура убеждена, что в японском обществе опасные трансформации уже стали фактом. В этой связи логично ждать и перемен в международной политике, которая в перспективе будет основываться на силе там, где дипломатия бессильна.
Несложно предположить, куда будут устремлены первые воинственные взоры новых воинов-синто. Конечно же, на российские Южные Курилы.
Издание Госдепа США Foreign Policy считает, что Япония в целом скептически относится к тому, что Россия добровольно отдаст даже 2 маленьких острова Шикотан и Хабомаи — не более 7% «северных территорий». Просто Путин играет свою политическую игру, Абэ — свою, пытаясь бить клин между РФ и КНР.
Конечно, Москва продемонстрировала всему миру, что политика Вашингтона по изоляции РФ не работает. Это — во-первых. Во-вторых, Кремль уже не наивен, как 20 лет назад при Ельцине, то есть не верит, что Токио выполнит какие-либо обещания по триллионным инвестициям, снятию санкций, а также по признанию Крыма. Дескать, всегда можно найти повод для взаимного обострения отношений и «красиво хлопнуть дверью». В-третьих, даже американцы вынуждены констатировать, что «торговля Победой во Второй мировой войне» аморальна.
Возможно, Москва и согласилась бы с передачей Шикотана и Хабомаи в обмен на Мирный договор, но только с условием нейтрального статуса Японии. Но для этого Токио не только придется выгнать американских солдат, но и прекратить военно-техническое сотрудничество с Вашингтоном. Другими словами, Синдзо Абэ в реальности не питаетнадежд, что получит назад четыре острова, перешедших СССР.
Поэтому резкое усиление японской армии до состояния одной из самых мощных в мире может стать частью плана «Б» по силовому решению вопроса «северных территорий». То есть по внезапному захвату Южных Курил. Сейчас, такой сценарий воспринимается, как нереалистический, но с учетом набирающего обороты японского шовинизма, от фанатов синто завтра можно ожидать всего, что угодно. В конце концов, не ударит же Россия атомными бомбами по островам с американскими военными базами. Главное — отбиться от русской контратаки, а там, глядишь, возникнет новая реальность.
В западных СМИ, в том числе и в заокеанском медиа-пространстве, Абэ характеризируется, как человек, оглядывающий назад, но при этом у него становится все больше политических поклонников в своей стране. Впрочем, даже вашингтонские политики сравнивают нынешнего премьер-министра Страны восходящего солнца с Дон Кихотом, который пытается сразиться сразу с двумя гигантскими ветряными мельницами, крылья которых вращаются в противоположные стороны. Дело в том, что ни США, ни РФ не заинтересованы в сильной Японии.
Комментарии 0