Политики Эстонии уже несколько дней обсуждают нашумевшие слова хореографа Светланы (Светы) Григорьевой, на приеме в президентском дворце заявившей, что в стране построена система социального и этнического неравноправия.
Так, премьер-министр Юри Ратас в своей речи на съезде возглавляемой им Центристской партии подчеркнул «важность прав человека и равных возможностей», заявив, что «Эстония — это страна, в которой автомойщик может стать главой правительства», пишет err.ee. Он напомнил, что в 1999 году создал фирму Värvilised, которая занималась обслуживанием автомобилей, и в течение трех лет был ее исполнительным директором. Ратас подчеркнул, что в «Эстонии у всех жителей, вне зависимости от их происхождения, национальности или сексуальных предпочтений, должны быть равные права и возможности».
«Мы своей работой должны доказать, что для Центристской партии не существует своих и чужих людей, я подчеркиваю — для нас все люди являются своими. Сильной стороной Центристской партии всегда была ее способность объединять разных людей, создавать прочные связи между отдаленными районами и центрами, между людьми, говорящими на эстонском и русском языках, людьми с высокими и низкими доходами, между молодыми и пожилыми», — отметил премьер.
В то же время в беседе с изданием Postimees Ратас признал, что в словах Григорьевой о меньших возможностях для нацменьшинств Эстонии есть своя правда.
«Я считаю, что постановка этого вопроса очень правильна. Возможно, мы не всегда хотели слушать, могут ли люди с русским и эстонским родным языком, являясь гражданами Эстонии, действовать совершенно как равные», — отмечает глава правительства.
Премьер-министр добавил, что в Эстонии у представителей всех национальностей должны быть равные возможности работать в общественном или частном секторе, в журналистике, стать членом Рийгикогу, премьер-министром или даже президентом.
Депутат Европейского парламента Яна Тоом (Центристская партия) в беседе с Postimees.ee отметила, что Григорьева, заявив, что женщины с именем «Маша», «Вера» или «Света» вряд ли когда-нибудь смогут въехать в президентский дворец в Кадриорге на правах хозяйки, абсолютно права.
«В этом Света права — причем чуть менее права, чем могла бы быть. У Вани, Пети и Сережи шансов оказаться в Кадриорге не больше, чем у Даши и Веры. Вот только неэстонцы — не слизни. Мы такие же люди, такие же местные жители, такие же налогоплательщики, как те, кто родился „с хорошим стартовым пакетом“. Значит ли это, что речь Светы Григорьевой станет реальным wake-up call? Боюсь, что нет — у нас принято возмущаться следствиями, но никогда, ни за что не говорить о причинах. Так было до речи Светы, так, боюсь, будет и после. И, да, все вышесказанное ни на йоту не умаляет значения сказанного Светой Григорьевой. Она — молодец. Теперь даже можно будет сказать: у нас Олю, Машу и Наташу не только в парламент выбирают, но и приглашают выступать на президентских приемах», — иронически сказала Тоом.
Вице-мэр Таллина Вадим Белобровцев (Центристская партия) высказал мнение, что речь Светы Григорьевой была заранее ею согласована с президентом Керсти Кальюлайд — поскольку многое из высказанного Григорьевой вполне укладывается в идеологию Кальюлайд.
«Речь получилась хорошей — с моей точки зрения, лучше той, с которой в итоге выступила сама президент. Соглашусь с премьер-министром Юри Ратасом, который похвалил выступление Светы Григорьевой и сказал, что многие поднятые проблемы действительно присутствуют в нашем обществе, и с ними нужно бороться. Отрадно, что присутствовавшие на приеме услышали те вещи, которые мы, говорящие на родном русском языке люди, отлично знаем по собственному опыту. И дай бог, чтобы это выступление привело к какому-то пересмотру ценностей в обществе — но надежды на это, увы, не много. Периодически русские люди говорят об этих проблемах в разных местах, по разным поводам, однако воз и ныне там. Мы и сами пытаемся с этим бороться, но этого часто недостаточно. Думаю, если Света Григорьева действительно хочет изменить существующую ситуацию и бороться с неравенством, выступая за права женщин, русскоговорящих жителей, людей, оставшихся в 90-е годы без гражданства, то одним из эффективных методов было бы присоединение к Центристской партии, которая годами и десятилетиями стоит за всех этих людей, не давая отбросить их проблемы в сторону и забыть о них. Социальные ценности и готовность их отстаивать всегда были сильной стороной „центристов“, так что здесь нам точно по пути», — призвал Белобровцев.
Мэр Таллина Михаил Кылварт (Центристская партия) дополнил: «Выступление Светы Григорьевой на президентском приеме — безусловно одно из наиболее ярких событий дня. А если бы оно действительно возымело действие на умы тех, к кому было обращено, то, возможно, — и последних лет. То, о чем многие русские люди говорят у себя дома, вышло на самую высокую трибуну и достигло ушей местной элиты — в такой момент, когда им было невозможно отвернуться или уйти. К сожалению, разделение в обществе, неравенство, имеют давние корни и слишком большую эмоциональную составляющую с обеих сторон. Но такие независимые выступления нужны и важны. Будут ли эти слова по-настоящему услышаны не только политиками, но и обществом? И еще важнее — будут ли они поняты, вот в чем вопрос. На мой взгляд, показательно еще и то, что эти простые и понятные, пожалуй, любому местному русскоговорящему жителю аргументы были озвучены не политиком, а представителем интеллигенции. В своей речи девушка упомянула возможные репрессии, которые она не исключает после своего выступления. И это еще один сигнал обществу — в то время как все озабочены перспективами демократии в Белоруссии, что-то не так и в нашем собственном „королевстве“, где врагом государства можно прослыть только за желание учиться на родном языке».
Член парламента Мария Юферева-Скуратовски (Центристская партия) от себя заявила: «Здравствуйте, я Маша, депутат Рийгикогу. Сегодня с утра я полностью прослушала речь Светы Григорьевой, произнесенную на приеме у президента по случаю восстановления независимости Эстонской Республики, и мне захотелось ответить. Речь была проникновенная, эмоциональная, но слишком уж политизированная. Если бы я была очень циничной, я бы даже предположила, что советники президента могли помочь в составлении этой речи. А что, очень сильный политтехнологический ход. Приходит на прием милая девушка Света из смешанной русско-эстонской семьи и говорит все то, что мы не раз слышали от самого президента. Возможно, я ошибаюсь, но просто мне показалось, что я слышу слова Керсти Кальюлайд, просто в исполнении другого человека».
«Но не в этом суть, разумеется, у Светы Григорьевой есть полное право думать и чувствовать именно так. В это я верю. Я хотела поговорить о другом. Света Григорьева заявляет, что в нашем обществе у девушек со славянскими именами из простой семьи отсутствует возможность реализовать свои большие политические мечты по той причине, что у власти находится определенная коалиция. Дорогая Света, это неправда. У каждого человека в нашем обществе есть возможность реализовать свои мечты. А правда заключается в том, что сделать это очень сложно, особенно для русской девушки. И нынешняя коалиция здесь ни при чем. Совершенно неважно, кто у власти, но, если русская девушка решит делать политическую карьеру в Эстонии, она должна быть готова к жесткой конкуренции, потокам ненависти в комментариях, готовности работать в стрессовой ситуации, уметь делать выводы из ошибок, вставать на ноги, если упала, постоянно учиться. Да, вы правы, это мужской мир, и здесь играют по мужским правилам. А бывает и так, что желание и амбиции есть, но не хватает опыта и знаний, как быть политиком. И никто этому не научит. Не каждой женщине мир политики покажется достаточно привлекательным. По крайней мере, многие мои подруги не понимают моего выбора», — признает Юферева.
«Главное, что мне не понравилось в вашей речи — это позиция жертвы. Это именно то, что в наших женщинах надо искоренять, а не культивировать. С этим у нас как раз огромная проблема. К сожалению, ваша речь была буквально пропитана отчаянием и неверием в то, что женщина способна что-либо сделать в этой ситуации. Я так понимаю, это риторика поколения „снежинок“. Она мне совсем не близка, я ребенок 90-х годов и привыкла жить с мыслью, что жизнь — это борьба. На деле политическая ситуация сейчас намного лучше, чем 22 года назад, когда я заканчивала школу. У меня не было никакой стартовой площадки, потом на руках оказался маленький ребенок, но даже в мыслях не было обвинять правительство, которое, вообще со мной не считалось и не интересовалось моим мнением. Я просто много училась, работала и мечтала. Света, после вашей речи, у вас есть прекрасная возможность заняться политикой. Давайте вместе постараемся переломить эту ситуацию, чтобы политические мечты девушек осуществлялись. И возможно, когда-нибудь мы и увидим первую женщину премьер-министра или президента с русской фамилией», — заключила Юферева.
Член правления партии «Отечество», депутат эстонского парламента Прийт Сибуль написал на своей странице в Facebook, что, по его мнению, нужно делать местным русским, чтобы снискать доверие эстонцев. При этом Сибуль признал, что во всех других крупных эстонских партиях, за исключением Центристской, русские жители почти не представлены.
«Говорите с эстонцами открыто, высказывайте чётко, что вас беспокоит. Одного раза недостаточно. Пересмотрите то образование, которое предлагается в русскоязычных школах, и требуйте лучшего. Не от государства, а именно от школы. Если руководитель школы не хочет искать хороших учителей, то и не найдёт. Требуйте такого уровня в обучении эстонскому языку, чтобы русскоязычные молодые люди могли общаться с эстонцами по-эстонски. Очень увлекательно слушать, как русскоязычная и эстоноязычная молодёжь общаются между собой по-английски, но на самом деле это ужасно — для обеих сторон. Заявите чётко и громко, что ваша ценность — это родина, Эстония. Путин, русский шовинизм, оранжевая лента с чёрными полосками — всё это не Эстония. Покажите, что вы носитель этих ценностей, с которыми закладывался фундамент Эстонской Республики. Я знаю многих демократически настроенных русских, кто ценит Эстонию как свою родину, но нужно создавать такой образ и в СМИ», — уверяет Сибуль.
По его словам, эстонцы не испытывают «аллергии» в отношении русских, но явно тревожатся, когда чувствуют «дуновение великорусского шовинизма».
Комментарии 0