В Брюсселе 15 октября начал свою работу двухдневный саммит Европейского союза. Главным вопросом Европейского совета на этот раз стало обсуждение отношений ЕС и Великобритании в свете идущего Brexit.
В первый рабочий день саммита лидеры государств-членов рассмотрели ход реализации соглашения о выходе Великобритании из ЕС и текущее состояние переговоров о будущем партнерстве между ними. Также они обсуждали, что следует предпринять, если торговые отношения между ЕС и Великобританией не будут согласованы к концу переходного периода для Brexit — т. е. к 31 декабря. С 1 января 2021 года Великобритания окончательно окажется вне Евросоюза, но соглашения об отношениях после этого с Европой у Британии все еще нет. Напомним, что Соединенное Королевство покинуло Европейский союз 31 января 2020 года. С этого дня начался переходный период длительностью в 11 месяцев, главная цель которого — это согласовать условия будущих двусторонних отношений, прежде всего торговли.
Поэтому до конца переходного периода обе стороны — британские правительственные переговорщики и представители ЕС на переговорах намерены, прежде всего, достичь всеобъемлющего соглашения о взаимной свободной торговле.
Две недели назад, 2 октября, завершился последний девятый раунд из серии переговоров о будущей системе двусторонних отношений. И завершился он без какого-либо значимого результата. Это и потребовало специального саммита ЕС по проблеме переговоров с Великобританией.
В Европе выставляют на счет британцам то, что Лондон поспешил со своим законопроектом о внутреннем рынке. Если его примут в качестве закона в британском парламенте, то этим нарушат имеющееся соглашение о выходе Великобритании из ЕС на переходный период. Наиболее трудные и одновременно ключевые вопросы для принятия торгового соглашения — это обеспечение равных условий для конкуренции, механизм урегулирования возникающих споров и рыболовство.
Накануне саммита в среду вечером британский премьер Борис Джонсон имел телефонный разговор с председателем Европейской комиссии Урсулой фон дер Ляйен и председателем Европейского совета Шарлем Мишелем. На словах британский премьера как бы был согласен на интенсивные переговоры с выходом на конечный результат в самые ближайшие дни. Но это только на словах.
В день саммита премьер-министр Великобритании Джонсон проинформировал Ляйен и Мишеля о том, что он примет решение о дальнейших действиях Великобритании в свете результатов двухдневного саммита ЕС. В прошлом месяце Джонсон уже предупреждал, что он рассматривает 15 октября, как крайний срок, и если к тому времени консенсус не будет, то он не видит никаких шансов на достижение соглашения о свободной торговле между Великобританией и ЕС.
До этого Джонсон пытался о чем-то договориться по телефону с президентом Франции Эммануэлем Макроном и канцлером Германии Ангелой Меркель.
Председатель Европейского совета Шарль Мишель в своем письме-приглашении на саммит к лидерам государств-членов заранее предупредил, что будущее соглашение должно отвечает интересам обеих сторон, но с оговоркой — «не любой ценой».
В результате работы первого дня саммита лидеры государств-членов ЕС приняли заключительную декларацию об отношениях между Европейским союзом и Великобританией и о переговорах по подготовке соглашения. На случай срыва переговоров Европейская комиссия должна подготовить согласованный сценарий и рассмотреть чрезвычайные меры.
Главный переговорщик от Евросоюза Мишель Барнье сообщил на пресс-конференции, что на следующей неделе делегация ЕС продолжит в Лондоне переговоры о будущих отношениях. Барнье предложил британским партнерам по переговорам завершить разработку содержательной части соглашения в оставшиеся дни октября. «Если Великобритания хочет получить доступ к 450 миллионам потребителей Европейского союза и к Единому рынку с 22 миллионами компаний, то она должна обеспечить равные условия игры», — сказал Барнье. Однако ожидаемый график заявленных переговоров до сих пор официально не объявлен.
После первого рабочего дня саммита канцлер Германии Ангела Меркель публично признала, что предстоит еще много работы, прежде чем будет достигнуто соглашение о будущих отношениях между Евросоюзом и Великобританией. «Обе стороны должны идти на компромиссы, не отказываясь от своих интересов», — сказала канцлер. «Мы попросили Соединенное Королевство оставаться открытым для компромиссов, чтобы достичь соглашения, даже если обе стороны настаивают на определенных условиях. Конечно, это также означает, что Союз также должен идти на компромиссы», — сказала канцлер.
Однако во второй половине дня в пятницу из Лондона последовал решительный отказ на это предложение компромисса от Меркель. Пресс-секретарь премьер-министра Джонсона заявил: «Первое, что нужно сказать — это то, что торговые переговоры закончены. ЕС фактически положил им конец, заявив, что не хочет менять свою переговорную позицию. ЕС может либо кардинально изменить свою позицию, либо мы можем уйти [из Евросоюза] на „австралийских условиях“». Пресс-секретарь добавил, что переговорщик ЕС должен приехать в Лондон только на следующей неделе и только с компромиссом. Внешне это выглядит, как ультиматум, за которым должен последовать разрыв.
А что такое «австралийские условия»? О них Борис Джонсон впервые заговорил 8 июля сего года. Это означает, что бывший британский доминион — Австралия не имеет всеобъемлющего торгового соглашения с Великобританией, но в целом ведет с ней активную торговлю, следуя лишь правилам Всемирной торговой организации (ВТО). Таким образом, ссылка британского премьер-министра на «австралийские условия» означает, что Великобритания готова выйти из Союза без соглашения о свободной торговле. Это в свою очередь означает, что на какое-то время грядет хаос во взаимных экономических отношениях Британии и ЕС, усугубляемый еще повторным свертыванием экономики из-за коронавируса.
Однако не будем спешить бить в литавры по случаю скорого развала отношений Великобритании и ЕС. Заметим, что до сего момента Евросоюз и Соединенное Королевство как-то находили возможность заключать в самый-самый последний момент актуальные соглашения по Brexit. Вполне, вероятно, что заявленным отказом от продолжения переговоров Джонсон пытается чуть сдвинуть баланс на них в сторону Британии.
* * *
В качестве дополнительных вопросов в повестке дня прошедшего саммита ЕС рассматривались еще: проблема изменения климата, повторная вспышка коронавируса и отношения ЕС с Африкой.
По климату лидеры государств-членов ЕС обсудили новые целевые показатели по сокращению выбросов углерода в атмосферу, предложенные Европейской комиссией и Европейским парламентом, которые предусматривали сокращение на 55% или 60% до 2030 года включительно.
В итоге в своей заключительной декларации, принятой в контексте защиты климата, лидеры государств-членов ЕС заявили, что для достижения цели Европейского союза по климату к 2050 году в соответствии с целями Парижского соглашения, ЕС должен активизировать свои усилия в течение предстоящего десятилетия и обновить свою климатическую и энергетическую политику.
Но не 55% и не 60% — лидеры государств-членов взяли на себя обязательство превысить целевой показатель сокращения выбросов только на 40% по сравнению с контрольным показателем, установленным в настоящее время для Европы на 2030 год. В этом контексте Европейской комиссии было предложено провести переговоры с государствами-членами об их более высоких целевых показателях сокращения выбросов. После этого согласованные новые цели по выбросам следует обсудить на следующем саммите ЕС в декабре этого года.
А еще на прошедшем саммите была рассмотрена ухудшающуюся эпидемиологическая ситуация в Европе, координация мер, принятых на уровне Союза, и развитие общих закупок вакцин в Евросоюзе. Государства-члены Европейского союза приняли заключительную декларацию о продолжающейся вспышке коронавируса с призывом к Европейскому совету и Европейской комиссии продолжить работу по координации, уделяя особое внимание карантинным требованиям, мониторингу передвижения в пределах границ Союза, стратегиям тестирования, совместной оценке методов тестирования, взаимному признанию тестов и временным ограничениям на въезд в ЕС.
При отъезде с саммита «молодое лицо Евросоюза» — австрийский канцлер Себастиан Курц так высказался о происходящем: «Мы все хотим избежать дальнейших закрытий [в экономике], но если вирус не будет сдерживаться, потребуются дальнейшие ограничения. Это, в свою очередь, приводит к потере рабочих мест». Курц предупредил, что, хотя в некоторых государствах-членах все еще имеется значительное число бесплатных больничных коек, «многие недооценивают, что означает экспоненциальное распространение эпидемии».
Четвертый вопрос в повестке дня саммита был: обсуждение отношений с африканскими странами. Они сосредоточились на вопросах торговли, развития, безопасности и стабильности, миграции и борьбы с терроризмом.
Интересным моментом на саммите стало неучастие в нем под предлогом карантина из-за коронавируса премьер-министра Польши Матеуша Моравецкого. Моравецкий никого не прислал вместо себя из Варшавы, но передал свои «польские» полномочия премьер-министру Чехии Андрею Бабишу. Вопрос: уровень доверия между Польшей и Чехией в Вышеградской группе столь высок или его намеренно демонстрируют критикам Польши в Брюсселе?
Комментарии 0