Турция движется к глубокой экономической рецессии, пишет сегодня, 30 октября, турецкий информационно-аналитический портал Ahval со ссылкой на экспертную оценку.
Робин Брукс, ведущий экономист Института международных финансов (IIF, штаб-квартира в Вашингтоне), бывший главный валютный стратег Goldman Sachs, в своём прогнозе указывает на самый негативный за всю историю современный Турции так называемый кредитный импульс в стране. «Это означает глубокую рецессию, но в то же время и определённую стабилизацию лиры», — отмечает аналитик.
Правительство Турции стремилось спланировать восстановление экономики страны в этом году, отдав распоряжение государственным банкам наводнить рынок дешёвыми кредитами. Центральный банк сохранил процентные ставки ниже уровня инфляции, чтобы поддержать эту политику. Но такая тактика привела к падению курса национальной валюты до рекордных минимумов, что побудило турецкие власти принять меры для сдерживания кредитования. Между тем Центробанк уже потратил десятки миллиардов долларов своих валютных резервов на защиту лиры.
Министр финансов Турции Берат Албайрак, зять президента Реджепа Тайипа Эрдогана, предсказал экономический рост в стране на уровне 0,3 процента в 2020 году, объявляя трёхлетнюю экономическую программу в конце сентября. Ежемесячный опрос экономистов, проведённый в октябре, выдал другой прогноз — сокращение экономики на 0,8%.
Экономическая активность в стране, входящей в двадцатку крупнейших экономик мира, упала на 9,9% в годовом исчислении во втором квартале года. В июне Международный валютный фонд (МВФ) предсказал 5-процентное сокращение экономики Турции в этом году. В своём прогнозе МВФ сослался на негативное влияние пандемии коронавирусной инфекции Covid-19.
В эту пятницу лира упала до нового рекордного минимума — 8,3531 за доллар США, потеряв с начала года 29%. Инвесторы говорят, что неспособность ЦБ Турции поднять базовую процентную ставку способствует обвалу нацвалюты.
По словам Брукса, IIF установил «справедливую стоимость» лиры на уровне 7,5 за $ 1, утверждая, что резкое изменение объёмов нового кредитования банками сократит увеличивающийся дефицит текущего счёта страны. Дефицит резко увеличился, поскольку турецкие потребители использовали кредиты для скупки импорта. Но торговый дефицит Турции почти утроился до $ 4,83 млрд в сентябре по сравнению с прошлым годом, так как импорт вырос на 23%, согласно официальным данным, опубликованным 30 октября. Это говорит о том, что турецкие предприятия и потребители все ещё находят средства для скупки импортных товаров и для потенциальной поддержки экономического роста в будущем. Турецкий экспорт вырос на 4,8%.
Валютный кризис в 2018 году вынудил ЦБ Турции резко повысить процентные ставки. Но сейчас базовая ставка составляет 10,25% по сравнению с 24% в июле прошлого года. При поддержке правительства регулятор предпочёл использовать другие инструменты для ужесточения денежно-кредитной политики, включая финансирование банков с различными процентными ставками. Глава Центрального банка Турции Мурат Уйсал заявил на этой неделе, что экономическая активность в третьем квартале года продемонстрировала «V-образное» восстановление во многих секторах. По его словам, данные свидетельствуют о том, что восстановление турецкой экономики продолжится в октябре.
Комментарии 0