Порошенко — США: Задавить Путина по иранской модели
Генпрокурор Украины Юрий Луценко подготовил предложения по новым антироссийским санкциям из-за инцидента в Керченском проливе. По его словам, документ уже передан на рассмотрение президенту Петру Порошенко и секретарю СНБО Александру Турчинову. «Уверен, что пора положить конец ведению бизнеса россиян в стране», — заявил Луценко в интервью телеканалу ICTV.
Луценко считает, что Киев должен применить «к отдельным физическим и юридическим лицам РФ персональные, специальные экономические и другие ограничительные меры» в связи с ситуацией в Керченском проливе. В числе прочего он предложил заблокировать активы российских представителей на территории Украины «до полной деоккупации страны».
Генпрокурор также заявил, что необходимо ввести ограничения против российских физических и юридических лиц, так как «в некоторых сферах они имеют монополию» на Украине.
Кроме того, о возможных антироссийских санкциях рассказал директор политического департамента украинского МИД Алексей Макеев, который 3 декабря прибыл в Брюссель для участия в переговорах НАТО.
Он, в частности, призвал наложить для российских кораблей запрет на заходы в порты Европы. По его мнению, также ограничения нужно ввести в отношении тех, кто руководил пограничниками.
Все это означает одно: позицию США и их западных партнеров по инциденту у берегов Крыма, выраженную на саммите G20 в Буэнос-Айресе, в Киеве расценили как сигнал для нового дипломатического наступления.
Особое внимание в Киеве обращают на ключевые тезисы интервью телеканалу CNN, которое дал по итогам обсуждения на G20 инцидента в Керченском проливе госсекретарь США Майкл Помпео. Объясняя причины отказа Дональда Трампа от встречи с Владимиром Путиным, глава американской дипломатии сообщил: президент Трамп отменил ее потому, «что поведение россиян было возмутительным и противоречащим международному праву».
«Президент Трамп хотел направить четкий, недвусмысленный месседж, что мы считаем неприемлемым такое поведение», — заявил Помпео. Он также назвал выдвигаемые США условия диалога с Москвой: «Россияне должны вернуть моряков, корабли должны быть возвращены Украине».
Из подтекста следует: если Москва заупрямится, очередное ужесточение секционного режима со стороны США — сценарий вполне вероятный.
Напомним, американские законодатели готовы к дальнейшему расширению антироссийских санкций. Сейчас на рассмотрении Конгресса находятся пять законопроектов, предусматривающих дополнительные жесткие меры в отношении Москвы. Один из них, подготовленный сенатором-демократом Робертом Менендесоми республиканцем Линдси Грэмом, вводит ограничения на операции с суверенным долгом РФ и предусматривает введение санкций против компаний, сотрудничающих с предприятиями энергетического сектора России. А законопроект, соавторами которого стали республиканец Марко Рубио и демократ Крис ван Холлен, предписывает автоматическое введение санкций против Москвы в случае, если директор Национальной службы разведки США придет к выводу о том, что российское руководство пыталось вмешаться в ход промежуточных выборов в Конгресс, которые состоялись в ноябре.
Что стоит за санкционной инициативой Киева, будет ли она подкреплена еще и новыми антироссийскими мерами Запада?
— Луценко действует в русле указа президента Порошенко о введении военного положения, — отмечает экс-директор информационного офиса Совета Европы, преподаватель кафедры европейского и конституционного права МГИМО МИД РФ Николай Топорнин. — Замечу, что санкционный список Украины в отношении физических и юридических лиц из РФ и без дополнительных ужесточений весьма широк — он даже объемнее соответствующих списков ЕС и США. Но теперь Луценко предлагает полностью блокировать остатки активов российских компаний в «незалежной». Можно сказать, генпрокурор Украины пытается копировать всеобъемлющие санкции США против Ирана.
В иранском варианте, напомню, речь также идет о заморозке активов и запрете торговых операций. Украинская «всеобъемлющая» копия, конечно, менее масштабна. Но не удивлюсь, если действительно дойдет до ареста имущества и блокировки банковских счетов тех филиалов российских компаний, которые на Украине еще остались.
Здесь нужно понимать, что такие санкции — палка о двух концах. У нас внешнеторговый товарооборот с Украиной в последнее время, как известно, рос. За пять месяцев 2018 года оборот между двумя странами увеличился на 28,7% в годовом выражении, и превысил $ 5,8 млрд. Получается, несмотря на конфронтацию, бизнес-структуры РФ и Украины сотрудничают друг с другом, и делают деньги. Возможно, именно это Луценко не нравится.
— США и ЕС поддержат санкционную инициативу Киева?
— Киеву этого очень хотелось бы. Неслучайно украинские власти педалировали тему задержания катеров ВМС Украины в Керченском проливе — и довольно успешно. В результате главы МИД стран «Большой семерки» приняли совместное заявление, что «нет оправдания применению Россией военной силы против украинских кораблей и их экипажа», и призвали Москву освободить задержанных украинских моряков. По сути, общественное мнение в Европе стало на сторону Киева.
Так же активно Украина добивается усиления антироссийских санкций со стороны США. Но здесь украинцам даже особых усилий прилагать не нужно. 2 декабря ТАСС со ссылкой на представителя Госдепартамента сообщил, что США планируют ввести вторую часть санкций в отношении России в связи с «делом Скрипалей».
Набор опций, которые предлагает Трампу второй пакет, действительно широк. Но ключевая из них — не снижение уровня дипотношений, и не запрет полетов «Аэрофлота». А прямой запрет американским контрагентам на расчеты с госбанками РФ. Вот эта мера для экономики России действительно крайне неприятна.
Трамп, напомню, отказался от запланированной встречи с Путиным в Буэнос-Айресе — а перед этим отказался от встречи в формате «на ногах» в Париже. В этом нежелании встречаться с российским коллегой, я считаю, читается подтекст: президент США намерен в ближайшее время подписать второй пакет санкций.
Думаю, проект соответствующего указа уже у Трампа на столе. Скорее всего, сейчас уточняется набор опций, которые войдут во второй пакет. Цель Украины в такой ситуации — добиться включения в пакет максимально жестких мер.
— Каких еще антироссийских шагов ждать от Украины?
— Надо думать, что следующим шагом украинской стороны будет введение визового режима с Россией. Поскольку все хозяйственные связи с «незалежной» теперь точно обнуляться. Какие российские бизнесмены будут сотрудничать с Украиной, зная, что есть угроза блокировки их счетов и активов?!
Да, возможно, Порошенко сейчас оставит инициативу Луценко без движения. Но где гарантия, что следом подобные меры не предложат СБУ или СНБО? Да и нет смысла Порошенко упираться — в преддверии президентских выборов он, напротив, постарается проявить себя решительным противником Кремля.
На деле, отношения Москвы и Киева сейчас подобны пороховой бочке. И любая новая провокация украинской стороны может привести к еще большему обострению — вплоть до разрыва дипломатических отношений.
— Украинская элита известна своей скандальностью и эпатажностью, — отмечает декан факультета социологии и политологии финансового университета при правительстве РФ Александр Шатилов. — Однако руководство Украины до последнего старалось находиться в рамках приличий по отношению к российскому бизнесу, который, несмотря ни на что, продолжал деятельность на территории «незалежной».
Поэтому инициатива Луценко может иметь весьма неприятные для Украины последствия. Российский бизнес — в целом либеральный и прозападный — был если не союзником Киева, то выступал за диалог с украинским руководством. Если сейчас задеть его интересы, этот бизнес может вступить в игру уже на стороне Кремля. Точнее, поддержать активные и жесткие контрмеры РФ — а это чревато проблемами не только для украинской политики и экономики, но и ее территориальной целостности. В этом смысле Луценко играет с огнем.
Есть в этой истории и другой момент. Если санкционная инициатива Киева не была согласована с Вашингтоном, она может быть негативно воспринята кураторами в США. Безусловно, Белый дом поддерживает антироссийскую игру Украины. Но он очень не любит, когда сателлиты проявляют самодеятельность — выступают с собственными проектами и заявлениями. Я не исключаю, что в нынешней ситуации украинское руководство получит из Вашингтона не благодарность, а нагоняй.
Комментарии 0