Политический расклад перед выборами в Верховную Раду Украины
Когда-то «возвращением з москалив» украинствующая интеллигенция назвала перевозку тела Тараса Шевченко из Санкт-Петербурга в Канев. Сейчас повторить скорбный путь символа украинства готовится часть украинской политической эмиграции.
Ни для кого не секрет, что на ахметовские деньги были наняты многие «пророссийские» политики и эксперты на Украине, в России и в иных разных странах (но там поменьше), которые усиленно пытались помочь Вилкулу откусить на президентских выборах у Бойко как можно больше голосов. Некоторые из них, в результате своей излишней активности, потеряли доступ на российское телевидение. Но их это ничему не научило, и в составе того же беспробудно маргинального «Оппозиционного блока», который из ахметовского превратился в ахметовско-коломойский, они двинулись на выборы парламентские.
Я понимаю, что оставшимся на Украине политикам как-то кормиться надо, а делать они ничего не умеют, кроме как по команде нажимать кнопки в Верховной Раде. Самые умные с грехом пополам способны внятно озвучить мысль, случайно заглянувшую в голову окормляющего их олигарха. Но даже с этой точки зрения их ставка на Рината Леонидовича откровенно глупа. Кровь на руках Ахметова не так заметна, но её там не меньше, чем на руках Коломойского или Порошенко. Ахметов был среди тех, кто продавливал в последние месяцы и недели правления Януковича курс на капитуляцию перед майданом. Ахметов был одним из поджигателей гражданской войны. Ахметов предал восставший Донбасс, попытавшись (без особого успеха) слить восстание ради сохранения своих активов и позиций в киевской власти. Ахметов был ближайшим бизнес-партнёром Порошенко. Без их сотрудничества разорительная для народа схема «Роттердам+» не могла быть реализована в принципе. Ахметов, предал Порошенко, как до этого неоднократно предавал Януковича, и перебежал к Коломойскому, сразу же, как только фортуна отвернулось от Петра Алексеевича. Теперь он вместе с Коломойским работает над изменением и усовершенствованием схем ограбления населения за счёт энергетических тарифов.
Десятки тысяч убитых, миллионы покинувших страну и тысячи политзаключённых в тюрьмах Украины на совести Ахметова в не меньшей степени, чем на совести Порошенко, Коломойского, теперь уже (кстати) и Зеленского, а также членов их команд. Быть в команде Ахметова – значит извозиться в той же кровавой грязи, что и нацисты из добробатов. Только нацисты могут в своё оправдание сказать, что над ними довлели эмоции, что не было у них ни времени, ни ума разобраться в ситуации. Некоторые из них сейчас действительно раскаиваются в своих действиях образца 2014 года. Их исчезающе мало и их бывшие подельники помогают им бесследно исчезать, но и такие есть.
Люди же, сотрудничающие с Ахметовым, претендуют на статус интеллектуальной элиты нации. Они, в большинстве своём имеют опыт работы, как минимум народными депутатами, а то и министрами, или руководящими сотрудниками Администрации Януковича. У них было пять лет, чтобы понять, что происходит в стране и сделать свой выбор. Они знают, что Ахметов засылал в Россию не меньше гонцов, чем Коломойский, а некоторые и сами были такими гонцами. Им прекрасно известно, что с Ринатом Леонидовичем в Москве желают разговаривать не больше, чем с Игорем Валерьевичем или Петром Алексеевичем. Более того, им на примере «Оппозиционной платформы» Медведчука/Бойко/Рабиновича едва ли не еженедельно показывают, что надо делать, чтобы в Кремле хотя бы задумались о возможности контактов с ними. Это просто, как правда. Надо разговаривать с Донбассом напрямую, как записано в Минских соглашениях. И далее надо выполнять Минские соглашения.
Им уже дали понять не только в Москве, но и в Париже, и в Берлине и даже в Вашингтоне, что деолигархизация Украины неизбежна, в этом вопросе достигнут консенсус всех вовлечённых в украинский кризис сил. Вопрос заключается только в том, состоится ли деолигархизация ради сохранения украинского государства (и тогда некоторые олигархи даже могут попытаться стать цивилизованными бизнесменами). Либо она произойдёт в результате его кровавого распада. И тогда плохо будет всем, но процент выживших олигархов будет значительно меньшим, чем процент выжившего народа. Такова была во все века незавидная судьба элиты, погибшего по её вине государства.
Но эти, обслуживающие самых кровавых украинских олигархов, политики, всё ещё верят в неуязвимость своих хозяев, в то, что они не только сами пристроятся, но и их пристроят. Они отказываются демонстрировать адекватность, с удовольствием врастая, или пытаясь врасти, в режим бандитов, прикрывающийся фриками. Они создают режиму вывеску демократичности и адекватности, а на деле являются ярчайшим проявлением коллаборации.
Как можно называть себя пророссийским политиком и требовать, чтобы Россия выполняла твою программу, отказываясь выполнять программу России!? Как можно пытаться договориться с Москвой, отказываясь сотрудничать с людьми, с которыми Москва согласна говорить и адекватность которых признаёт!? В конечном итоге эти люди, как до переворота вместе с нацистами из «Свободы» боролись против России, против «Таможенного союза», за соглашение об ассоциации с ЕС, так и сейчас, вместе со значительно расширившимся спектром нацистских партий, сражаются против России «за возращение Крыма и Донбасса» и за свой «европейский выбор».
Как раньше они блокировали любую попытку России работать на Украине с адекватными политическими силами, так блокируют и сейчас. Медведчука от расправы спасает (и то пока спасает) только статус «кума Путина». Надолго ли спасает? При этом надо отметить, что позиция Медведчука далека от пророссийскости, он такой же «евроинтегратор». Просто он прагматичен. Если вы желаете спасти украинское государство, то надо исходить из реалий и пользоваться доступными возможностями. Без ликвидации системы олигархической республики спасти украинскую государственность невозможно. Внутренних ресурсов для успешного противостояния олигархам тоже нет. Но можно получить внешнюю международную поддержку (как минимум России, Франции и Германии, позиция Трампа может меняться), начав выполнять Минские соглашения и приступив к процессу глубокой федерализации или даже конфедерализации.
Но ахметовско-коломойская камарилья, как до них порошенко-ахметовская хочет всё сохранить, ничего не отдать, ничем не поступиться и при этом продолжать гибельный курс, уже приведший практически к уничтожению государственности, во всяком случае доведший Украину до такого состояния, когда её спасение и восстановление за счёт внутреннего ресурса невозможны в принципе.
В общем, если в украинском государстве, в силу ряда объективных и субъективных причин, к началу 2000-х годов не сформировалась адекватная национальная элита, способная отстаивать интересы государства, а не использовать накопленный предыдущими поколениями ресурс для реализации личных интересов, то сейчас такая возможность (формирование адекватной элиты) отсутствует в принципе. И лучше всего об этом свидетельствует поведение украинской политической эмиграции.
Казалось бы, страну покинули люди, органически не способные существовать в условиях установившегося режима. Не желающие, в отличие от оставшихся, идти на компромиссы и встраиваться в постмайданную наци-олигархическую государственность. То есть, они представляли плохую ли, хорошую ли, но альтернативу киевскому режиму. Вернее, должны были представлять.
Первые «неожиданные» возвращения начались ещё в 2014-2015 году. Некоторые ещё только отбывали с Украины в эмиграцию, а иные уже возвращались и начинали сотрудничество с режимом. Были и такие, кто после этого успел эмигрировать по второму разу, безуспешно попытавшись предложить режиму свои услуги и поняв, что платить им не будут, а жить на что-то надо. Таким образом, выяснилось, что значительная часть эмиграции готова пожертвовать своими взглядами и убеждениями в обмен на тёплое место в структуре режима. Единственная загвоздка заключалась в том, что тёплые места были нужны для своих, которые внимательно следили за тем, чтобы доходные должности не занимали «реваншисты»-возвращенцы.
Однако, как было сказано выше, в ходе президентской избирательной кампании 2019 года, достаточно большое количество «лидеров мнений» из эмиграции было нанято для поддержки президентской кампании Вилкула, а затем парламентской кампании «Оппозиционного блока», который ныне объединился с политическими проектами Коломойского. Многие из них, кстати, искренне верили, что сражаются за «Русский мир» и за победу добра над злом, совмещая коммерческий интерес с политическим. После слияния политических проектов Ахметова и Коломойского, некоторые представители эмиграции (работавшие в ахметовских проектах) стали получать сигналы о возможности беспроблемного возвращения на родину. Не все из них восприняли это всерьёз, но часть собирается вернуться, а некоторые уже вернулись.
Если бы речь шла только об отдельных специалистах, всю жизнь работавших на Коломойского, и крепко обиженных Порошенко, никаких вопросов бы не возникло. Это возвращения в рамках противостояния разных фракций прозападного сектора украинской политики. Никто, ведь не сомневается, что Порошенко и Коломойский уже четыре года, как враги друг другу, при этом оба они уже пять лет, как враги Донбассу. Так что враждовать с Порошенко не значит враждовать с киевским режимом. Если вместо президента-олигарха, президентом стала тень олигарха (клоун олигарха), то от этого стало не лучше, а хуже.
Тем не менее, значительная часть украинской политической эмиграции (в том числе и люди, намёков о возможности возвращения не получавшие) почему-то связывают с поражением Порошенко на президентских выборах свои надежды на лучшую жизнь. Причём, если среди уцелевшей от репрессий части киевской русофильской тусовки, большая часть которой поддерживала Зеленского, уже начался процесс разочарования в любимце публики, то шапкозакидательские настроения в эмигрантской среде только растут. Кто-то просто ждёт, когда его «призовут родину спасать», кто-то активно шлёт сигналы о своей готовности к сотрудничеству с «новой, честной, незамаранной» властью в Киеве. Поветрие охватило и матёрых политиков, и мелких литературных поденщиков. Десятки людей готовятся «ехать в Киев, наводить порядок».
Не могу сказать, что их там не ждут. Ждут, хоть и не всех. Коломойскому и Ахметову, которые так и не утратили надежду убедить Россию, что они всё решают на Украине и потому говорить надо с ними (их даже пример Плахотнюка ничему не научил) необходимо показать Москве, что под их контролем находятся лучшие силы «Русского мира», наиболее авторитетные и электорально привлекательные.
Проект «Вилкула-Мураева» + «Партия мэров» + «Возрождение» и т.д. пока явно проваливается. Запущенные через блоггеров вирусные сетевые проекты пока тоже не дают положительного результата, к тому же такие проекты, как правило, бывают одноразовыми и не доживают до очередных выборов. Разочарование в надутой пустышке происходит практически моментально. Проект «Слуга народа» слишком эклектичен, кроме того он явно строится по традиционному принципу украинских партий власти – умеренные «евроинтеграторы» разных профессий, разбавленные городскими сумасшедшими и «цивилизованными нацистами» в соотношении 9/1.
В конечном итоге самым рейтинговым проектом «Русского мира» оказывается всё та же «Оппозиционная платформа» Бойко/Медведчука/Рабиновича, ориентированная непосредственно на Москву (без участия Ахметова-Коломойского). Привлечение в свои политические проекты «поседевших в борьбе с режимом» эмигрантов – последний шанс Ахметова-Коломойского перехватить инициативу. «Лидеры мнений», которых Порошенко вытолкал за границу, возвращаются и вступают в ряды «Оппозиционного блока» (собственную политическую силу создавать уже поздно) и/или начинают его активно информационно поддерживать, уже изнутри Украины, имея гораздо больший доступ к местным СМИ, а значит и выход на гораздо более широкую аудиторию. Таким образом они показывают, кто «истинные борцы» с порошенковским режимом. Возможно им удастся убедить часть избирателей изменить свой выбор в пользу ахметовско-коломойского квазиоппозиционного проекта.
Причём схема «возвращение эмигрантов» ориентирована явно не на приближающиеся парламентские выборы. Здесь уже нет времени что-то менять. Ситуацию в политическом пространстве будут ломать после выборов. Коломойскому надо показать Москве реальный контроль над пророссийскими силами на Украине, а не фракцию в парламенте. Кроме того, уже сейчас готовятся проекты на случай досрочных президентских парламентских выборов. Так чтобы, если гнев народа начнёт зашкаливать, Зеленский и «Слуга народа» ушли, а на их место пришли другие «молодые незапятнанные» исполнители воли Коломойского. К тому времени, и «Оппозиционная платформа» просядет, потеряв значительную долю популярности у избирателей. Надо будет только предложить один-два новых «пророссийских» проекта в красивой упаковке и избиратели вновь слетятся, как мухи на варенье.
Меня удивляет, что люди, всерьёз планирующие вернуться, не понимают, что со свержением Порошенко не свергнут режим. И Порошенко, и Яценюк, и Турчинов (каждый в своё время) потому ушли так легко и просто, что со сменой фигур у власти не менялась суть системы. Это, как рассуждать о том, что если Гитлера заменить Гиммлером или Борманом, то германский нацизм рассосётся и демократия будет восстановлена. Если эти люди действительно думают, что смена тандема Порошенко-Ахметов, на тандем Коломойский-Ахметов, что-то изменит в сути режима, то они серьёзно ошибаются. Станет только хуже. А если их устраивает работа с нынешними хозяевами страны, то почему они не захотели с теми же Коломойским и Ахметовым работать в 2014 году? Игоря Валерьевича выпихнули из украинской политики лишь в марте 2015 года, а Ринат Леонидович её вообще ни на секунду не покидал. Что изменилось? Каннибала переименовали в людоеда? Так это просто уточнение особями какого именно вида он питается.
Работать с Коломойским возвращенцам придётся. Потому, что тем, кто не захочет отключат не газ, а жизнь. И вновь в эмиграцию не отпустят. Эмигрантов впускают в страну не для того, чтобы они на Украине строили свой мир, а чтобы они помогли украинским олигархам продлить агонию их мира. И выбор будет невелик – либо придётся участвовать (пусть и информационно) в пролитие крови своих бывших союзников, либо прольётся ваша кровь.
Ростислав Ищенко
Комментарии 0