Пока между США и Китаем росла напряженность из-за попыток установить превосходство в Южно-Китайском море, Россия «без лишнего шума» начала входить в этот регион. Так считает обозреватель британской Daily Express Чарли Брэдли.
В 2016 году Москва уже бросила вызов Вашингтону в Южно-Китайском море, проведя «колоссальные военные учения» совместно с Пекином. Эти манёвры продемонстрировали «растущую угрозу» для американского флота, который пытается помешать попыткам Поднебесной милитаризовать регион с помощью искусственных островов и таким образом добиться в нём господствующего торгового положения.
«Участвуя в учениях с Китаем, несмотря на деликатность вопроса, Россия фактически демонстрирует свою поддержку Китаю», — говорил в то время старший советник Китайского института международных стратегических исследований отставной генерал-майор Ван Хайюнь.
Его оценка «вызову» со стороны Москвы, вероятно, вызвала беспокойство у многих в Вашингтоне, считает Брэдли. Россия и Китай, действительно, заметно сблизились благодаря «общему соперничеству» с Западом. Но это сближение не остановило Москву от того, чтобы начать претендовать на свой кусок пирога в Южно-Китайском море, «пусть даже в ущерб Пекину», утверждает британский обозреватель.
В Южно-Китайском море находятся прибыльные морские пути и торговые порты. Поэтому лидер КНР Си Цзиньпин стремится обеспечить соблюдение «спорной» Девятипунктирной линии демаркации, с помощью которой Пекин определяет свою территорию в регионе. Девятипунктирная линия охватывает все островные образования в регионе и 90% Южно-Китайского моря. Но она считается незаконной в рамках Конвенции ООН по морскому праву, подчёркивает британская газета.
Территориальные претензии Пекина вызывают гнев у других региональных игроков, включая Вьетнам и Филиппины. Их нервирует то, что Китай «милитаризует» острова Спратли — ключевой архипелаг в Южно-Китайском море, на который они также претендуют. Китаю особенно трудно совладать с Вьетнамом, поскольку он стал единственной небольшой страной, которая оказала существенное сопротивление «китайской экспансии». Ранее в этом году Пекин и Ханой оказались втянуты в трёхмесячное противостояние из-за китайского нефтяного судна Haiyang Dizhi 8, находившегося в особой экономической зоне Вьетнама.
Между тем президент Филиппин Родриго Дутерте уже предложил компании «Роснефть» провести разведку нефти и газа в водах, на которые претендует Манила. Представители азиатской страны также были приглашены в Москву и договорились о том, чтобы филиппинские корабли исследовали богатые нефтью прибрежные российские воды, отмечает Daily Express.
Половина акций «Роснефти» принадлежит российскому правительству. Из чего следует, что президент Владимир Путин «демонстрирует всевозрастающий интерес» к Южно-Китайскому морю, рассуждает издание. Россия также укрепляет связи с Вьетнамом, и обе страны делают оборону основной частью своих отношений. Ханой и Москва подписали соглашение о сотрудничестве в области обороны на 2018−2020 годы и договорились продолжать расширять это сотрудничество вплоть до 2023 года, отмечает Daily Express.
По мнению обозревателя британской газеты, ещё большее беспокойство у Пекина должна вызвать деятельность «Роснефти» в водах, права на которые предъявляет и Вьетнам, и Китай. В результате нарушаются установленные китайскими властями условия, что «ни одна страна, организация, компания или частное лицо не могут без разрешения правительства КНР осуществлять разведку и добычу нефти и газа в водах, находящихся под юрисдикцией Китая».
Москва и Пекин стали близкими союзниками после того, как западные санкции ударили по России, а хаос торговой войны с США негативно сказался на Китае. Но разногласия в вопросе Южно-Китайского моря могут вызвать «политические волнения» в их отношениях, предупреждает Брэдли.
Комментарии 0