Готов ли Китай к более активной роли в регионе Южного Кавказе? На какую из стран региона будет делать ставку Пекин? Насколько активную роль Баку может сыграть в проекте «Один пояс, один путь»? Будет ли Китай инвестировать в Азербайджан? На эти и другие вопросы EADaily ответили директор кавказского центра политического анализа Ахмед Алили и политолог Зардушт Ализаде.
— Как вы оцениваете визит президента Азербайджана в Китай?
Ахмед Алили: Визит можно оценить только позитивно. Отношения Азербайджана и Китая имеют некоторую историю, которые были заложены в 90-х годах. Китай — относительно новый игрок в регионе, и Азербайджан всегда пытался выстраивать отношения со всеми игроками. Но нужно понимать, что Китай, прежде всего — это экономический игрок международных отношений, а не политический.
В нынешних же условиях Азербайджан нуждается в большей степени в экономических связях со странами, которые имеют сильную экономику. В этом смысле ставка на Китай весьма оправдана, так как страна нуждается в иностранных инвестициях. Если посмотреть на то, как встретили президента Азербайджана, то можно сказать, что визит удался, и сейчас можно говорить о новом этапе в отношениях между Баку и Пекином. Тем более, что Азербайджан в скором времени станет членом наблюдательского совета ШОС.
Зардушт Ализаде: Китай за последние 30 лет из обыкновенной страны превратился в экономического гиганта и сверхдержаву. Это благодаря быстрому развитию экономики и созданию прекрасных условий для частного сектора, иностранных инвестиций, заботы государства в развитии экономики. И сейчас уже Китай стал вровень с США.
Такой рост, безусловно, беспокоит экономических и политических конкурентов Китая, и они все делают, чтобы остановить Китай. Они все делают, чтобы ограничить доступ Китая к источникам сырья и помешать доступу китайских товаров на мировые рынки. Для того, чтобы убрать эти преграды, Китай ведет очень умную и целенаправленную политику, диверсифицируя пути поставок своих товаров в Европу.
Азербайджан старается не оставаться в стороне от общей тенденции, и наш президент посетил Китай, где подписал много соглашений на сумму $ 821 млн. Среди подписанных, есть и совместные предприятия, и инвестиции Китая в Азербайджан и наоборот.
— Готов ли Китай к более активной роли в регионе Южного Кавказа? Не только к экономической, но и политической?
Ахмед Алили: Для Китая экономика идет впереди политики. Они выстраивают со всеми странами прежде всего экономические связи. Пекин пока воздерживается использовать политические инструменты во взаимоотношениях со своими партнерами. Да, думаю, Китай готов играть активную роль в регионе и готов решать некоторые вопросы. Да, между Китаем и Турцией были некоторые недопонимания, и это тоже оставляла свой опечаток в отношениях Азербайджана и Китая. Но сейчас понятно, что без отношений с Азербайджаном в регионе Южного Кавказа не обойтись.
Для того, чтобы полноценно присутствовать в регионе, нужно построить хорошие отношения с Азербайджаном. Китай долгое время пытался обойти Азербайджан и строил отношения с Арменией, они делали большие инвестиции в Грузии, но на данном этапе Пекин решил сделать ставку на Азербайджан.
Они будут наращивать инвестиции в нашей стране, и таким образом они с каждым годом все больше и больше будут наращивать свое присутствие в регионе. Китай — это не Запад и понять его с призмы классического понимания политики, которую проповедуют западные страны, невозможно. Китай всегда отличался в этом плане.
Зардушт Ализаде: Китай осознанно ведет политику невмешательства во всем мире. Во всех спорных вопросах он занимает или нейтральную позицию, или, если это сильно затрагивает его экономическую политику, то тогда он вмешивается. А так Китай больше занят развитием своей экономики. Через экономическую мощь он выходит и на политическое влияние.
В регионе же Южного Кавказа он свое мнение в спорных темах не высказывает ни в вопросе карабахского конфликта, ни присутствия России, США или Турции. Он целенаправленно, системно работает над увеличением своего экономического присутствия во всех трех странах региона.
— Какая из трёх стран региона может стать главной опорой Китая в регионе?
Ахмед Алили: Если говорить о сотрудничестве Китая на постсоветском пространстве, оно имеет уже достаточно богатый работы с этими странами, особенно в Центральной Азии. Он достаточно плотно представлен в этом регионе на всех уровнях. Сегодня Китай один из главных инвесторов в страны этого региона. Что же касается Южного Кавказа, то Китай долгое время думал обойти Азербайджан. Имелись только лишь транспортные проекты, не более.
Например, с Арменией Китай имеет более глубокие гуманитарные связи, чем с любой другой страной в регионе. В плане экономики больше всего инвестиций у Китая в Грузии. Если посмотреть на то, что Китай включил в свой глобальный транспортный проект Азербайджан и Грузию из этого региона, то это говорит о том, что в будущем Пекин будет тесно сотрудничать именно с этими странами.
Зардушт Ализаде: Азербайджан инвестировал огромную сумму в строительство железной дороги Баку-Тбилиси-Карс, который должен стать одной частью проекта «Один пояс, один путь». Ну и что? Из-за бездарного управления, этот проект пока работает всего на 2% своей мощи. То есть 98%, грузопотока пока нет. Поэтому для того, чтобы этот проект заработал, нужна политическая воля и экономический план.
Пока Азербайджан в своей экономической стратегии в большей степени опирается на нефть и газ, которые, как известно, истощаются. Поэтому Азербайджан если будет иметь правильную стратегию, то сможет на транзите неплохо заработать.
Что касается других стран региона, то я не думаю, что Армения сможет участвовать в этом проекте по известным причинам. А вот Грузия может хорошо заработать на этом проекте. Поэтому, как я и сказал, Китай будет работать со всеми странами региона.
— Президент Алиев участвовал в саммите «Один пояс, один путь». Насколько важную роль может играть в этом проекте Азербайджан? И как участие в проекте может сказаться на отношениях с Россией?
Ахмед Алили: Главное отличие Азербайджана в том, что он сам инвестирует в этот проект, и дорогу от Баку до Карса, он построил на свои деньги. Это очень важный момент, который дает Азербайджану право слова в этом вопросе.
С другой стороны, что касается того, как на эти отношения смотрит Россия? Китай активно присутствует в регионе Центральной Азии, и Россия никак не реагировала на это. Потому что Китай в своей политике не имеет пока полит-идеологической нагрузки, а только лишь экономикой заходит в регион. Поэтому я не думаю, что между этими двумя центрами будут какие-то разногласия в этом регионе. А если и будут, то они начнутся с Центральной Азии.
Зардушт Ализаде: Один из подобных проектов — это Транссиб, который проходит через Россию и очень выгоден с экономической точки зрения. Но чтобы не зависеть только от российского пути, они диверсифицируют маршруты для того, чтобы иметь запасные пути поставок. Они берут все возможные риски, например, их корабли могут быть атакованы в море американским флотом. Поэтому они решили инициировать еще один проект «Один пояс, один путь».
России это не нравится, и она не приемлет конкурента транссибирскому пути. Она будет включать все свои силы и возможности, для того, чтобы рентабельность этого проекта падала.
Например, два года тому назад Украина и Китай решили пустить железную дорогу в обход России, через Грузию, Азербайджан и Казахстан, так этот поезд застрял в Казахстане и долгое время не мог пойти дальше. И это все сказывается на транспортных издержках и поднимает себестоимость товара. До сих пор Украине не удалось наладить этот путь: паромом до грузинского берега, а оттуда поездом до Китая и обратно также.
— В рамках визита президент встретился с главами ряда китайских корпораций. Можно ли ожидать притока китайских инвестиций в Азербайджан? Создания в Азербайджане совместных предприятий?
Ахмед Алили: Еще на форуме в Давосе инвесторы из Китая уделяли особый интерес к президенту Азербайджана. Было понятно, что они тоже хотят войти на азербайджанский рынок и занять определенную свою нишу. На данный момент Азербайджан сильно заинтересован в иностранных инвестициях для того, чтобы провести экономические реформы. Это сотрудничество выгодно как этим компаниям, так и Азербайджану. Потому что эти инвестиции направлены в первую очередь в реальный сектор экономики, который будет способствовать развитию остальных отраслей экономики.
Зардушт Ализаде: Азербайджан не из тех стран, которые очень нуждаются в инвестициях, так как у него самого есть свободные финансовые средства. У Азербайджана другие проблемы — он не может эффективно инвестировать свои средства в рентабельные проекты. Все, что Азербайджан в последнее время тратит — не рентабельно или очень низко рентабельно. Так что у нас нет таких проблем с вопросом финансов, как в Грузии и Армении. Нам не хватает эффективного подхода к данным инвестициям.
С другой стороны, в Азербайджане очень слабый инвестиционный климат, поэтому я не думаю, что Китай с большим рвением будет стремиться войти в азербайджанский рынок.
Анар Гусейнов
Комментарии 0