В минувший понедельник, 15 июня, президент США Дональд Трамп публично подтвердил, что он действительно собирается вывести часть американских войск из Германии. Трамп заявил, что он не намерен пересматривать это свое решение, несмотря на то, что некоторые республиканцы в Конгрессе открыто не поддерживают этот шаг президента. Таким образом, Трамп заодно и ответил на письмо конгрессменов-республиканцев, призывавших президента не совершать «ошибку» и не выводить войска из Германии. Немецкий посол в США Эмили Хабер 15 июня подтвердила, что власти Германии были проинформированы о будущем сокращении американского контингента.
Таким образом, «утечка» 5 июня во враждебной Трампу Wall Street Journal содержала верную информацию. Подтвердились и те мнения экспертов, утверждавших, что решение президента о частичном выводе американских войск из Германии было чисто политическим решением. Верным оказались и догадки тех экспертов, кто предположил, что Трамп предпринимает политическую демонстрацию в наказание руководства Германии за их неверную политику в отношении США. В понедельник Трамп прямо назвал руководителей Германии «преступниками», чем вызвал негодование в Берлине. «Итак, мы защищаем Германию, а они преступники. В этом нет никакого смысла», — сказал президент США. Сейчас немецкие официальные лица выстроились в очередь, чтобы осудить последнюю словесную атаку Дональда Трампа на их страну.
Конкретно на круглом столе в Белом доме в понедельник Трамп заявил, что нынешнее количество войск в Германии имеет «огромную цену для Соединенных Штатов». И поэтому он предлагает вывести некоторое количество американских войск из Германии, если эта страна «не заплатит больше НАТО».
«И Германия, как вы знаете, очень просрочила в своих платежах НАТО. Поэтому Германия просрочила, они просрочили в течение многих лет, и они должны НАТО миллиарды долларов, и они должны заплатить их».
Разумеется, Германия не задолжала НАТО ни пфеннига. Германия исправно переводит средства, назначенные на содержание аппарата НАТО. К чему следовало бы предъявить претензии Трампу, так это к тому, что Германия не достигает установленной нормы своих военных расходов в 2% от ВВП. Но подобной претензии не прозвучало из уст американского президента. Разве что Германия в настоящее время лишь частично оплачивает пребывание американских войск на немецкой земле. В СМИ утверждают, что немцы платят из своего бюджета одну треть от общей суммы на содержание американских войск в Германии. Это много, но меньше того, что платит та же Япония, к которой администрация Трампа также имеет претензии по этой части. Сейчас германские политики успели сообщить, что военное присутствие США в Германии стоит американцам около $ 2 млрд в год, включая зарплаты, инвестиции и контракты на закупки. При этом немецкие муниципалитеты и их население, проживающее возле американских баз, процветают от обслуживания американцев.
Получается, что претензии президента США к Германии сводятся не к двум натовским процентам, а к недостаточной плате американцам за безопасность ФРГ, обеспечиваемую американским военным присутствием. При этом под «НАТО» в речи президента следует понимать собственно «США». Трамп высказал пожелание, чтобы преуспевающая Германия увеличила свой финансовый вклад в оплату содержания американского военного присутствия на своей земле. Подобный меркантильный подход имперского гегемона к своим союзникам — младшим партнерам имеет примеры в истории.
Претензии Трампа к Германии лежат и в иной более фундаментальной плоскости — в торговой политике. Германия, по словам Трампа, «очень плохо относится к торговле с США». Трамп сообщил:
«И мы ведем переговоры с ними об этом, но прямо сейчас я не удовлетворен сделкой, которую они хотят заключить. Они стоили Соединенным Штатам сотни миллиардов долларов на протяжении многих лет торговли».
Теперь собственно о сокращениях. Трамп заявил:
«Одна из немногих стран, которая не согласилась платить то, что они должны платить — это Германия. Итак, я сказал, что пока они не заплатят, мы убираем наших солдат, часть наших солдат, примерно половину. Затем, когда мы опустимся примерно до 25 тыс, мы увидим, куда мы идем».
Таким образом, Трамп оценил текущее военное присутствие США в Германии по максимуму — в 52 тыс человек. Это число должно включать, помимо военных (34 тыс), еще и гражданских служащих Министерства обороны США. Объявленное Трампом сокращение в два раза, очевидно, должно означать сокращение и военного, и гражданского персонала. Точный размер сокращения еще не объявлен, но сокращение военных на 9,5 тыс человек является текущей предварительной плановой цифрой.
А пока Германия не получила от Вашингтона детальной информации относительно параметров сокращения численности американских военных. «У нас нет точной и детальной информация о том, когда, где и каким образом это будет реализовано», — заявил накануне, 16 июня, германский министр иностранных дел Хайко Маас.
В свою очередь генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг заявил в тот же день на своей пресс-конференции, что на прошлой неделе он сказал Трампу, что присутствие США в Европе «хорошо для Европы, но это также хорошо для Северной Америки и Соединенных Штатов, потому что трансатлантические связи необходимы для силы и успеха альянса». Далее Столтенберг сообщил:
«Мое послание [Трампу] состояло в том, что союзники по НАТО на самом деле выполняют свои обязательства. Мы уже несколько лет наблюдаем рост оборонных расходов по всему альянсу. Но нам еще предстоит пройти путь, чтобы выполнить духпроцентный ориентир».
Столтенберг сообщил, что США еще не решили, «как и когда это решение [Трампа] будет реализовано», но он ожидает, что этот вопрос будет обсуждаться на встрече министров обороны НАТО на этой неделе. Таким образом, какие-то технические детали сокращения, возможно, будут объявлены после этой встречи. А пока посол США при НАТО Кей Бейли Хатчисон заявила, что ей также ничего не известно о подготовке к возможному выводу американских войск из Германии. «Никакого реального планирования, я думаю, еще не было осуществлено», — сказала Хатчисон журналистам на видеоконференции во вторник.
Изначально в объявленном выводе американских войск из Германии подозревали запланированное их перемещение на восток в соседнюю Польшу ближе к возможному театру военных действий. В этом плане сейчас подозрительным выглядит визит министра иностранных дел Германии Хайко Мааса в Варшаву, начавшийся 16 июня. С одной стороны, по линии ЕС Маас со своим польским коллегой Яцеком Чапутовичем в Варшаве обсуждали перспективы европейской политики. «Мы хотим, чтобы Европейский союз был сильным, имел амбициозный бюджет и играл важную роль во внешней политике — в контексте Западных Балкан, отношений с Россией, Восточного партнерства и сотрудничества со странами Ближнего Востока», — заявил министр Яцек Чапутович. Он подчеркнул, что Польша поддерживает реализацию целей и приоритетов германского председательства в ЕС.
Вторым пунктом переговоров, как сообщил польский МИД, стало обсуждение «политического и военного участии США в Европе». «Мы придаем особое значение трансатлантическим отношениям. Прочное НАТО и прочные трансатлантические связи укрепляют безопасность всего европейского континента», — заявил министр Чапутович. Хайко Маас вторил ему, когда заявил, что считает военное присутствие США в Германии важным для Европы и США. «Мы считаем, что американское присутствие в Германии важно не только для безопасности Германии, но и для безопасности Соединенных Штатов, и для безопасности Европы в целом», — сказал Маас в Варшаве во время своего визита в Польшу. Все это похоже на политические консультации по созданной Трампом проблеме.
Что касается влияния решения Трампа по военному присутствию в Германии на внутреннюю политику США в ситуации идущей предвыборной кампании, то дело там пошло не совсем гладко для действующего американского президента. В Конгрессе складывается двухпартийных консенсус против сокращения численности американских войск в Германии. И Конгресс может заблокировать решение Трампа через контролируемую им бюджетную политику. Для этого конгрессмены могут использовать ежегодный законопроект об оборонной политике. Например, в прошлом году принятый Конгрессом законопроект запрещал финансирование сокращения численности американских войск в Южной Корее. По этой модели Конгресс может запретить и сокращение американских войск в Европе.
На прошлой неделе сенатский Комитет по вооруженным силам уже принял свою версию законопроекта, правда без учета спорного предложения Трампа. Но Комитет по вооруженным силам Палаты представителей планирует 1 июля рассмотреть свою версию этого законопроекта. Этот вариант и может включить бюджетный запрет на сокращение американского военного присутствия в Германии.
Сенаторы от Республиканской партии уже разделились вокруг вопроса о переименовании федеральных военных баз в США, названных в честь генералов Конфедерации. Вопрос о сокращении американского военного присутствия в Германии еще раз обозначит раскол республиканцев в Конгрессе.
Комментарии 0