Медведчук может на Украине восстановить права миллионов русских, желающих говорить на родном языке
«Мовный омбудсман» Тарас Крэминь выступил с призывом к новоизбранным депутатам ряда местных советов отменить решения данных советов 10–15-летней давности, которыми русский, венгерский и румынский языки наделялись статусом регионального в отдельных городах, районах, а то и областях Слобожанщины, Донбасса, Нижнего Поднепровья, Причерноморья, Буковины и Подкарпатья. По мнению шпрехенфюрера, эти решения «противоречат действующему законодательству Украины» (а именно закону «Про захист державної мови», подписанному Порошенко и закону об образовании, подписанному Зеленским). Для «обеспечения отмены соответствующих решений в судебном порядке» чиновник адресовал данное обращение и генпрокурору.
Первым принял к исполнению Одесский окружной админсуд, отменив решение облсовета о региональном статусе русского языка в области.
Отметим, что упомянутые выше решения местных советов принимались в две волны. Первая – в «закрепление» Закона Украины «О ратификации Европейской хартии региональных языков или языков меньшинств» 2003 г. Вторая – «во исполнение» закона 2012 года «Об основах государственной языковой политики» (т.н. Закона Кивалова-Колесниченко, который имплементировал Хартию). «Закон К-К» после Революции Гидности успешно отменили. «Вместо него» Рада под управлением Парубия приняла закон о запрете русского языка в публичном пространстве (тот самый – «Про державну мову»). На этом основании Крэминь и требует отменить решения облсоветов о «воплощении» закона Кивалова-Колесниченко.
Но на самом деле Крэминь борется с ветряными мельницами. Отменяемые ныне решения местных советов были излишни.
Вот как сразу после принятия Закона К-К 2012 г. пытался вразумить советы разных уровней тогдашний замглавы Госкомитета по делам национальностей и религий Владимир Алексеев: «В свое время ряд местных советов, то ли в силу некомпетентности, то ли став пешкой в чужой игре в поддавки, стал предоставлять русскому языку региональный статус (речь идёт о 2006-2007 гг., когда Хартия вступила в силу на Украине, – Д.С.). Но такое решение – и бессмысленное, и вредное. По двум причинам:
– во-первых, в компетенцию местного совета вовсе не входит предоставление какому-либо языку регионального статуса (порядок застосування мов визначається виключно Законом – стаття 92 Конституції України);
– во-вторых, региональным русский язык сделала Верховная рада Украины 15 мая 2003 года, при ратификации Европейской хартии (пункт 2 Закона №802-IV содержит перечень региональных языков, в число которых входит и русский). А потому повторно предоставлять таковой статус решением местного совета – все равно, что ломиться в открытую дверь. Но ведь ломились…
В результате таких непродуманных решений практически повсеместно судами эти решения местных советов были отменены (тогда же – при Ющенко, – Д.С.), что дало возможность ксенофобам радостно кричать, что «региональный статус русского языка отменен!». При этом ими сознательно осуществлялся смысловой подлог – отмена неправового решения местного совета вовсе не лишало русский язык регионального статуса, предоставленного ему Верховной радой Украины. Но в общественное сознание через СМИ вбивалась мысль, что региональный статус уже отсутствует, поскольку отменен судом. Единственный областной совет, не попавший в эту ловушку, – Харьковский, выписавший свое решение по региональному статусу русского языка в строгом соответствии с действующим законодательством, вследствие чего это решение, пройдя через пять судебных процессов, продолжает действовать в неизменном виде с 2006 года и поныне.
К сожалению, информационный вирус «предоставления в каком-то регионе русскому языку регионального статуса» крепко сидит в головах и сегодня, а потому даже от вполне вменяемых людей можно слышать, что законопроект Кивалова-Колесниченко «сделает русский язык региональным в 13 областях». Тогда как реально он таковым является НА ВСЕЙ ТЕРРИТОРИИ Украины с 2003 года, а в упомянутых областях согласно законопроекту всего лишь должен осуществляться предусмотренный им комплекс защитных мер. Так внушаются лживые представления, направленные на лишение жителей населенного пункта, где носителей русского (венгерского, болгарского, гагаузского и т.п.) языка значительное количество, на применение защитных мер в отношении их языка, если в целом в области количество таких жителей не дотягивает до предложенной законопроектом нормы в 10%».
Итак, закон КК, по большому счёту, нужен был для защиты прав «национальных меньшинств» лишь в тех районах/населённых пунктах, скажем, Галичины (в подавляющей своей части украиноязычной), где набиралось 10% носителей русского языка. В остальной части Украины напрямую действует Хартия, поскольку по конституции Закон о Ратификации хартии – акт прямого действия. И дело местных советов – лишь выполнять его. Более того, как международный договор, имплементированный Украиной, он имеет приоритет над сугубо внутренним законодательством. Это значит, что дискриминационные по отношению к «национальным меньшинствам» законы Порошенко и Зеленского являются юридически ничтожными в той части, которая противоречит Хартии.
Следовательно, руководствуясь приоритетным законом, взявшая первое место во многих советах (и на мэрских выборах) на Юге и Востоке Украины ОПЗЖ уже сейчас имеет возможность НА ДЕЛЕ продемонстрировать преданность интересам своих избирателей, воплотив пункты предвыборной программы. Это будет и важный задел на парламентские выборы.
Карта, составленная по итогам выборов в штабе ОПЗЖ
Что же именно могут предпринять местные советы (просто «явочным порядком» – без принятия каких либо постановлений, дразнящих киевских гусей), возглавляемые ОПЗЖ в коалиции с союзниками (с Партией Шария, «партиями мэров» и прочими экс-«регионалами»). Очень многое. И, главное, существенное.
В своей монографии «Бегом от Европы» Владимир Алексеев перечисляет следующие права, которыми напрямую (минуя всякие законы про мову, про освиту и даже закон К-К) наделяет украинских носителей русского и ещё 12 языков:
– дошкольное образование на региональном языке для детей из тех семей, которые этого пожелают (п. 1, ст. 8 Хартии);
– то же в начальном, среднем и профессионально-техническом образовании плюс возможность изучения регионального языка как составной части учебной программы (там же);
– поощрение государством высшего образования на региональных языках или их изучение в качестве отдельных учебных дисциплин (там же);
– использование регионального языка в органах местного и регионального самоуправления (п. 2 ст. 10 хартии);
– использование названий местности на региональном языке (там же);
– радио– и телетрансляции на региональных языках (п. 1 ст. 11 Хартии);
– функционирование как минимум одной газеты, которая будет печатать свои материалы на региональном языке (там же);
– предотвращение отказа от использования региональных языков в экономической или социальной деятельности в пределах всей страны (то есть, согласно подпункту 1 ст. 13 Хартии, противозаконны запреты на использование региональных языков в работе предприятий).
Как видим, поле правозащитной деятельности для новой местной власти – непочатый край. Понятно, что и здесь власть будет искать средства, как усмирить оппозицию и поставить законы Порошенко и Зеленского выше международной хартии. Что при правовом произволе на Украине вполне возможно. Но даже если центральной власти при помощи актывистив, побратымив, судов и силовиков это удастся, то противостояние сворачиванию прав и свобод, восстановленных оппозицией, само по себе принесёт немало электоральных очков в будущей кампании.
Кроме как минимум трёх общенациональных каналов, по которым будут транслироваться бои «местного значения» за родную речь, ОПЗЖ может организовать массовое обращение в суды всех, чьи языковые права попраны. Украинские суды предсказуемо откажут в исках. Но это даст возможность последующего переноса дел в Европейский суд по правам человека. А желающих получить компенсацию в 5–10 тысяч евро найдется немало.
Так что, если не защитить права адекватных граждан, то хотя бы заставить фашистов и «либертрианцев» расчехлиться по полной (в т.ч. и перед «европейскими партнёрами»), можно вполне. С прицелом, конечно, на будущий внутренний успех.
Дмитрий Скворцов
Комментарии 0