Литва выступила против проекта бюджета Евросоюза на 2021−2027 годы, который предлагает Финляндия, пишет RuBaltic.ru. Прибалтийская республика не одобрила и предыдущий вариант, но в министерстве финансов подчеркивают, что новый документ является для литовцев еще более неблагоприятным.
«Все наши болячки, проблемы остаются. В сфере политики смычки их количество лишь увеличится. Согласно предложению комиссии, мы бы получили на 24% меньше средств политики смычки, а это для нас неприемлемо, а по предложенному финнами компромиссу сокращение увеличится до минус 27%. Это еще более неприемлемо», — сокрушается представитель министерства финансов Литвы Дарюс Тракялис.
Его мнение разделяет и посол Литвы при Евросоюзе Йовита Нелюпшене: она считает, что предложение Финляндии нуждается в корректировках. Иначе литовские фермеры будут находиться в дискриминационных условиях по сравнению со своими западными коллегами, а консервация Игналинской АЭС станет «буксовать» из-за недостаточного финансирования.
Публицист Алексей Ильяшевич пишет, что литовский истеблишмент теперь поймет смысл русской поговорки: «За что боролись, на то и напоролись».
«С прошлого года Литва шла в авангарде восточноевропейских стран, которые критиковали предложения Еврокомиссии по финансовой программе на новый семилетний цикл. Острая полемика по этому вопросу дала свои плоды: председательствующая в Совете ЕС Финляндия разработала новый план. Чем не победа литовской дипломатии? Но чиновники министерства финансов взяли в руки калькулятор и обнаружили, что хрен редьки не слаще. Скорее горше. Президент Литвы Гитанас Науседа раскритиковал предложения Финляндии еще в октябре, когда проходил первый раунд переговоров лидеров ЕС по бюджету. Его особенно возмутили низкие сельскохозяйственные выплаты. Для Вильнюса это больной вопрос — местные аграрии получают намного более скромные прямые выплаты, чем крестьяне из более развитых странах ЕС», — напоминает Ильяшевич.
По словам Науседы, Еврокомиссия не торопится устранять этот дисбаланс. Предполагается, что к окончанию следующего семилетнего цикла дотации литовским фермерам будут достигать всего лишь 78% от среднего показателя по Евросоюзу. «Мне пришлось пошутить, что если экстраполировать такой темп роста, то мы достигнем полной конвергенции в 2040 году, когда все мы, дамы и господа, будем довольно старыми», — блеснул чувством юмора президент Литвы.
«Анекдот можно дополнить: когда Вильнюс добьется полной конвергенции, конвергировать будет уже некого. Здешние фермеры или разорятся, не выдержав конкуренции, или разъедутся, или вымрут. Могут еще спиться — недаром же Литва была признана самой пьющей страной мира. Но если сельское хозяйство будет загибаться тихо и постепенно, то некоторые прибалтийские проекты могут провалиться с большим треском. Науседа сглаживает острые углы, когда говорит, что речь идет лишь о задержке времени: „Это может затянуть всю реализацию процессов как минимум на два года. Очень трудно выбрать — качество или скорость“. Не совсем понятно, о каком выборе говорит литовский президент. Без европейского финансирования тот же проект железной дороги Rail Baltica — первый претендент на вылет — не будет реализован в принципе. Кстати, его Науседа отдельно упоминал в разговоре с премьер-министром Финляндии Антти Ринне, когда пояснял, почему Литву при утверждении бюджета ЕС ни в коем случае нельзя обделять», — напоминает публицист.
Аргумент, по его мнению, довольно странный. «Во-первых, потому что сама Финляндия недавно приостановила участие в Rail Baltica, показав Европе подлинную ценность этой затеи. Во-вторых, сами сотрудники совместной прибалтийской компании, созданной для реализации проекта, в публичном обращении к Еврокомиссии говорят о некомпетентности своего руководства и неэффективном администрировании средств, которые выделяют по линии Евросоюза. И на этом фоне Науседа говорит, что Литве нужны дополнительные средства для строительства Rail Baltica. Еврокомиссия скорее воспримет это как довод в пользу дальнейшего сокращения дотаций. В некоторых вопросах опытный финансист Науседа все же действует изощренно. Чего только стоит его предложение увеличить взносы в общий бюджет до 1,11% от общенационального дохода страны! План Финляндии предлагает установить планку от 1,03% до 1,08%, некоторые западные страны предлагают и вовсе ограничиться 1%. И только литовский президент денег не жалеет. Но он-то понимает, что чем больше Прибалтика отдаст в „общак“, тем больше из этого же „общака“ получит обратно. Для „содержанок“ Евросоюза вроде стран Балтии выгодно накачать бюджет как можно сильнее. А для государств-доноров вроде Германии и Франции закономерность прямо противоположная: меньше бюджет — меньше денег нужно жертвовать на Rail Baltica, выход Прибалтики из энергокольца БРЭЛЛ и прочие сомнительные проекты», — пишет эксперт.
«Предложение Финляндии предполагает уменьшение бюджета с 1135 до 1050−1100 миллиардов, поэтому неудивительно, что в Литве его раскритиковали. Но даже если Еврокомиссия прислушается к Науседе и пересчитает процент взносов, прибалтийским республикам это не сулит ничего хорошего. Вырученные средства потекут не к ним, а к тем, кто в европейском „табеле о рангах“ котируется значительно выше — Италии, Греции, Испании. Проблемы, очевидно, ждут не только Прибалтику. Неспроста в ЕС обсуждают идею увязать выделение дотаций с критериями верховенства права в стране. Инициатива явно направлена против главных европейских бунтарей, которых уличают в ущемлении независимости судов — Польши и Венгрии. Проект бюджета должны утрясти в первой половине следующего года. О него будет сломано еще немало копий, но логика нового семилетнего цикла неумолима. Западная Европа считает выполненным свой долг в рамках политики кохезии (выравнивания — EADaily). И то, что „новоселы“ не догнали „старожилов“, отнюдь не вина последних», — заключает Ильяшевич.
Комментарии 0