Несколько дней тому назад министерство обороны Сербии сообщило о завершении процедуры принятия второго Индивидуального плана партнерства с НАТО (ИПАП). Этот план был подписан в 2014 году, и он является высшей формой сотрудничества с этой организацией для тех стран, которые не входят в североатлантический военный блок. По словам министерства иностранных дел Сербии, подписание второго цикла ИПАП — очередное подтверждение усиления партнерских отношений между Сербией и НАТО.
Обе стороны согласились с тем, что первый уровень соглашения был успешно реализован. Я хотела бы напомнить, что соглашение ИПАП, так же, как и СОФА (Соглашение о статусе сил — международный договор, которым регулируется правовое положение вооруженных сил одного государства (или военного блока) при нахождении на территории другого государства), было подписано в 2014 году практически тайком от сербской общественности, которую никто не проинформировал о подготовке подобного политического решения. Власти подписали документ без лишнего шума, потому что большинство граждан Сербии выступают против любого вида сотрудничества с НАТО. Возникает вопрос, кто уполномочил сербские власти подписывать соглашения с НАТО и почему они делают это против воли граждан, которых представляют? Согласно опросам общественного мнения, более 80% населения Сербии выступает против сближения с Альянсом, и это не удивляет, так как НАТО совершило агрессию против их страны.
Сербская общественность пока не ознакомлена с содержанием нового документа, который был подписан с НАТО, так как он все еще не опубликован в открытом доступе. Министерство иностранных дел сообщило, что текст скоро появится на его официальном сайте.
Тем не менее, население Сербии должно знать, что ИПАП охватывает различные сферы, которые касаются жизни конкретного общества, и благодаря этому фактически контролирует все общественные процессы. Ключевой момент — это реформа всей системы обороны.
Кроме внешней политики и сферы безопасности, Сербия через ИПАП обязалась сотрудничать с НАТО по вопросам регионального взаимодействия, внутренней политики, науки, СМИ, европейской интеграции, правового государства, общественной дипломатии, экономических реформ, борьбы с терроризмом, защиты прав человека, чрезвычайных ситуаций, ликвидации лишнего вооружения, информационных кампаний, улучшения положения цыган, защиты данных и т. п. На основании изложенного можно сделать вывод, что подписанные соглашения обеспечивают НАТО полную свободу в планировании и контроле надо всеми процессами в сербском обществе. К этому надо добавить и тот факт, что нынешний режим в Белграде обеспечил для военных НАТО дипломатический статус и разрешил им использовать нашу военную инфраструктуру.
В соответствии с информацией министерства иностранных дел, новый план ИПАП дополнен новыми мероприятиями в области военно-технического и научного сотрудничества, а также кибербезопасности. Как эти новые моменты представлены в недавно подписанном соглашении, мы пока не знаем. Но уже сейчас понятно, что мероприятия НАТО касаются всех стратегических вопросов и затрагивают государственный суверенитет страны.
За последние семь лет было проведено 112 совместных военный учений между Вооруженными силами Сербии и НАТО, включая первые масштабные учения НАТО на территории Сербии («Сербия-2018») по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
С 2015 года динамика сотрудничества с НАТО была ускорена, и визиты официальных представителей НАТО в Сербию участились. Совсем недавно делегация парламента Сербии посетила центральный офис альянса в Брюсселе. Во время этого визита стороны как раз обсудили новое соглашение ИПАП. По моему мнению, НАТО в последующий период сосредоточит дополнительные усилия на улучшении своего имиджа в Сербии. Так как большинство сербских граждан отрицательно относится к этой организации, и воспоминания о бомбардировках 1999 года все еще свежи, я сомневаюсь в том, что эта пропаганда будет эффективной. Но руководство НАТО знает, что отношение сербского населения к Альянсу является для него проблемой, и оно попытается найти способ уменьшить отрицательный настрой сербов. Скоро пройдет неделя НАТО в Белграде — мероприятие, которое уже семь лет подряд ежегодно организует Центр евроатлантических исследований как своеобразный промоушн альянса. Я ожидаю, что НАТО также усилит деятельность в сфере общественной дипломатии.
Если же говорить о стратегических планах, они развиваются в русле втягивания в эту организацию тех балканских стран, которые все еще не являются ее участниками. Черногория без референдума и против воли большинства граждан была вовлечена в НАТО политическим решением своего руководства. Македония также движется по этому пути, в то время как Босния и Герцеговина старается преодолеть сопротивление Республики Сербской. При этом, для интеграции всего региона в Североатлантический альянс ключевой является позиция Сербии. Пока Сербия вне НАТО, маловероятно, что внутрибоснийский консенсус по этому вопросу будет достигнут. Если Сербия пойдет по пути вступления в НАТО, то Босния и Герцеговина последует за ней. Переломным моментом будет отношение сербского государственного руководства к южному краю Косово и Метохия. Если официальный Белград подпишет соглашение с Приштиной, будь то «всеобъемлющее соглашение о нормализации отношений», которое подразумевает «разграничение Косово», или договорённость по «модели двух Германий», о которой в последнее время начали говорить с новой силой, Косово тут же станет частью НАТО. Затем в очень короткий срок завершится евроатлантическая интеграция всех Балкан, так как Сербия потеряет любые возможности для защиты своей территории.
Драгана Трифкович, директор Центра геостратегических исследований (Белград)
Комментарии 0