Интерпол потерял надежду вернуть своего главу и выберет нового
Французские власти закрыли расследование дела об исчезновении в Китае бывшего директора Интерпола Мэн Хунвэя. Между тем с 18 по 21 ноября в Объединенных Арабских Эмиратах пройдет 87-я сессия интерполовской Генеральной ассамблеи.
В повестке дня – среди прочего – избрание нового президента этой международной организации. Этот пост стал вакантным на фоне проводимой в Китае антикоррупционной борьбы, одной из жертв которой, судя по всему, стал прежний глава Интерпола.
Представитель КНР Мэн Хунвэй, возглавлявший Интерпол, исчез в конце сентября во время поездки на родину из французского Лиона, где находится штаб-квартира международной полицейской организации. Спустя некоторое время, 7 октября, Пекин сообщил о задержании Мэна в связи с расследованиями по обвинениям во взяточничестве. Одновременно Интерпол сообщил об отставке своего президента. О судьбе Мэна с тех пор почти ничего не слышно, его оставшаяся во Франции жена Грейс заявила, что исчезновение бывшего главы Интерпола – это «политическое преследование». По ее словам, она не уверена, жив ли ее муж. Последнее послание, полученное от него за несколько дней до исчезновения, 25 сентября, гласит «Жди моего звонка» и сопровождается эмодзи, изображающим острый нож. Вероятно, это своего рода предупреждение о какой-то опасности.
Детали дела Мэн Хунвея (бывшего заместителя министра общественной безопасности Китая) остаются туманными, высказываются предположения, что оно стало частью широкой антикоррупционной кампании, возглавляемой Си Цзинпином. Что интересно, и в Интерполе хранят молчание насчет судьбы своего – пусть уже и бывшего – президента. Генеральный секретарь организации Юрген Шток дал понять, что Интерпол не будет вмешиваться в расследование дела Мэна. Теперь, по сообщениям прессы, и Франция объявила о закрытии этого дела, мотивировав тем, что оно развернулось не на французской территории. Кроме того, французское следствие не нашло свидетельств в пользу утверждений жены Мэн Хунвэя о том, что она получала угрозы по телефону на китайском языке.
На 87-й сессии Генассамблеи организации в Дубае должен быть выбран новый президент – на оставшиеся два года текущего мандата, то есть до 2020 года. Пока исполняющим обязанности президента Интерпола был назначен представитель Южной Кореи Ким Чжон Ян.
Генассамблея состоит из делегатов, утвержденных правительствами входящих в Интерпол стран (каждая страна-член представлена одним голосом). Будучи высшим руководящим органом организации, она проводит сессии раз в год и принимает все важные решения, а также избирает исполнительный комитет (а в этом году и президента).
Между тем в свете проведения в Дубае 87-й сессии желание получить статус наблюдателя при Интерполе изъявил Тайвань (напомним, что Россия считает, что существует только один Китай, неотъемлемой частью которого является Тайвань, а правительство КНР выступает в качестве единственного законного правительства, представляющего весь Китай). До 1984 г. Тайвань был членом Интерпола, но потом его место было занято КНР. С тех пор остров лишен доступа к важной информации посредством международной системы полицейского взаимодействия и связанной с этой системой базы данных по украденным и потерянным документам (SLTD). В Тайбэе считают, что такое положение дел серьёзно подрывает способность проводить проверки безопасности на границах и бороться против терроризма, торговли людьми и других транснациональных преступлений.
Руководитель тайваньского Бюро по расследованию преступлений Цаи Цан-По утверждает, что являющийся одной из крупнейших экономик мира Тайвань стратегически служит связующим звеном между Северо-Восточной и Юго-Восточной Азией, и тайваньские правохранители не должны по политическим причинам оставаться на обочине.
Тайвань подавал ранее заявку на участие в качестве наблюдателя в 85-й Генеральной ассамблее Интерпола в 2016 г. Интерпол отверг эту заявку, сославшись на резолюцию 1984 года, принятую в связи с включением КНР в качестве члена организации. Тайбэю было предложено обратиться в Национальное Центральное Бюро в Китае. Аналогичная реакция последовала и на предложение тайваньцев в 2017 г. провести под эгидой Интерпола группы поддержки для поддержания безопасности во время Летней Универсиады в Тайбее.
Де-факто тайваньские правоохранительные органы проводят с коллегами из других стран совместные операции по борьбе с международной преступностью. В 2018 г., например, тайваньские и таиландские полицейские провели широкомасштабную операцию против экономических преступлений на миллионы долларов. Совместно с филиппинской полицией был задержан разыскиваемый на Филиппинах чиновник, сбежавший на Тайвань. Ведется на острове и борьба с таким глобальным явлением, не знающим границ, как компьютерное мошенничество.
Согласно сообщениям СМИ, представитель Госдепартамента США заявил, что Вашингтон поддерживает участие Тайваня в различных международных организациях, включая Интерпол.
Тем временем в преддверии 87-й сессии идет борьба вокруг возможности приема в Интерпол еще одного члена со спортным статусом. Речь – о Косово (частично признанное государство, которое Сербия считает своей частью, используя название Косово и Метохия). В то время, как Белград настроен категорически против приема Приштины в ряды членов Интерпола, Косово получает поддержку со стороны, например, Германии. Об этом заявил косовский премьер Рамуш Харадинай, выразивший благодарность за поддержку канцлеру Ангеле Меркель. Запрос Приштины на членство в Интерполе включен в повестку дня сессии Генассамблеи этой организации, сообщают СМИ – при этом Косово не является членом ООН.
Комментарии 0