«Газпром» обозначил свою позицию по условиям транзита газа через Украину после 2019 года и ждет ответа Киева.
Как сообщила заместитель председателя правления российского холдинга Елена Бурмистрова в ходе Евразийского экономического форума, на прошлой неделе Алексей Миллер сказал о трех пунктах: обе стороны должны обнулить претензии друг к другу, Киеву необходимо определиться с объемами прямых закупок российского газа и правовым полем, в котором Украина и «Газпром» будут взаимодействовать.
В последнем случае речь идет о том, что Киев заявил о готовности работать в условиях европейского законодательства. Сейчас парламент страны рассматривает соответствующий законопроект и идет сертификация выделенного из состава «Нафтогаза Украины» независимого оператора газотранспортной системы, который и будет подписывать с «Газпромом» транзитный контракт.
Елена Бурмистрова отметила, что «Газпром» пока не понимает, успеет ли Украина внедрить европейские нормы до конца года. «Со своей стороны готовы подчеркнуть, что на протяжении всех последних лет мы работаем в соответствии с законодательством европейским. Мы умеем работать, мы научились работать и с газотранспортными операторами, и с регуляторами. И те объемы, на которые мы вышли в прошлом году, свыше 200 миллиардов кубометров газа, показывают, что научились работать мы, слава богу, неплохо. Поэтому мы готовы работать с любыми контрагентами, мы относимся к этому очень рационально, прагматично», — сообщила зампредправления «Газпрома» Елена Бурмистрова.
С учетом того, что готовность Украины работать в условиях Третьего энергопакета станет известна только в декабре, тогда и начнутся реальные переговоры о транзите. При этом, например, об обнулении претензий друг к другу Киев уже высказывался. По крайней мере, исполнительный директор «Нафтогаза Украины» Юрий Витренко не раз заявлял, что украинская сторона не собирается отказываться от компенсации в $ 2,6 млрд, которую ей присудил Стокгольмский арбитраж. «Газпром», в свою очередь, не согласен с решением арбитров и оспаривает его в шведском апелляционном суде.
По прямым закупкам газа в Киеве говорили о готовности это делать по решению Стокгольмского арбитража — цена немецкого хаба NCG с обязательными закупками в 5 млрд кубометров в год. На будущее в «Нафтогазе Украины» заявляли о желании, чтобы «Газпром» сам работал по европейским правилам и, например, продавал газ клиентам на границе с Украиной и дал доступ к экспортному газопроводу независимым поставщикам и не противился поставкам туркменского газа.
Все это никак не делает обе стороны ближе к подписанию контракта и заставляет экспертов полагать, что неподписание контракта на транзит газа через Украину — один из вариантов того, как могут развиваться события.
Комментарии 0