Газовые расклады в Европе. Насколько в действительности ослабли позиции России?

В связи с эпи­де­ми­ей на несколь­ко ме­ся­цев, в мире сильно упало по­треб­ле­ние энер­го­но­си­те­лей. Це­но­вой шторм при­шел­ся на теплую зиму, за­пол­не­ные хра­ни­ли­ща в пред­две­рии га­зо­во­го кон­флик­та с Укра­и­ной и общий из­бы­ток сжи­жен­но­го газа. По всему миру на нефть и газ упали цены. И ру­со­фо­бы завели свою обыч­ную шар­ман­ку «В эти дни Россия гибнет осо­бен­но сильно». Как то за­бы­вая о том как она гибла до этих дней.

Оран­же­вое, это доля России в им­пор­те газа в страны ЕС. Это доля вы­рос­ла со 116 (в 2014 году) до 186 (в 2019 году) бил­ли­о­нов ку­би­че­ских метров газа.

Кар­тин­ка взята из отчета по га­зо­во­му рынку Европы за 4 квар­тал 2019 года

Не имея воз­мож­но­сти упрек­нуть Россию в том что у нее падает импорт в аб­со­лют­ных ве­ли­чи­нах, ма­хи­на­то­ры на­чи­на­ют упре­кать ее в потере доли ев­ро­пей­ско­го рынка. Что так же яв­ля­ет­ся неправ­дой.

Из того же отчета «In 2019 as whole, the share of Russia in the total EU gas imports (including pipeline imports and LNG) was almost 46%. Norway had a share of 29%, while the shares of Algeria and Libya were lower (respectively 7% and 1%). The share of other LNG sources in the total EU gas imports was almost 17%. Compared to 2014, the share of Russia rose by 2%, while the share of Norway dropped by nearly 8% in the total EU gas imports. The big winner over this period was LNG, increasing its share by 9%. The share of gas from Algeria and Libya went down respectively by 2% and 1%.»

В 2019 году, в целом доля России в общем им­пор­те газа ЕС (вклю­чая тру­бо­про­вод­ный импорт и СПГ) со­ста­ви­ла почти 46%. Нор­ве­гия имела долю 29%, тогда как доли Алжира и Ливии были еще ниже (со­от­вет­ствен­но 7% и 1%). Доля других ис­точ­ни­ков СПГ в общем им­пор­те газа в ЕС со­ста­ви­ла почти 17%. По срав­не­нию с 2014 годом доля России вы­рос­ла на 2%, а доля Нор­ве­гии упала почти на 8% в общем им­пор­те газа в ЕС. Боль­шим по­бе­ди­те­лем за этот период стал СПГ, уве­ли­чив­ший свою долю на 9%. Доли газа из Алжира и Ливии сни­зи­лись со­от­вет­ствен­но на 2% и 1%.

На самом деле если за­гля­нуть в отчет 2014 года, доля России была 41%, а доля Нор­ве­гии была 39% . Доли были срав­ни­мы. С тех пор Нор­ве­гия, по­те­ря­ла 10% рынка, на самом деле так и остав­шись в аб­со­лют­ных ве­ли­чи­нах неиз­мен­ной, около 100 бил­ли­о­нов ку­би­че­ских метров газа. Также не смотря на рост им­пор­та газа в ЕС, про­изо­шло сни­же­ние ры­ноч­ной доли Алжира и Ливии. .
Бе­ни­фи­ци­а­ром роста им­пор­та газа в Европе до 2018 года была ис­клю­чи­тель­но Россия

Что самое ин­те­рес­ное, в 2010-11 году в Европе уже был один пик им­пор­та сжи­жен­но­го газа, в ос­нов­ном из Катара. Нетруд­но до­га­дать­ся, тру­бо­про­вод­ный газ из России вы­тес­нил из Европы ка­тар­ский сжи­жен­ный газ . Долгое время в 2012-2017 годах LNG им­пор­ти­ро­ва­лось в районе 4 млн тонн в месяц, пока не на­чал­ся новый рост им­пор­та сжи­жен­но­го газа в 2018-2019 из США и опять же из России.

Что будет дальше? в первом квар­та­ле 2020 года из за эпи­де­мии си­ту­а­ция непо­нят­на. По­треб­ле­ние сильно сни­зи­лось, газа стало много, немно­гим лучше станет си­ту­а­ция во втором квар­та­ле 2020. Но по ры­ноч­ным долям си­ту­а­ция оста­нет­ся такой же, как 4 квар­та­ле 2019, со сни­зив­ши­ми­ся объ­е­ма­ми. А вот дальше на­чи­на­ет­ся самое ин­те­рес­ное. Ру­со­фо­бы уже начали кам­лать на сни­же­ние доли России за счет Га­з­про­ма. На самом деле, все ев­ро­пей­ские фирмы пре­кра­ща­ют за­куп­ки сжи­жен­но­го газа в США. Лу­зе­ром в этом году станет аме­ри­кан­ский газ.
Фран­цуз­ская ком­па­ния Total не будет за­ку­пать аме­ри­кан­ский СПГ в летний период. По­ку­па­те­ли в Азии и Европе от­ме­ня­ют в июне 20 аме­ри­кан­ских грузов СПГ. Цена на Ген­ри­Хаб, плюс цена сжи­же­ния плюс до­став­ка в Европу, делают аме­ри­кан­ский газ вдвое дороже. Он и ста­но­вит­ся про­иг­рав­шим. Ко­неч­но «мо­ле­кул сво­бо­ды» в пику рус­ским могут купить поляки, но они просто сами станут себе вра­га­ми. Литва к при­ме­ру уже пе­ре­ш­ла на газ с Ямала.

Ну а по­сколь­ку 20% аме­ри­кан­ско­го газа идет в ка­че­стве по­пут­но­го в слан­це­вых ме­сто­рож­де­ни­ях нефти, а сланец быстро со­кра­ща­ет­ся. Вместо 2 ме­га­бо­чек экс­пор­та, аме­ри­кан­ский баланс достиг 2 ме­га­бо­чек им­пор­та. США ста­но­вит­ся им­пор­те­ром нефти и неф­те­про­дук­тов, а воз­мож­но и газа. Ко­неч­но ру­со­фо­бы будут рас­ска­зы­вать сказки про быст­рое вос­ста­нов­ле­ние слан­це­вой от­рас­ли, вот только слан­це­вым ком­па­ни­ям еще пред­сто­ит про­цесс банк­ротств. Это ре­аль­ность только на­чи­на­ет­ся.

Да если нефть снова по­до­ро­жа­ет до 60, да если ми­ро­вая эко­но­ми­ка пол­но­стью во­ста­но­вит­ся от Ковида, тогда воз­мож­но слан­це­вая добыча снова может стать без­убы­точ­ной. Вот только ей чтобы остать­ся на месте надо непре­рыв­но бурить. Бег крас­ной (черной) ко­ро­ле­вы на­зы­ва­ет­ся «Ну, а здесь, знаешь ли, при­хо­дит­ся бежать со всех ног, чтобы только остать­ся на том же месте!». Слан­це­вая сква­жи­на теряет 70% дебита на второй год. Если год не бурить новые , то за­чах­нут и старые сква­жи­ны, ведь у сланца быст­ро­па­да­ю­щая добыча.

Комментарии 0

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.