Появление российского зенитного ракетного комплекса С-400 на территории Сербии — непростое событие, за которым могут последовать и другие шаги, направленные на укрепление двустороннего сотрудничества. Такое мнение высказал EADaily военный журналист, офицер ПВО Евгений Кириченко, комментируя переброску современных российских установок ПВО на территорию иностранного государства для участия в совместных с армией Сербии военных учениях.
Напомним, что зенитный ракетный дивизион С-400 и зенитная ракетно-артиллерийская батарея «Панцирь-С» ВКС России 24 октября были переброшены в Сербию для участия в учениях «Славянский щит — 2019». Представитель Министерства обороны России уточнил, что «российские и сербские подразделения ПВО совместно выполнят задачи по обнаружению, сопровождению, классификации и уничтожению всего спектра воздушных целей условного противника в процессе несения совместного боевого дежурства».
По словам Кириченко, Министерство обороны России проявляет большой интерес к событиям на Балканах, занимается мониторингом ситуации и при этом не только путем анализа печати.
«Как мне кажется, мы не отказались от Сербии и бросать ее никто не собирается, поскольку Сербия для нас — единственная страна в Европе, которая во время Второй мировой войны выступила против Гитлера, в то время как соседняя Болгария, например, покорилась и стала коллаборационистским государством. Сербы не предали Россию, и это учитывается в политике. Я думаю, что С-400 поехал туда неслучайно и есть вероятность, что комплекс может там и остаться», — допустил Кириченко.
По мнению военного журналиста, Сербия является «взрывоопасным регионом на Балканах, учитывая мину замедленного действия — Косово». Кириченко считает, что учения с участием С-400 на территории Сербии можно рассматривать как «некий способ проверить российский комплекс в условиях Балкан».
«Ведь во время учений работает система радиолокационной разведки, и этот комплекс будет мониторить воздушное пространство Сербии. Я думаю, что это неслучайная поставка», — добавил он.
Отвечая на вопрос EADaily, какова вероятность того, что-либо комплекс С-400, либо «Панцирь-С» останется в распоряжении сербской армии по окончании учений, Кириченко рассказал о своем разговоре с военным атташе Сербии в Москве.
«Я в свое время задавал ему, может быть, бестактный вопрос, почему Сербия купила беспилотники не у России, а у Китая. Он дал совершенно честный ответ на него: „Потому что ваши беспилотники дороже“. Если бы наш военно-промышленный комплекс ориентировался на Сербию просто как на покупателя, он бы и продавал беспилотники по международным рыночным ценам. Если бы Сербия была для нас партнером в будущем, то мы могли бы эти беспилотники просто подарить. Списали же 20 миллиардов долларов африканским странам. Это огромная сумма, просто мы не знаем, какие преференции получит Россия за это», — сказал эксперт.
Кириченко добавил, что на сегодняшний день С-400 и «Панцирь» — самые лучшие средства ПВО и, если они останутся в Сербии, это будет очень хорошим результатом и для Сербии, и для России. По его словам, это значит, что Российская армия так или иначе будет сотрудничать с сербской.
При этом эксперт предположил, что реакция Запада на подобный шаг будет однозначна. «Я не думаю, что они обрадуются, — сказал он. — Будут обвинять Путина во вмешательстве, в милитаризме, в том, что Москва цепляется за Балканы хоть таким способом. Я не думаю, что на Западе кто-то положительно к этому отнесется».
Говоря о возможностях каждой из двух систем ПВО по отдельности и их потенциальной роли в охране воздушного пространства Сербии, Кириченко напомнил, что задача ПВО заключается в том, чтобы «на как можно дальнем расстоянии от охраняемого объекта разведать воздушную цель и взять эту цель на сопровождение».
«После того как будет сделан пуск, ракеты уже сами делают все остальное. С-400 способен атаковать цель с большой степенью вероятности поражения. На одной установке — четыре ракеты, в полном дивизионе — 12 установок. 16 или 32 цели будут гарантированно уничтожены на расстоянии примерно 400 километров от охраняемого объекта. Вы представляете, 400 километров для Сербии — это огромное расстояние. А „Панцирь“ — он ракетно-пушечного типа. Он работает по ближним целям и используется для охраны аэродромов, для поражения беспилотников. „Панцирь“, например, охраняет авиабазу в Сирии. Это достаточно эффективное оружие для уничтожения малодоступных низколетящих целей. Ракета может поразить беспилотник, но это то же самое, что микроскопом гвозди забивать. Для отражения атак бомбардировщиков Б-52 или Б-2, которые бомбили Сербию в 1999 году, это очень хороший вариант. Это то же самое, что и комплекс „Нева“, который в 1999 году защищал Сербию, только с расширенными возможностями», — пояснил Кириченко.
По мнению эксперта, сам факт того, что российские комплексы оказались на территории Сербии, свидетельствует о том, что Россия не «сбрасывает со счетов свое участие в дальнейшей судьбе Сербии». «Времена меняются… Когда-то батальон наших десантников изменил политическую ситуацию в Европе одним марш-броском и заставил и НАТО, и всю Европу считаться с интересами России. Может быть, то, что происходит вокруг С-400, — это второй шаг. Может быть, начнем разыгрывать сейчас балканскую карту», — подытожил эксперт.
Комментарии 0