Что станет с Польшей без денег Евросоюза. Показательное наказание Брюсселя
Дмитрий Ермаков. Нежелание признавать приоритет европейского права над собственным обернулось для поляков финансовыми санкциями. Евробюрократы демонстративно наказывают республику за своеволие. Правящая партия Польши заявляет о недопустимости выхода из ЕС, но может потерять доверие избирателей. Удастся ли Брюсселю «вразумить» нарушителей дисциплины и какую игру на самом деле затеяла Варшава, разбиралось РИА Новости.
Защищаться любым оружием
Отношения – и раньше непростые – перешли в формат настоящей дуэли. Премьер-министр Матеуш Моравецкий даже заговорил о вооруженном конфликте – настолько накалилась атмосфера. «Если Еврокомиссия начнет третью мировую войну, мы будем защищаться любым оружием», – пообещал он в интервью Financial Times.
Речь идет о средствах из фонда, учрежденного для восстановления экономики после пандемии. Затем Суд ЕС постановил штрафовать Польшу на миллион евро ежедневно. Финансовый прессинг – ответ на решение Конституционного суда Польши, утвердившего 7 октября верховенство законодательства республики над европейским.
Глава Европейской народной партии Манфред Вебер предостерег: спор с Брюсселем чреват выходом из ЕС. Моравецкий подчеркнул: 88 процентов поляков не хотят этого. «Мы абсолютно убеждены в том, что Польша должна остаться. Мы будем защищать себя как часть Европейского союза», – отметил он.
О Polexit (по аналогии с Brexit) говорят не впервые. Так, комментируя летом польскую судебную реформу, министр иностранных дел Люксембурга Жан Ассельборн предупредил, что Варшава «играет с огнем». Тогда же об этом рассуждал и еврокомиссар по вопросам юстиции Дидье Рейндерс.
«Отвергаю язык шантажа»
В марте Моравецкий подал в Конституционный суд представление, попросив объяснить, как быть с законами Евросоюза, когда они не соответствуют внутренней юрисдикции. Власти заявили о необходимости реформы. В Брюсселе тут же откликнулись: Варшава вводит политический контроль над судами и лишает их независимости.
В октябре 2020-го в Польше, вопреки европейским законам, фактически запретили аборты: теперь прерывать беременность нельзя, даже если ребенок родится с серьезным дефектом развития или неизлечимой болезнью. Население это восприняло в штыки: тысячи людей протестовали на улицах с проволочными вешалками в руках – «медицинским» инструментом аборта в подпольных условиях. Но решение не пересмотрели.
Когда Еврокомиссия перешла в наступление, политики правящей партии «Право и справедливость» сравнили Брюссель с оккупантами и «московским политбюро». «Я отвергаю язык шантажа», – подчеркнул Моравецкий. И потребовал отменить экономические санкции, «чтобы найти компромисс».
Это едва ли произвело впечатление на евробюрократов. Польша – не первая страна бывшего Восточного блока, лишенная субсидий за склонность к консерватизму. План восстановления экономики Венгрии тоже отклонили, Будапешт не увидит 7,2 миллиарда евро, на которые очень рассчитывал. Брюссель разозлил закон, запрещающий показывать детям материалы о гомосексуальности.
Перевести стрелки
Громкие фразы о либерализме и правах человека прикрывают общее недовольство «старой Европы», главного донора ЕС. Так, по данным Минфина Польши, с 2004-го по 2019-й Варшава получила из Брюсселя 163 миллиарда евро, а отдала всего 53. В 2021-22-м пообещали почти 19 миллиардов, и это не считая средств из антипандемийного фонда.
При обсуждении фондового пакета страны Западной и Северной Европы настояли на «условном механизме» – гарантиях, что получатели будут придерживаться ценностей и норм Евросоюза.
В 2017-м, когда в Польше судебную власть подчинили парламентскому большинству, Еврокомиссия ограничилась процедурой, узаконившей возможность лишения Варшавы права голоса в Совете ЕС.
Свою роль, возможно, сыграла и проамериканская направленность поляков на фоне украинских событий и противостояния Москве. К тому же Варшава обязалась закупать у США сжиженный газ.
К слову, ценовое ралли на топливо Моравецкий считает еще одной причиной давления Брюсселя. На октябрьской сессии Европарламента премьер заявил: немецкие депутаты, обвиняющие Варшаву в нарушении гражданских прав, на самом деле – лоббисты «Северного потока – 2».
Моравецкий полагает, что «в ближайшие недели» Европа погрузится в энергетический кризис: «Многие предприятия могут обанкротиться, а десятки миллионов семей – разориться».
Цены на газ в Европе с января действительно взлетели почти в четыре раза. И для Польши это большая проблема. В прошлом году глава энергетической компании PGNiG Ежи Квечиньский признал, что многолетние планы разработки сланцевых месторождений придется отложить: не готовы технологии. Соглашение с «Газпромом» истекает в 2022-м. После этого республика переходит на СПГ из США и надеется на запуск Baltic Pipe из Дании.
Однако летом датские власти заморозили работы. Отсрочку объяснили необходимостью дополнительных технических испытаний, а также заботой о редких видах животных, обитающих на отведенной для газопровода территории.
Польша – один из главных оппонентов «Северного потока – 2». Моравецкий неоднократно обвинял в европейском энергетическом кризисе именно этот проект и его российских бенефициаров. Политологи считают, что, связывая санкции ЕС против Варшавы с Москвой, премьер пытается «перевести стрелки».
«Конфликт из-за решения КС не новый по сути, но приобрел небывалую остроту. Брюссель может заблокировать вообще все средства, выделяемые Польше. Не только из фонда восстановления, – говорит эксперт Российского института стратегических исследований Оксана Петровская. – Разумеется, Моравецкий защищается, отвлекая внимание ЕС на внешнюю якобы угрозу».
Избиратели боятся безденежья
Несмотря на отзыв «постковидного» финансирования и экстремальные цены на топливо, обнищание Польше не грозит. Источник РИА Новости, пожелавший сохранить анонимность, сообщил: еще до скандального вердикта КС правительство провело закрытое совещание. «Там оценили положение как достаточно стабильное, чтобы обойтись без денег из фонда. И пошли ва-банк».
Научный сотрудник Центра европейских исследований ИМЭМО РАН Станислав Кувалдин тоже отмечает уверенность Варшавы в своих силах. «Польские власти полагают, что могут себе позволить обострение ситуации с ЕС. Но не думаю, что это путь к выходу из Евросоюза», – указывает он.
Противостояние, похоже, входит в затяжную фазу. По мнению собеседника, решение о санкциях приняли задолго до октября – и так поступят со всяким, чья политика не устраивает Брюссель.
«Для ЕС это удобно: экономия евробюджета, что очень актуально после Brexit и потери доходов от Великобритании», – рассуждает эксперт.
Оппонируя Брюсселю, Моравецкий ведет рискованную игру, но у него на руках неплохие карты.
«Надеясь на то, что председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен пойдет на попятную, он апеллирует к ее желанию помочь всем странам ЕС выйти из пандемийного кризиса. Неудача с Польшей, конечно, отразится на имидже руководства ЕК, – говорит Оксана Петровская. – Кроме того, Моравецкий прекрасно понимает, что не все в ЕС хотят обострения спора – в частности, Германия».
Однако, несмотря на заявления премьера, правящая партия фактически выводит Польшу из ЕС. А ведь Моравецкий пришел к власти с призывами преодоления кризиса в общении с Брюсселем.»Помощь ЕС явно нужна Польше. Необходимо реформировать энергетический сектор, поддерживать соцпрограммы, из-за которых «Право и справедливость» и сохраняет долгое время власть. Польские избиратели не хотят безденежья», – подчеркивает Петровская.
По ее сведениям, в «определенных кругах» Польши обсуждают внеочередные парламентские выборы – на тот случай, если из-за спора с Брюсселем в стране упадет уровень жизни.
Так или иначе, на выборах в сейм и сенат – даже если они состоятся, как и запланировано, в 2023-м – проблема постепенной изоляции Польши будет одной из ключевых. Особенно учитывая, что главную оппозиционную партию «Гражданская платформа» возглавляет Дональд Туск, бывший председатель Европейского совета и сторонник максимальной евроинтеграции.
Комментарии 0