Интриги, подковерные игры, сталкивание оппонентов лбами — вот главные таланты Дали Грибаускайте. Так оценил сильные качества президента Литвы Линас Бальсис, ее первый пресс-атташе. Бальсису можно верить: в 2009 году он возглавлял команду, которая привела Грибаускайте к власти, а затем несколько лет был правой рукой первой леди.
Все, что происходит в Литве, будь то брутальная атака на лидера правящей партии «Союз крестьян и „зелёных“ Литвы» (СКЗЛ) Рамунаса Карбаускиса с обвинениями в «работе на Кремль» или появление в нужном месте в нужное время секретных справок госбезопасности, дискредитирующих того или иного политика (как это было в случае с членом Сейма социал-демократом Миндаугасом Бастисом, обвиненным в «антигосударственной деятельностью»), — корни всегда следует искать в недрах президентуры. У Грибаускайте «два лица», но один метод работы — «разделяй и властвуй», не сомневается депутат парламента Линас Бальсис. Премьер-министр Саулюс Сквернялис еще зимой 2016 года назвал главу государства «никогда не ошибающейся, лучше всех понимающей, как должна жить страна и народ». В декабре 2018 года глава кабинета обвинил Грибаускайте в злоупотреблениях «телефонным правом» и назвал ее официальные заявления «фасадными», за которыми не скрывается ничего, кроме желания править единолично. Бальсис руководителя правительства поддержал: умение плести интриги — это прирожденный талант президента.
«Она не думает об общих интересах, но всегда озабочена своими рейтингами. Сегодня могу сказать, что ее окружение никогда не работало ради Литвы. Только ради интриг и рейтингов. Поэтому я ушел», — заявил бывший пресс-атташе в интервью сетевому изданию Lietuvos žinios — «Литовские новости». Примеров Бальсис привел массу, начиная от скандалов вокруг утечки из президентуры секретных документов специальных служб, через дела о подозрительном банкротстве российско-литовского банка Snoras и торговле политическим влиянием под названием «Масюлисгейт» (в них невооруженным взглядом видны уши президента) и заканчивая расправами с неугодными. «Большую часть аргументов во всех этих [и других случаях] занимает личное мнение главы государства, а не объективные факты или интересы государства. Симпатии и антипатии [у Грибаускайте] всегда перевешивают любые доводы «за» или «против», — подчеркнул Бальсис, которого с некоторых пор на дух не переносят в президентуре. Маргинал, очернитель, противник Литвы, агент Кремля, пьяница и замкнутая, угрюмая личность — так пишет о депутате Сейма прикормленная пресса под дудку щедрого заказчика.
На финише декабря вильнюсская площадь Дауканто, на которой расположена рабочая резиденция Грибаускайте, основательно взялась на премьера. Отношения между ним и главой государства были хороши до 2015 года, пока Сквернялис в должности министра внутренних дел не попросил президента «не мешать работать». Этой просьбой он открыл шлюзы для критики. И понеслось из уст национального лидера: «Я не верю в потенцию правительства», «Премьер занимается абсолютно непозволительными делами», «…он не в состоянии руководить кабинетом», «…занимается не работой и реформами, а иллюзией работы и реформ». Президент Грибаускайте бюджет правительства на 2019 год назвала «бюджетом по раздаче денег. Их стало больше, но нет реальных реформ. Это перекладывание из одного кармана в другой. Мы делимся результатами роста, тут-там отсыпаем, пробуем сделать так, чтобы все были удовлетворены».
Обострение отношений между президентурой и правительством, разумеется, на пользу Литве не идут. Можно предположить, что трения будут только нарастать, ведь Грибаускайте сегодня — «хромая утка», которой осталось сидеть в главном кресле страны чуть более полугода. С другой стороны, пришло время задаться вопросом: что она в ранге президента сделала хорошего для Литвы за 10 лет, начиная с 2009 года? Для русской прессы депутат парламента Линас Бальсис сказал даже больше, чем для литовской. На важнейший вопрос он ответил коротко:
— За 10 минувших лет никаких прорывов в Литве не случилось, тонем в кризисе. Любая инициатива снизу отвергается. Помните, раньше говорили «инициатива наказуема»? Те советские взгляды в президентуре не только сохранились, но и окрепли.
— Страна переживает кризис демократии, утверждают литовские социологи. Интеллектуалы считают, что идет ресоветизация. Ваше мнение?
— Членство в Евросоюзе и НАТО не позволяет нашим чиновникам своевольничать, поскольку есть общеевропейские красные линии. Что касается президента, она желает все иметь в своих руках и не хочет вести политический диалог с другими институтами власти. Это признаки авторитарного режима. Если присовокупить грязные сделки, то можно сказать: вершины власти в Литве дурно пахнут. Увы, все оттуда. Значит, и со свободой печати в Литве проблемы есть.
Тем не менее мы — европейская страна, и нужно по этому пути идти дальше и более активно. Литва находится в такой геополитической точке мира, где нейтралитет исключен. Он опасен, потому что мы можем очутиться либо в роли Крыма, либо в роли Александра Лукашенко. Литве незачем ориентироваться на восток. Нам необходимо быть в хороших отношениях с Польшей, главным партнером в ЕС. Только кооперируясь с Варшавой, наша страна может чего-то достичь в Евросоюзе. Например, в энергетике. Польша, кстати, нас защищает, как член НАТО. Но именно при президенте Грибаускайте отношения с Варшавой резко ухудшились. Для чего? Наши плохие отношения с Польшей выгодны только России. Она всегда стремилась литовцев и поляков разделять, чтобы ими управлять. Вспомните времена Rzeczpospolita — было именно так. Сейчас я вижу те же попытки.
— Это круто — обвинять главу государства в развале отношений со стратегическим партнером! Вас, наверное, недаром называют агентом Кремля?
— «Зеленых» всегда называют агентами Кремля. Некоторые литовские политики боятся нашей правды. Но, обвиняя в прокремлевскости, никто никаких фактов не выкладывает. Потому что их не существует в природе. Цель такого шельмования — усмирить всех, кто не согласен с мнением президента и ее союзниками из партии консерваторов, сделать всех оппонентов врагами народа. Это старый провокационный ход, проверенный. В 1991 году в здании КГБ при Совмине Литовской ССР я нашел брошюрку про агентов. Оказывается, агенты госбезопасности должны принадлежать к самым ярым националистическим организациям и кричать там громче всех. Кто сегодня в Литве активнее всех ищет людей Кремля и громче всех о них говорит? Когда слышу, что творится в стане оппозиции, которую поддерживает глава государства, у меня создается впечатление, что агентов Кремля нужно искать именно там. Правила из брошюры КГБ работают так же надежно, как и 30 лет назад.
Конечно, нужно учитывать, что пишет литовская госбезопасность об угрозах со стороны России. Но пусть будут устроены открытые дебаты, пусть ДГБ скажет, что есть факты. Но фактов опять нет — вот в чем проблема!
— Вы говорите, цитируем: «Президент должен быть выше личных амбиций, а Литва нуждается в чистой политике». Но в ответ вам и нам говорят: «…годы моего правления — это дорога прозрачности и справедливости»…
— Трудно сказать, что именно президент имела в виду — пусть сама отвечает. Но народ видит: никакой прозрачности не появилось, а, напротив, появилось больше туманности, интриг. Совершаются какие-то просто уму непостижимые поступки со стороны главы государства, а все молчат и всем хорошо, политической воли у депутатов законотворческой ветви власти нет. Я абсолютно не понимаю таких решений и не нахожу иного объяснения, кроме как коррупции или очень сильного лоббизма. При этом я знаю, что президент отслеживает информационные потоки. Когда ситуация становится для нее неудобной, она обязательно выступает в роли судьи и матери нации. Но на деле это забота только о собственных рейтингах, как уже было сказано.
Таковы взгляды Линаса Бальсиса. В очень большой степени с ним согласен лидер СКЗЛ Рамунас Карбаускис, который на всю Литву заявил, что не видит предложений президента в связи с запланированными реформами. «Президент говорит, что мы не проводим структурные реформы. Но если президент в состоянии, пусть скажет, что конкретно надо делать? Критиковать по принципу „вы плохие“ очень легко. Но что-то предложить! Вот тут со стороны президентской службы не хватает предложений. Да, есть инициативы в связи с поправками к некоторым законам. Но это не структурные реформы [в которых нуждается государство]».
Президент Литвы, говоря спортивным языком, вышла на финишную прямую. Первый тур новых выборов назначен на 12 мая. Успеет ли Даля Грибаускайте совершить прорыв или останется в истории, как выдающаяся интриганка со скандальной репутацией?
Рената Рейнгольдене
Комментарии 0