Политический кризис в Британии вокруг Брексита развивался весь день 4 сентября для того, чтобы получить вечером в британском парламенте вполне ожидаемый результат. В итоге Палата общин в третьем чтении приняла закон, предписывающий премьер-министру Великобритании Бóрису Джонсону сделать то, от чего он публично зарекался — попросить Евросоюз о новой отсрочке для Брексита, назначенного сейчас на 31 октября.
Фактически, парламент принял закон о запрете на т. н. «жесткий Брексита», т. е. выхода Великобритании из Евросоюза без достижения соглашения. За закон проголосовали 327 депутатов. Против — 299. Голосование подтвердило ставший известным накануне факт, что у премьер-министра Джонсона, спустя 42 дня после начала его премьерства, нет в Палате общин правительственного большинства. Во вторник фракция консерваторов потеряла 21 депутат, открыто перешедших в парламенте в лагерь противников Брексита и лично премьера Джонсона.
Спустя час после прошедшего голосования об отсрочке Брексита Джонсон предложил провести досрочные выборы, назначив их на 15 октября. Почему именно 15? Через два дня после этой даты должен будет состояться саммит ЕС, на котором и будет обсуждаться Брексит. Лидер победившей на досрочных выборах партии и поехал бы на этот саммит. От того, будет ли это Джонсон, или это будет Корбин, зависит дальнейшая судьба Брексита.
На практике, предложение Джонсона означало, что он хотел бы сделать из досрочных выборов голосование за доверие ему, как премьеру и лидеру страны, и неформальный референдум по вопросу о Брехите в назначенный на 31 октября срок. Чтобы парламент одобрил предложенную Джонсоном дату выборов, ему необходимы были голоса двух третей депутатов. Поэтому ключевое решение по предложению Джонсона о досрочных выборах принимала оппозиция — лейбористская партия и ее лидер Джереми Корбин. Лейбористы готовы и хотят пойти на досрочные выборы, но только не в назначенный Джонсоном срок 15 октября, а позднее — после того, как премьер провалится со своим Брекситом, назначенным на 31 октября, и организованным ему в парламенте вотумом недоверия со стороны нового большинства.
Противники Брексита «вообще» или только Брексита «по модели Джонсона» хорошо понимали: если консерваторы победят на выборах 15 октября и получат необходимое большинство в парламенте, то они просто отменят принятый 4 сентября закон о запрете на «жесткий Брексит». Поэтому после недолгих дебатов оппозиция большинством голосов уверенно отвергла предложение Джонсона о выборах 15 октября. В пользу Джонсона проголосовали 298 депутатов. Так новый британский премьер дважды в один день потерпел поражение в парламенте.
Теперь вкратце о предложенной процедуре в принятом Палатой общин законе о запрете на «жесткий Брексит». По принятому сейчас соглашению с ЕС Британия должна покинуть ЕС 31 октября автоматически и в любом случае — с соглашением или без него. Теперь же по принятому закону премьер должен до 19 октября получить в парламенте одобрение сделки с ЕС по Брекситу или по выходу Британии из ЕС без соглашения. Если же парламент не одобрит ни то, ни другое решение, то вот тогда премьер и должен будет запросить у ЕС отсрочить Брексит еще на три месяца — до 31 января 2020 года. Принятый закон даже включает в себя текст письма, которое премьер должен будет отослать в Еврокомиссию по этому вопросу. Предусмотрено и то, что если Евросоюз предложит в своем ответе на это письмо другую дату, то у премьера останется лишь два дня, чтобы принять или отвергнуть это предложение. При этом это будет не он. В законе оговорено, что за эти два дня только парламент, а не правительство имеет право отвергнуть это предложение ЕС по дате. Фактически, и премьер и правительство подобной принятой в законе процедурой лишены какой-либо самостоятельности в вопросе о Брексите.
Итак, до 4-го сентября говорили о Джонсоне как о «диктаторе», теперь же британский парламент будет водить его на детских помочах в политическом пространстве Великобритании и ЕС.
А ведь Джонсон пытался шантажировать ЕС «жестким Брекситом», чтобы заставить Брюссель переписать соглашение о выходе в смягченном для британцев варианте. На саммите G7 во Францию Джонсон публично пообещал не платить Евросоюзу договоренные £39 млрд в том случае, если Брексит 31 октября пойдет без соглашения в «жестком» варианте. Теперь случившееся в британском парламенте полностью поломало эту игру премьера. В Брюсселе теперь не верят в возможности Джонсона.
Нынешний и очередной политический кризис в Великобритании вокруг вопроса о Брексите начинался так. 28 августа премьер Джонсон «попросил» королеву приостановить работу парламента на пять недель. Джонсон реально решил «выключить» парламент из игры на решающий для проведения Брексита период. Королева поддержала Джонсона и парламенту был назначен перерыв в работе более, чем на месяц — с 9 сентября по 14 октября.
В свою очередь, парламент сам решил выключить из политической игры премьера. Во вторник собравшиеся после перерыва законодатели лишили британское правительство права определять повестку заседаний Палаты общин. Это потребовалось для того, чтобы сформировавшееся после раскола у консерваторов антиправительственное большинство смогло принять закон о запрете на выход из ЕС без соглашения. За этим последовала публичная потеря Джонсоном парламентского большинства. Кризис для его премьерства и нынешнего правительства консерваторов стал фактом.
Теперь после двух поражений в парламенте, последовавших 4 сентября, Джонсону остается лишь надеяться на традицию «доброй старой Англии». По парламентской процедуре, принятый Палатой общин закон против «жесткого Брексита» теперь пошел в Палату лордов, а потом он должен лечь на стол для подписи у королевы. Последней надеждой премьера остается «забалтывание» закона его сторонниками — лордами в Палате лордов. Сторонники Брексита могут затянуть его рассмотрение посредством действующей нормы неограниченных по времени выступлений членов Палаты лордов. Лордам-брексетирам надо непрерывно проговорить на заседаниях до 9 сентября, т. е. до принятого королевой срока завершения сессии парламента. В этом случае непринятый законопроект будет отложен до возобновления работы 14 октября, и Джонсон победит.
После 14 сентября в Палате лордов обсуждение закона начнут с нуля, чтобы протянуть процедуру до 31 октября. Для противодействия подобной парламентской тактике, получившей название «филибастер», противники Брексита, составляющие в Палате лордов большинство, уже внесли поправку, ограничивающую время обсуждения. Но ее также предстоит принять при норме неограниченных по времени выступлений. И именно обсуждение этого ограничения традиции и позволит затянуть прения до 9 сентября.
Поэтому теперь ждем соревнования во имя Брексита и для Книги рекордов Гиннеса на марафонских по времени и с эстафетой выступлениях членов Палаты лордов. Выносливость и крепость языков брексетиров в верхней Палате лордов оставляют последнюю надежду премьеру Джонсону победить зловредное сообщество антибрексетиров в нижней палате британского парламента. В противном случае, политическая ситуация с Брекситом в Британии может только обостриться. Топтание на месте с ним обещает возвращение к власти лейбористов, но на этот раз с левым премьером и марксистом во главе. Это станет британским вариантом новомодного в Европе и мире популизма.
Дмитрий Семушин
Комментарии 0