Белорусский и польский спецназ – кто на границе сильнее будет, если в рукопашную пойдут
Так называемый миграционный кризис на польско-белорусской границе, где сейчас находится порядка двух тысяч беженцев из Ирака, Сирии, других стран с Ближнего Востока, потребовал от Варшавы и Минска подтянуть в этот район дополнительные силы. Каждая страна старается обеспечить собственную безопасность, а без силовой поддержки армии и спецподразделений её не обеспечить.
На многочисленных видеокадрах можно обратить внимание, что заслоном на пути мигрантов с польской стороны стоят не только пограничники и полицейские. Там видны и серьёзные парни в серьёзной экипировке – явно не солдаты-срочники (там их называют добровольцами), вероятно, что это именно спецназ.
С белорусской стороны также стянуты значительные силы и это тоже не новобранцы, а хорошо «упакованные» бойцы. До столкновений между ними пока, к счастью, не дошло, тем более с применением огнестрельного оружия. Однако линия разграничения невелика и здесь недолго дойти до прямого контакта, на кулачках, например. Чья возьмёт?
Возьмём чисто военную часть дела. Поляки за неделю развернули в полосе конфликта 12 тысяч кадровых солдат и 3 тысячи бойцов территориальных войск. Это примерно в полтора раза больше численности всех сухопутных войск белорусской армии. Танковое усиление поляки провели ещё три недели тому, когда перебросили к белорусской границе Десятую бронекавалерийскую (танковую) бригаду, примерно 120 танков «Леопард» и «Леопард-2».
Белорусы держат на своей стороне две механизированных бригады из состава Западного оперативного командования, артиллерийские и вспомогательные части. Их командование также организовало усиленное дежурство сил ПВО на западном и северо-западном направлениях.
В непосредственном соприкосновении находятся белорусские пограничники и польские пограничники. Подпирают их с каждой стороны силы полиции/милиции и подразделения спецназа. Последние ведут постоянную разведку, как техническую, так и визуальную. Поляки вбросили информацию о том, что белорусы из пограничного спецназа ОСАМ (Отдельная служба активных мероприятий) активно просачиваются на польскую территорию. Однако тема развития не получила. В целом, район непосредственного соприкосновения насыщен войсками прилично, что у поляков, что у белорусов.
Можно предположить, что в нынешней ситуации на границе задействовано и наиболее известное подразделение польского спецназа «Гром» (Jednostka Wojskowa 2305 GROM), подготовленное для проведения специальных операций, включая контртеррористические. С момента создания в июле 1990 года это подразделение является полностью профессиональным. К слову, «Гром» с 2003 года участвовал в операции «Свобода Ираку», так что арабский язык для некоторых оперативных работников JW 2305 хорошо понятен, что не может не пригодиться в нынешней ситуации с мигрантами.
Это польское спецподразделение достаточно известно во многих странах, в первую очередь входящих в НАТО, с военными которых принимает регулярное участие в специальных учениях. Бойцы «Грома» проходят психологические тесты и тест на выносливость, наряду с так называемым «тестом истины», физическим и психологическим изнурительным полевым испытанием.
Подготовка солдат JW Grom включает в себя разнообразные дисциплины, в том числе особую подготовку по борьбе с терроризмом и проведению специальных операций. Каждый боец, независимо от своей специальности в подразделении, должен освоить подводное плавание, снайперскую стрельбу и прыжки с парашютом. В отличие от специализированных подразделений, подчиненных полиции, личный состав «Грома» подготавливается для ликвидации террористов, а не их захвата.
Известно, что в миграционном кризисе на границе Белоруссии и Евросоюза сейчас задействована Отдельная группа активных мероприятий (ОСАМ) Пограничного комитета Республики Беларусь. Это также подразделение специального назначение, которое в большей степени ориентировано на деятельность в приграничной сфере, изначально в 1993 году оно было создано для борьбы с незаконными мигрантами. Также в задачи группы входит сбор информации о враждебной деятельности на государственной границе, противостояние спецслужбам иностранных государств, экстремистским и преступным группировкам.
Несмотря на видимую привязку к границе, бойцы ОСАМ выполняют и ряд других задач, связанных, в том числе, с охраной первых лиц государства на выездных мероприятиях. Это полноценный спецназ, причём самый закрытый и «незаметный» в Белоруссии. Чтобы попасть в ряды группы кандидат проходит испытания в течение года-двух, затем контрактная служба по специальности, которая выявляется в ходе тестов и испытаний. Приёмы рукопашного боя отрабатываются до автоматизма, равно как и стрельба из разных типов вооружения. Присутствуют парашютная подготовка и методы выживания в любых условиях.
Можно отметить, что в своё время в этом спецподразделении, численность которого 500−600 человек, служили старшие сыновья белорусского президента Александра Лукашенко – Виктор и Дмитрий.
Оценивать чисто теоретически, кто победит в рукопашном бою, как говорится, стенка на стенку, польский «громовец» или белорусский осановец, наверно не имеет смысла. И в том, и в другом спецподразделении высокая подготовка. Может быть, в ОСАН больше внимания уделяют физической подготовке и рукопашному бою, но и в JW 2305 служат далеко не слабаки. Исход такой схватки непредсказуем, это будет даже не битва мускулов, а скорее нервов и выдержки.
Что касается темы патриотизма в белорусской армии, то она необычайно высока. Проблем с призывниками у военкоматов не существует, а о случаях дезертирства и вовсе не слышно. К тому же Узброеныя Сiлы отличаются высоким уровнем воинской дисциплины и организованности. И здесь у Лукашенко есть надежда, что «армия в случае чего не подведёт» и не станет противоречить указаниям своего верховного главнокомандующего, каковым он является. Ну, а уж против внешнего супостата будет воевать отчаянно и грамотно.
Не одним ОСАМом держится белорусская граница. В случае необходимости поддержат силы специальных операций – наиболее боеспособные и обученные войска, состоящие из подразделений спецназа и ВДВ.
В состав ССО входят 5-я отдельная бригада специального назначения, которая ещё с советских времен базируется в Марьиной горке, 38-я гвардейская отдельная десантно-штурмовая бригада в Бресте и 103-я гвардейская отдельная воздушно-десантная бригада в Витебске (бывшая 103-я ВДД).
Силы специальных операций насчитывают более 6000 человек, которые оснащены самой совершенной техникой, в том числе российского производства – бронеавтомобилями «Тигр», «Богатырь», «Кайман», БТР-80А. На вооружении этих бригад имеются также собственные артиллерийские дивизионы и зенитные ракетно-артиллерийские батареи. Для десантирования могут использоваться военно-транспортные самолёты Ил-76МД, которых всего два (плюс ещё три гражданских, которые пригодны для использования в военных целях), четыре Ан-26 и вертолёты Ми-8 (в том числе новые российские Ми-8МТБ) в количестве 20 единиц.
Пока эти силы на польско-белорусской границе не используются, но, надо полагать, держатся наготове. Сценарий развития ситуации достаточно непредсказуем.
Как сейчас предупреждает аналитик Bloomberg Андреас Клут, самый плохой вариант развития событий заключается в том, в нынешней «войне нервов» и польские, и белорусские силовики вместо предупредительных выстрелов могут открыть огонь на поражение. «Одна шальная или выпущенная специально пуля, которая попадёт в кого-либо, в этой ситуации может вызвать заградительный огонь», – считает аналитик.
Так может, спецназовцам действительно разобраться на кулаках, а не доводить дело до применения армий и тяжелых вооружений?
Комментарии 0