Отношения Белоруссии и России на протяжении последних лет были наполнены многочисленными проблемами и обоюдной критикой. При этом 2020 год вполне может стать переломным моментом для всей многолетней дружбы между Минском и Москвой. Нефтегазовое противостояние, проблемы интеграции в рамках Союзного государства, а также ряд иных вопросов в настоящее время оказались осложнены пандемией коронавирусной инфекции, только подтвердив существующий между странами кризис доверия.
Пожалуй, наиболее ярким доказательством того, что в отношениях между Минском и Москвой все больше разрастается яма непонимания, является ситуация в информационном пространстве России и Белоруссии. Несмотря на то, что обе страны не поддались панической атаке мирового масштаба, на практике они оказались далеки от взаимопонимания в борьбе с пандемией. Более того, оказалось, что коронавирус превратился в главный триггер обострения отношений между партнерами, грозя новой информационной войной. Как заявил 17 апреля президент Белоруссии Александр Лукашенко, «не зная о том, как мы вообще живем тут и как боремся», «наши родные братья на востоке уж так озабочены…».
«Не тем путем пошли, видите ли. Чтобы идти путем Белоруссии, надо иметь систему. А систему, даже в постсоветских республиках, кроме нас, разрушили напрочь. Инфекционные больницы уничтожили, специалисты разъехались, микробиологов, вирусологов, эпидемиологов никто не готовил. Теперь пожинают плоды. И в нас камни бросают», — сказал он, добавив, что это «очень тяжелая и затратная работа — бороться очагово, не изолируя людей, не выписывая пропуска, когда Москву остановили вообще напрочь».
Такая позиция Лукашенко относительно реакции России на его действия по борьбе с коронавирусом не случайна. За последние недели в информационном пространстве Белоруссии появилось множество материалов, в которых руководство Белоруссии подверглось крайне жесткой критике, порой граничащей с оскорблениями. Это уже привело к тому, что еще 21 марта белорусский лидер потребовал от МДВ и КГБ «разобраться с негодяями, которые вбрасывают эти фейки». Позже он отмечал, что «Комитету госбезопасности пожестче здесь, и милиции, и Мининформ пускай смотрит за всеми». При этом оказалось, что основное раздражение белорусского лидера вызывают именно российские СМИ и телеграмм-каналы. По его мнению, именно они «дают такую гадкую информацию».
«Россиянам хотел бы сказать — этим, которые „плявузгают“: не трогайте нас! Мы ведь у них ничего не просим. Мы спасаемся, защищаемся сами. Приезжайте к нам, посмотрите сами. Но зачем же вы нас в России делаете дураками? Зачем русскому человеку вбивать в голову, что там, на Западе, наши эти белорусы, они какие-то ненормальные?» — задался вопросом Лукашенко в середине апреля, добавив, что «тут уже не отбрыкаешься, что это неуправляемые каналы».
Стоит заметить, что в белорусском медийном пространстве на сегодняшний день, действительно, очень много сообщений крайне негативного и противоречивого характера. Как считают эксперты, это вполне может указывать на то, что между Белоруссией и Россией начинается очередная информационная война. При этом сам по себе коронавирус не является основной причиной происходящего, так как между двумя странами существует довольно много проблем, которые, к сожалению, так и не были решены за прошедшие годы.
При этом особенностью набирающей сегодня ход информационной войны, связанной с коронавирусом в Белоруссии, является то, что официальный Минск не стал ее инициатором. На сегодняшний день белорусские власти только отвечают на давление как со стороны внутренней оппозиции, которая подпитывается Западом, так и со стороны российских СМИ и различного рода русскоязычных телеграмм-каналов. И организовать наступление у официального Минска пока не получается.
Началом критики белорусских властей со стороны средств массовой информации России можно формально считать репортаж Первого канала в начале марта, когда в прайм-тайм было заявлено, что от коронавируса «первые смерти зафиксированы в США, Австралии, Таиланде, Белоруссии». Этот сюжет вызвал волну возмущения в Белоруссии, а Минздрав республики потребовал опровергнуть ложную информацию, так как на тот момент в стране официально не было зафиксировано ни одного случая смерти от Covid-19. На Первом канале извинились, сделав это довольно своеобразно.
«Наши белорусские коллеги обиделись на воскресную программу „Время“. В ней мы сообщили, что в числе стран, где есть жертвы коронавируса, братская Белоруссия. Якобы там умер человек. Коллеги! Братья! Это ошибка. Наша ошибка. Но, как говорят, невынужденная, случайная. Но все равно, простите, ошиблись. Никто не умер в Белоруссии, все живы», — сказал ведущий Кирилл Клейменов, работу которого в последующем резко раскритиковал Александр Лукашенко.
Несмотря на извинения со стороны российского телеканала, ситуация в дальнейшем стала только накаляться. При это главными причинами разворачивающихся событий стало недоверие к официальной информации белорусских властей, а также ее крайняя запутанность. Более того, вплоть до приезда в республику миссии Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), белорусский Минздрав старался выдавать данные по случаям заболевания коронавирусом максимально сдержанно, а порой и задерживая ее на несколько дней. Все это, а также абсолютное недоверие ко всей статистке в республики, и привело к тому, что зарубежные СМИ, в том числе и в России, стали черпать информацию не из официальных источников, а в телеграмм-каналах, социальных сетях и различного рода мессенджерах. В итоге, российское информационное пространство заполнилось рядом сюжетов, в которых рассказывалось от тысячах заболевших, сотнях смертей от коронавируса и бездействии властей. Появились материалы с громкими названиями «Эксперты: коронавирус в Белоруссии — национальная катастрофа», «Лукашенко — первый президент COVID-диссидент» и прочее. На этом фоне совершенно не удивительным стало появление на Первом канале 9 апреля очередного критического материала в отношении белорусского руководства. В сюжете «В Белоруссии произошел взрывной рост новых случаев заболевания коронавирусом» рассказывалось о том, что ситуация с Covid-19 в республике в реальности куда хуже, чем ее рисуют местные власти. При этом в качестве подтверждения своей версии, журналисты брали интервью у белорусов, которые говорили, в том числе о том, что по Минску буквально каждые пять минут одна за другой ездят скорые и жить стало очень страшно. При этом, на самом деле, подобное освещение ситуации в белорусской столице не соответствует действительности. Белорусы во многом последовали советам медиков и по возможности максимально самоизолировались, а ситуация с заполняемостью больниц в большинстве случаев далека от критической. Однако, все это нисколько не меняет отношение к происходящему в Белоруссии ряда СМИ, которые пользуются «инсайдерской» информацией с различного рода телеграмм-каналов и информационных изданий, финансируемых Западом. Последнее является еще одной особенностью формирующегося сегодня информационного противостояния.
Следует помнить, что сильнее всего в Белоруссии раскачать лодку пытаются оппозиционные СМИ и телеграмм-каналы. Именно в них можно найти интервью с неизвестными экспертами и врачами, родственниками умерших, ролики из больниц и с кладбищ, а также статистику, которая должна демонстрировать всю катастрофичность ситуации в стране. На страницах интернет-изданий «Наша Нива», «Белорусский партизан», «Радио Свобода», «Немецкая волна», канала Белсат или телеграмм-канал NЕХТА и им подобным ежедневно публикуются различного рода сюжеты, главной целью которых является дискредитация белорусских властей и нагнетание паники в обществе. Например, телеканал Белсат в рубрике «лукавые новости» выдал сюжет «Как в Белоруссии скрывают коронавирус». В нем, помимо критики властей, Лукашенко обвинили в продвижении теории заговора, связанного с Covid-19. И подобных материалов с каждым днем становится все больше.
Примечательно в данном случае то, что в отношении местной оппозиции белорусские власти не проводят практически никакой ответной кампании, чего нельзя сказать о российском направлении. При этом в последнем случае официальный Минск идет сразу по двум путям.
С одной стороны, белорусские государственные СМИ активизировали информационное воздействие на местную аудиторию, доказывая правильность выбранного руководством страны путь. Однако в ряде случаев это принимает крайне странные формы. Например, на столичном канале СТВ в сюжете «Коронавирус: кто под маской…» его автор Григорий Азаренок заявил, что сегодня лидеры государств испытывают небывалое информационное давление и «немногие сохраняют мужество, демонстрируют волю и характер», в том числе и Александр Лукашенко.
«За Белоруссией сейчас следят во всем мире. И завидуют. Видят, что в мире есть лидер, которого не ломает невиданная информационная буря. Пришло время доказать, что Белоруссия не истеричная барышня подросток, закрывшая лицо под маской. А гордая республика-партизанка», — сказал он.
Еще одним примером нынешней официальной информационной политики Белоруссии являются ролики телеканала ОНТ, где главной героиней является пожилая женщина. В одном из них, она лопается от обычного чиха, якобы заразившись коронавирусом от внучки. В другом — ей звонит ее подруга и сообщает, что в продаже закончились гречка, маски и лимоны. При этом с каждым новым известием женщина все больше расстраивается и, в конце концов, громко лопается со словами «Все, Семеновна, нам п…ц!». По мнению создателей данного шедевра, «наш враг сегодня не только вирус, но и паника», а «страх подавляет иммунитет и убивает душу».
С другой стороны, белорусские официальные СМИ ввязались и в информационное противостояние со своими российскими коллегами. Так, на канале Белтелерадикомпании появился сюжет «Ряд российских изданий провоцирует и поощряет волну фейков о Белоруссии». В нем некоторые СМИ России называют «помойками», а их материалы «мусором», которые «всасывают крупные федеральные редакции». При этом, по примеру чиновников, россиянам советуют смотреть на ситуацию у себя в стране, намекая на то, что карантин и самоизоляция в РФ были введены из-за того, что «лечить порой некем и нечем».
Такая резкая, на гране фола, риторика официальных белорусских СМИ, которая отличает их от российских информационных изданий, по мнению аналитиков, может объясняться тем, что в ее основе лежит позиция высших государственных деятелей страны. Например, помимо недовольства российскими СМИ Александра Лукашенко, такую же позицию занял и глава МИД республики Владимир Макей. В своем апрельском интервью он заявил, что помощь в борьбе с Covid-19 от России мизерная и используется она только на россиян. При этом министр отметил, что российские тесты некачественные и не нужны Минску, а из РФ вместо помощи едут зараженные россияне. В данном случае речь шла о 15 строителях, которые прибыли на строительство БелАЭС и оказались фактическими заложниками напряженных отношений Минска и Москвы. Они были силой изолированы, однако после нескольких тестов оказалось, что все рабочие здоровы и были выписаны.
Подобные обмены информационными ударами не прибавляют дружественности всему спектру белорусско-российских отношений. На фоне проблем политического и экономического характера двум странам следовало бы не на словах, а на практике объединить усилия в борьбе с пандемией. При этом закрытие границ, проблемы с транзитом граждан, взаимные обвинения, а также разрастающаяся информационная война совсем не то, что помогут Белоруссии и России справиться с общей бедой.
Наталья Григорьева, специально для EADaily
Комментарии 0