Вслед за Украиной: черногорские раскольники ждут своего томоса

С получением томоса Православной церковью Украины (ПЦУ) активизировалась деятельность другой раскольничьей деноминации — Черногорской православной церкви (ЧПЦ), глава которой призывает к упразднению Республики Сербской БиГ и разрушению храма канонической СПЦ.

Живые карикатуры

Сведущие в церковных делах прекрасно понимают, что, создавая ПЦУ на канонической территории Русской православной церкви, в основном на базе так называемого «Киевского патриархата», идя на поводу заокеанских геополитических игроков, Фанар открывает ящик Пандоры. ПЦУ по всем признакам является карикатурой на православную церковь. Взять хотя бы того же «патриарха» Филарета Денисенко — ни для кого ни секрет, что этот монашествующий «предстоятель» долгие годы жил с женой, от которой у него трое детей, и был сексотом КГБ под агентурной кличкой «Антонов». Кроме того, у всех на слуху его отнюдь не христианские высказывания по поводу, кстати, родного ему Донбасса (Денисенко родился в селе Благодатном Донецкой области). Например, о том, что местные жители сильно прогневали небеса невиданным грехом участия в референдуме, за что теперь должны искупить вину кровью и страданиями. Филаретовские призывы «уничтожать террористов» тоже все помнят. Как и активность той самой «украинской церкви»: захваты православных храмов, настенные росписи в церквях, изображающие боевиков майдана и лидеров украинских националистов, «иконы» с тризубами и в желто-голубой символике и кабаки с водкой в «монастырях». Все это не помешало Фанару снять анафемы и сделать ПЦУ, по сути, своим украинским филиалом, хотя подшефные грезили о независимости.

Нужно отметить, что так называемая Черногорская православная церковь, не менее карикатурная, находилась «в евхаристическом общении» с Киевским патриархатом. И тоже отличалась экстравагантным поведением как своей верхушки, так и рядовых клириков, очень далёким от норм христианского благочестия. Взять хотя бы ее нынешнего предстоятеля — Михаила (урожденного Мираша) Дедеича, который в свое время сделал очень хорошую карьеру в лоне Сербской православной церкви (СПЦ), учился в Белграде, Москве и Риме и даже был женат. Однако с моралью у подававшего надежды богослова, к сожалению, не все сложилось, поэтому он был лишен сана, а жена от него ушла. Впрочем, Дедеич горевал недолго и перешел в тот самый Константинопольский патриархат, отправивший его служить в Рим. Но и там излишне чувственный священник отметился не с лучшей стороны. Мало того, он начал опасно сближаться с католиками, в том числе внося изменения в богослужения, за что и был отправлен за штат. И неизвестно, как сложилась бы судьба падкого на искушения священника, если бы не пришли 90-е, и его родная Югославия не начала рушиться. Дедеич в интервью одной черногорской газете (а он сам уроженец этой земли) жестко обругал СПЦ и похвалил новообразованную местными национал-сепаратистами ЧПЦ, после чего к нему вышли с предложением, от которого он, в силу своих амбиций, уже не смог отказаться — возглавить раскольничью структуру.

Дело оставалось за малым — постричь будущего «предстоятеля» в монахи и сразу же интронизировать. За этим дело не стало: постригли Мираша под именем Михаила другие раскольники — представители неканонической Македонской православной церкви, а произвели в достоинство митрополита члены некоего непризнанного болгарского синода — и вот вам новоиспеченный глава ЧПЦ!

Снести храм ради мультикультурализма

Подобные метаморфозы, правда, настолько возмутили Константинопольский патриархат, что Фанар принял решение предать митрополита Михаила Дедеича анафеме, что и было сделано. Но последнего это ничуть не смутило. С места в карьер он развил бурную деятельность: его адепты начали атаковать храмы Черногорско-Приморской епархии СПЦ с целью их изъятия, плодить собственные епархии, проводить крикливые акции и не менее громко кричать в прессе. Плюс Дедеич не забыл заручиться поддержкой правильных геополитических игроков: ездил в Сребреницу скорбеть по невиннно отгеноциденным кровавыми сербами бошнякам, разве что не водил хороводы с местными албанцами и с самого начала выступал за отделение Черногории от Сербии. Благодаря чему довольно быстро получил симпатии со стороны Запада и полную поддержку местных властей.

Апогея процесс единения сепаратистской и прозападной черногорской власти в лице режима Мило Джукановича, затащившего страну в НАТО, и раскольничьей церкви, управляемой полноценным попом-расстригой, достиг в минувшем году, когда страна должна была отмечать столетие воссоединения с Сербией. Она и отмечала, только довольно своеобразно — стенаниями провластных спикеров о сербской оккупации и коварном удушении независимости, расклеенными на улицах всех крупных городов плакатами «Никогда больше». И требованием ЧПЦ передать ей все храмы и монастыри, возведенные на черногорской земле до 1920 года, то есть до того времени, когда черногорские приходы воссоединились с Сербской патриархией… И есть все опасения, что движения в этом направлении начнутся, даже несмотря на то, что и по сей день в независимой с 2006 года Черногории подавляющее большинство православных предпочитают все-таки каноническую СПЦ, а не ЧПЦ, и это соотношение сейчас составляет примерно как сто к одному.

Однако в стране, уже успевшей обзавестись собственным языком и историей, мало похожей на подлинную, главное только начать:

«Я много раз говорил, что для меня несомненным фактом является историческая автокефальность Черногорской православной церкви, — заявил президент Джуканович аккурат перед новым годом. — Понимаю, что ее упразднению предшествовали события, последствия которых мы отменили референдумом о независимости. В интересах будущего Черногории и ее стабильности, которой церковь может значительно поспособствовать, продолжить работу по систематической поддержке автокефальной Черногорской православной церкви».

И государство продолжает. В частности, премьер-министр страны Душко Маркович сообщил, что крайне разочарован тем, что работы по строительству церкви Святой Троицы на вершине горы Румия возобновились, и теперь храм придется снести силой… Борьба вокруг многострадального храма идет достаточно давно, за год до пресловутой черногорской независимости его металлический остов установили при помощи военного вертолета тогда еще единой армии Сербии и Черногории. А после местные жители поднимали на вершину камни для будущего строительства. Но уже через год сепаратистские власти посчитали храм СПЦ самостроем, а в 2015 году и вовсе постановили его снести, но от сноса церковь спас вступивший в силу мораторий Всемирного банка, запрещавший ликвидировать любые нелегальные постройки. А в 2017 году храм захватили вооруженные ножами местные албанцы, вывесив над ним свой флаг… И уже тогда все поняли, что это произошло не просто так, хотя бы потому, что незадолго до этого глава администрации Будвы был арестован за сербское знамя, поднятое над его домом.

«Эта „смотровая башня“ была установлена в Румии еще до референдума о государственном-правовом статусе Черногории тогдашней сербской армией, — презрительно отозвался о храме преткновения уже в наступившем году Михаил Дедеич. — Тем самым СПЦ совершило атаку на мультикультурный характер черногорского общества, нарушив наши традиции веротерпимости и существования во многообразии, благодаря которым мы были хорошим примером для всей Европы… Черногорская церковь подавала правительству требование о сносе этого строения, и в 2015 году такое решение было принято, но оно не выполнено и по сей день».

Анафема говорящая и молчащая

Дедеич продолжает эпатировать Балканы политическими заявлениями. В частности, на днях серьезный резонанс вызвало интервью главы ЧПЦ самой популярной газете боснийских мусульман «Дневни Аваз». Где тот на голубом глазу сообщил о том, что Республика Сербская — это искусственное образование, и лично он надеется на то, что Босния рано или поздно будет единой (то есть без РС). По поводу участия сербского патриарха Иренея в торжествах по случаю годовщины РС он заявил, что лично знаком с ним, в свое время они учились вместе, и он крайне невысокого мнения об умственных способностях сербского предстоятеля. И посоветовал Белграду отстать от Боснии и обратить внимание на Воеводину, настроения жителей которой ему вроде как известны, и неровен час, вся Сербия может сжаться до территории Белградского пашалыка (административной единицы Османской империи, включавшей нынешнюю центральную Сербию без собственно Воеводины, Санджака и ряда других нынешних сербских территорий).

Но самое интересное, что без аналогичных заявлений митрополит Михаил не обошелся и в праздничный день Рождества, когда по древней сербской традиции по всей Черногории, что в храмах СПЦ, что в храмах ЧПЦ жгли бадняк — древесные стволы, чтобы согреть младенца Христа. Только во вторых все пространство еще и пестрело красными новопридуманными черногорскими флагами и черными национальными черногорскими шапочками. И проповеди, соответственно, звучали тоже очень интересные: немного о Боге, но больше о политике. И тон тут задавал сам митрополит Михаил:

«Мы — не сербы, а черногорцы, которые занимаются возрождением своего государства. Сербы пишут, что до Первой мировой войны у них было два государства — Сербия и Черногория. Но один из их национальных лидеров Добрица Чосич (писатель, мыслитель, президент Югославии — EADaily), сказал как-то: „Сербия основана на лжи“. Сербия и СПЦ испортили свою репутацию во всем мире из-за войн, национализма, геноцида и вранья».

И вспомнил про Украину, чья церковь по его мнению отделилась от Русской церкви. А произошло это потому, что константинопольский патриарх Варфоломей внимательно изучил украинскую историю. А теперь он обратил внимание на историю Западных Балкан, а, значит, и ЧПЦ долго ждать не придется.

При этом Михаил скромно промолчал об анафеме. Хотя, как мы помним, в случае с тем же Филаретом серьезным препятствием она не стала. Но вот ни Дедеич, ни Джуканович, ни Маркович никак не прокомментировали другой факт, а, точнее, документ, совсем недавно выложенный в сеть с целью троллинга таких вот черногорских патриотов. Речь идет о сканах школьного учебника для третьего класса «География княжества Черногория» за 1899 год, а затем его переиздании за 1911 год «География королевства Черногория» (княжество стало королевством), напечатанных в Цетине. На станицах учебника черным по белому было написано:

«В Черногории живут чистокровные сербы, разговаривающие на сербском языке, и их насчитывается около 300 тыс подданных. Большинство из них православные, но есть немного католиков и мусульман, но все — сербы по самосознанию и происхождению… Всякий серб из Черногории должен любить все свое большое сербское Отечество, на территории которого живут как свободные, так и до сих пор неосвобожденные наши братья сербы».

И чтобы могли возразить этому простому школьному документу поборники черногорской самостийности и автокефальности? Ну, внятных аргументов их соплеменники пока так не услышыли. Молчат «патриоты». Видимо, из все той же природной скромности. Молчат и ждут своего томоса.

Алексей Топоров

Комментарии 0

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.