Вальцман вошел в историю. На сей раз по-настоящему

Нюра Н. Берг

Итак, церковный раскол на Украине состоялся. Гражданское общество, представленное преимущественно радикальными националистами, которым до религии нет никакого дела, счастливо и публикует переможные тексты об избрании митрополита. Тот поедет в начале января в Стамбул — получать ярлык из рук Варфоломея, патриарха Константинопольского. Новая «церковь», слепленная из того, что было, а именно из двух неканонических частей — «Киевского патриархата» и мало кому известной «Автокефальной», — получила название УПАПЦ. Ну и что, что неблагозвучно, зато технологично. В аббревиатуре ясно читается и УПА*, и ПАП — Петр Алексеевич Порошенко. Именно он и стал главным, если не единственным, бенефициаром рождения монстра. Украина же вновь потеряла очередную часть своей незалежности. Чтобы понять почему, следует сделать несколько флешбеков и выстроить пару несложных логических цепочек.

Сам широко анонсированный объединительный собор новой церкви прошел вполне рутинно — в атмосфере скандала и водевиля. Большой цеевропейский стиль вполне соблюден.

 

В Киев свезли толпы бюджетников со всей страны. Госучреждения получили разнарядку, руководство погрузило подчиненных в автобусы и, снабдив казенными флагами, отправило в столицу, где они, замерзшие и невыспавшиеся, натужно ликовали всю субботу до самого вечера.

 
Вы спросите, почему, мол, верующие были оснащены не хоругвями и иконами, что было бы естественно, а именно «державными прапорами»? Ответ на это очевиден: событие не имеет ровно никакого церковного и религиозного смысла. Оно стало сугубо политическим хепенингом, призванным удовлетворить амбиции Порошенко, издавна считающим себя не только президентом, но, по сути, и патриархом всея Украины.
 

Отныне мечта Петра Алексеевича воплотилась в жизнь, и именно он стал настоящим предстоятелем новосозданной церкви, хотя объявлено, что митрополитом выбран некий Епифаний — фигура явно номинальная, но с амбициями.

Откровенное презрение епископов канонической УПЦ к затее Порошенко уязвляет его, ведь без участия канонической церкви в новом объединении триумф, как ни крути, неполон. Так называемому объединительному собору предшествовала большая и откровенно криминальная обработка епископов УПЦ, ясно заявивших о том, что объединяться с раскольниками они не желают и не будут. Сразу же началось выкручивание рук духовенству — речь идет о вызовах в СБУ на «беседы», обысках в храмах, в том числе прямо во время службы, изъятии оргтехники, серии поносных статей в СМИ и грубом публичном шантаже — под открытые заверения Порошенко о том, что и волос не упадет с головы священников канонической церкви. Все это сопровождалось нападениями на храмы, попытками буквально отжать лавры-монастыри и заявлениями нацистской старшины о том, будто главы православных храмов УПЦ —сплошь московские агенты в рясах, по отношению к которым готовятся самые радикальные меры.

Накануне собора СБУ даже предприняла попытку хитростью и силой доставить на него митрополита Могилева-Подольского Агапита, которого привезли в Киев в сопровождении спецслужб, но священник был, что называется, «отбит у захватчиков» благодаря заступничеству нескольких оппозиционных нардепов.

К чести архиереев УПЦ: практически все они давление выдержали, а предстоятель канонической церкви митрополит Онуфрий вернул письмо патриарха Константинопольского Варфоломея с приглашением на собор отправителю нераспечатанным.

 
На собор прибыло всего двое представителей УПЦ МП — одиозный Драбинко, фигурант неисчислимого количества скандалов самого безобразного свойства, и митрополит Винницкий Симеон, менявший свою позицию несколько раз. Сначала он не подписал решение собора канонической церкви, встав к нему в очевидную оппозицию, потом заявил, что уложения и решения канонической церкви для него святы и неоспоримы, но в итоге явился на пир с нечестивыми как ни в чем не бывало. Он, как выяснилось, был одним из главных претендентов на пост митрополита создаваемой церкви, протеже самого президента — продюсера и исполнительного директора раскола. Но не сложилось. Кстати, пока Симеон вместе с раскольниками баллотировался в Киеве, в его Винницкой епархии Свято-Преображенский кафедральный собор УПЦ захватили активисты. И в этом, кажется, есть некий знак свыше.

Параллельно скандалами отметились и раскольничьи церкви. Обе преданные анафеме секты хронически враждуют между собой и даже в видах торжественного объединения не смогли удержаться от манифестаций. Практически накануне собора священники УАПЦ подрались с коллегами из УПЦ КП, пытаясь отбить друг у друга храм в Тернопольской области, да так, что владыке автокефалов сломали ребра и сотрясли мозг. Это с легкостью позволяет прогнозировать грядущие бои за церковную собственность, тем более что намерение отобрать храмы у УПЦ никто и не скрывает. (Кстати, знаменитый украинский боксер Усик за пару дней до собора объявил о том, что будет лично защищать Киево-Печерскую лавру в случае нападения на нее. Ему ответил известный нацист Корчинский — мол, против любого боксера есть средство, а именно пуля из автомата Калашникова).

Не все благолепно складывалось и внутри самого «Киевского патриархата», где жаркие подковерные бои за выдвижение на пост митрополита то и дело прорывались на поверхность. Именно митрополита, ведь новообразованием руководить будет патриарх Константинопольский Варфоломей, который уже и устав единой украинской церкви прописал, не допустив местных поучаствовать в важном деле даже с совещательным голосом. Новая церковь не имеет практически никаких прав на самостоятельные решения и по сути сугубо вассальный филиал Фанара, который уже успел строго указать раскольнику Филарету на неполное смирение и неготовность подчиняться.

Но так или иначе, «собор» состоялся, «митрополит» избран. Порошенко торжествует победу, а армия порохоботов разносит по социальным сетям однотипные комментарии о том, что он вошел в историю.

 
И не мог не войти. Избранный глава светского государства, который цинично и открыто руководит религиозной жизнью страны, занимается церковным расколом и прочей бесовщиной, поощряет репрессии в отношении церкви канонической, конечно, войдет. В историю кто только не входил — не зря некоторые ее страницы мы читаем с глубоким отвращением.

P.S. И немного о международном резонансе. Американское посольство, чьи уши всегда торчат из любой украинской бузы, одним из первых поздравило Украину с созданием УПАПЦ.

*УПА (Украинская повстанческая армия) — запрещенная в России экстремистская организация.

Комментарии 0

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.