В Литве «открытый» суд над гражданами РФ оказался закрытым для россиян

Суд Вильнюса заочно приговорил к 10 годам лишения свободы бывшего министра обороны СССР Дмитрия Язова. Процесс, который уже назвали показательным, стал крупнейшим в истории судебной системы Литвы – как по объему томов, так и по числу фигурантов. Всего обвинения в деле 13 января 1991 года предъявлены 67 людям. При этом ни российского посла, ни журналистов из России на открытый процесс, где судят россиян, не пустили.

«Виновен». В этот момент на лице отставного полковника Юрия Меля ни удивления, ни шока. Ясно, что готовился к худшему. Обвинения в преступлениях против человечности, и 16 лет – требование прокурора, как перспектива. Судья объявляет срок в 7 лет. Вынужденный перерыв – в обморок падает один из прокуроров.

Литовская прокуратура потребовала признать 67 человек виновными в военных преступлениях и преступлениях против человечности. Большую часть судят заочно, за исключением двух россиян.

Юрий Мель 13 января 1991 года был командиром одного танков, жителя Калининграда задержали на литовской границе в 2014-м. Дальше 5 лет в СИЗО «Лукишки».

«Он мне рассказывал, что в них стреляли и он отмечал это как второй день рождения», говорит Надежда Мель, жена Юрия Меля.

Рядом с подполковником в отставке – Геннадий Иванов, тоже бывший военный. Хотя его 13 января 1991 года его вообще не было рядом с телецентром, Иванова приговорили к 4 годам заключения.

Открытый процесс оказался закрыт для сразу нескольких съемочных групп, по совпадению, именно российских телеканалов. Полицейские проверяют и фотографируют документы даже тех, кто просто снимает на улице. Более того, в суд не пропустили даже посла Российской Федерации.

Штурм телецентра 13 января 1991 года – Литва первая стремится выйти из состава Советского союза. Задача лидеров «Саюдиса» – движения за независимость – показать, что против советских танков и солдат выступают безоружные люди. Звучат призывы любой ценой отстоять суверенитет.

Самый главный вопрос в деле 13 января – откуда велась стрельба. Советские солдаты находились перед зданием телецентра снизу, а сразу несколько свидетелей утверждают, что стрельба была сверху, видели вспышки на крышах соседних домов, а некоторые упоминают и стрелков на самой телебашне. Но об этих версиях в приговоре ничего нет.

«Если бы там стреляли на поражение, там валялись бы гекатомбы тел и лилось море крови», – говорит Валерий Иванов, один из свидетелей тех событий, историк.

«Вы не видели лично, откуда летели пули? – Когда мы стояли у здания Радиокомитета, из дома напротив с верхних этажей был сделан выстрел и было видно, как пуля отскочила. Мы сразу все, дружинники, встрепенулись. – То есть, всё-таки из верхних этажей? – Да», – подтвердил Иванов.

Заочно осудили на 10 лет последнего министра обороны СССР Дмитрия Язова, которому сейчас 94 года. Получил 12-тилетный срок Михаил Головатов, бывший командир группы «Альфа». Он утверждает, что боевых патронов у солдат не было.

«Боевое оружие выдавали, но боеприпасов военнослужащим не выдавалось. Были вооружены только офицеры, пистолетами Макарова, у них было, допустим, по обойме патронов», – рассказал Головатов.

Но несмотря на серьезный вес дела – 762 тома – адвокаты говорят, что обвинению так и не удалось предоставить однозначных доказательств вины советских военных в убийствах у телебашни. Впереди – апелляции.

Комментарии 0

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.