В Госдуме объяснили, что значит выход США из ДОН для России

Договор по открытому небу в ключевом плане демонстрирует взаимное доверие между странами-участницами соглашения, он не угрожает ничьей безопасности, именно поэтому Россия борется за его ратификацию. Об этом «НьюИнформ» рассказал депутат Государственной думы РФ Олег Морозов.

Россия хочет юридически подтвердить обязательства оставшихся участников Договора по открытому небу (ДОН). Об этом сегодня заявил министр иностранных дел РФ Сергей Лавров. Ранее замминистра МИД РФ Сергей Рябков отметил, что в Москве допускают вероятность выхода из договора, если партнеры не будут выполнять свои обязательства по соглашению.

Помощник президента США Роберт О’Брайен подтвердил, что США больше не являются участником ДОН. При этом член комитета американского сената по международным отношениям Боб Менендес назвал решение Вашингтона безрассудным, и заявил, что выход из ДОН делает страну менее защищенной от России. К тому же договор давал Америке и ее союзникам важную информацию о вооруженных силах России.

Депутат Государственной думы Олег Морозов напомнил, что все договоры, которые заключались в эпоху «холодной войны» решали две задачи: реальное снижение уровня напряженности и сокращение видов вооружения.

«Как, например, было сказано в Договоре о ракетах средней и меньшей дальности (ДРСМД), или выстраивание потолков, это было отражено в Договоре о стратегических наступательных вооружениях (СНВ-III), или Договор по открытому небу. Это договор взаимного доверия и понимания, что мы дружим, поэтому мы открыты. Согласно условиям договора, Россия может наблюдать с воздуха за оборонительными системами США и Европы. Они, в свою очередь, имеют право делать то же самое в отношении нас», — объяснил собеседник.

По мнению Морозова, мотив выхода американцев из договора состоит в том, что они собираются выйти из всех действующих сегодня договоров, которые так или иначе обеспечивают контроль и сокращение вооружения и доверия тоже.

«По крайней мере, при Трампе они обозначили эту тенденцию. Они уже вышли из Договора по ПРО, вышли из ДРСМД, не дают четкого сигнала по СНВ-III, и сейчас выходят из ДОН. То есть, фактически, они выходят из всех тех договоров, которые обеспечивали систему коллективной безопасности. В этом смысле ДОН, это не тот документ, который что-то решает в ключевом плане, это, скорее, демонстрация недоверия к нам, недоверия к международным институтам в принципе, недоверия к институту договоров», — убежден парламентарий.

Позиция России в том, что она борется за него не потому, что он ключевым образом обеспечивает нашу безопасность, объяснил Морозов.

«Мы боремся за этот договор, чтобы сохранить остатки взаимного доверия. Поэтому и выступление Лаврова и то, что говорил президент Путин, являются попыткой как-то все-таки повлиять на американскую позицию не рушить все сразу, и договориться с европейцами о правилах в этой части. В надежде на то, что они не попадутся на передаче информации американцам, хотя это не сложно проконтролировать», — рассказал депутат.

Морозов подчеркнул, что Россия закрывает глаза на то, что европейцы могут передавать американской стороне информацию о российском вооружении.

«Но есть еще один момент, о котором мы думаем, когда предлагаем странам Европы некий пакт в связи с этим договором – это надежда на то, что американцы все-таки одумаются. Неслучайно слышны голоса из Сената, что выходить из ДОН, это большая глупость. Именно потому, что он точно ничем не угрожает США в плане безопасности, потому что мы также открыты для них, как они для нас. Это договор о взаимной открытости», — подытожил эксперт.

В МИД РФ в связи с выходом США из соглашения заявили, что Россия будет добиваться твердых гарантий, чтобы оставшиеся в договоре участники ответственно подходили к выполнению своих обязательств и не передавали данные Вашингтону.

Руководитель делегации РФ на переговорах в Вене по вопросам военной безопасности и контроля над вооружениями Константин Гаврилов предупредил, что Россия применит жесткие ответные меры, если страны–участницы будут передавать данные американской стороне или ограничат полеты РФ над объектами США в Европе.

Договор по открытому небу был подписан в 1992 году и вступил в силу в 2002 году. Он позволяет странам-участницам совершать разведывательные полеты над территориями друг друга.

Комментарии 0

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.