Цифровая антиутопия в России

 

За нами началась тотальная слежка: Цифровая антиутопия в России

Автор – Кучер Егор

Из-за пандемии COVID-19 человечество делает вынужденный и полный авантюризма шаг в новую цифровую реальность. Буквально все и всё уходит в онлайн. Уходит туда и Россия, жители которой самизолируются по примеру других стран и учатся жить, почти не выходя на улицу. Контроль за передвижениями людей по QR-кодам уже введён в Нижегородской области, на очереди может оказаться и Москва. Почему это опасно?

Поток новостей о контроле за гражданами при помощи смартфонов и QR-кодов становится всё значительнее. Парадокс состоит в том, что ещё несколько месяцев назад никто и представить себе не мог, что Россия закроет на карантин не только собственные границы, но станет закрываться внутри себя и сажать граждан по домам, присвоив им номера для контроля, а затем начнётся тотальная слежка. Это напоминает сценарий фантастического романа или сериала про всемирный апокалипсис.

Фото: tsyklon / Shutterstock.com

Есть и другой вариант такого сценария: светлое будущее, которое создано заботливыми руками высокоморальных людей в белых одеждах. Они построили идеальное цифровое общество, где даже случайный фонарный столб способен поприветствовать гражданина по имени. Преступности нет, коррупции тоже. Все передвижения тщательно фиксируются, и большой электронный разум знает просто всё и обо всех. Чем не идеальный мир?

Однако сейчас мы живём в суровом мире настоящего, которое мучительно и вынужденно расстаётся с собственным прошлым ради пока ещё неизвестного будущего. В России принято решение максимально сдерживать распространение коронавируса, чего бы это ни стоило гражданам и экономике. Глухая оборона. 2 апреля Владимир Путин продлил период нерабочих дней до конца апреля и предоставил регионам самим определять, какие меры вводить.

Власти России не могли, да и не имели права допустить в стране развития ситуации по итальянскому, испанскому или американскому сценарию. После мягких призывов ограничить контакты, остаться дома, позаботиться о близких значительная часть граждан всё-таки не осознала всей опасности нынешнего положения. В центральной части России этому поспособствовала тёплая весенняя погода, «выгнавшая» людей в парки и на шашлыки. Итог – резкий рост числа заболевших в России и критика власти за то, что фактически экономика страны была парализована ради «шашлыков на каникулах».

Массовые прогулки в выходные дни привели к всплеску заболеваемости COVID-19. Фото: Кирилл Зыков / АГН «Москва»

Однако Нижегородская область оказалась «впереди паровоза», и ещё утром 2 апреля губернатор Глеб Никитин объявил о введении цифрового контроля за гражданами при помощи QR-кодов. Никитин даже разместил в Instagram пятиминутный ролик, где популярно объяснил, как пользоваться новой системой и спрашивать у властей разрешения выходить на улицу. Цифровая антиутопия в России – это уже реальность.

Это коснётся каждого?

Систему цифрового контроля за гражданами готовятся ввести также власти Москвы и Подмосковья. Хотя в информации об этих «электронных пропусках» много неясного. Мэр Москвы Сергей Собянин никогда не говорил о пресловутых QR-кодах, на его сайте есть информация лишь о «пропускном режиме» и том, что пока в мэрии не видят смысла его вводить.

Однако вместо Сергея Семёновича о системе тотального контроля уже говорили его подчинённые. Например, глава департамента информационных технологий (ДИТ) Эдуард Лысенко, который 1 апреля в эфире радиостанции «Эхо Москвы» уклончиво отвечал на вопросы об этих QR-кодах.

От Лысенко мы узнали, что для контроля над гражданами разрабатывается приложение «Социальный мониторинг», которое призвано отслеживать людей на карантине. То есть тех, у кого подтверждён диагноз COVID-19, и кто находится на домашнем лечении.

В то же время ранее в СМИ уже появлялась информация, что это приложение нужно не только для заражённых карантинных граждан, но и вообще для всех. Через него жители должны запрашивать разрешение на каждый выход на улицу с указанием причины, после чего система генерирует QR-код, при помощи которого нужно показывать полиции на улице, что ты вышел из дома на законных основаниях.

Примерно в середине своего интервью это подтвердил и господин Лысенко, который сообщил, что система контроля будет создана на базе сайта мэрии Москвы. Столичный чиновник также заверил, что сбоев в работе из-за наплыва миллионов заявок на выход не будет.

Как это должно работать?

Режим самоизоляции предполагает, что гражданин может выходить из дома только по неотложным делам и необходимости. Можно выходить в магазин за продуктами, в аптеку, госпитализироваться по скорой помощи, но нельзя самому идти в поликлинику, за исключением острых случаев. Можно выносить мусор и гулять с питомцем в радиусе ста метров от места самоизоляции. Для тех, кто не может работать удалённо, должны быть оформлены спецпропуска для проезда на место работы. Такие пропуска также получат врачи, чиновники и представители силовых ведомств.

Эдуард Лысенко уверен, что технических мощностей платформы хватит даже при большом количестве пользователей. Фото: Сергей Киселев / АГН «Москва»

Практически сразу возник вопрос о реализации этого режима, возникло множество противоречий. СМИ сообщали со ссылкой на источники, знакомые с регламентом мэрии Москвы, о введении «умной системы» контроля. Следить за гражданами власти будут при помощи уличных и подъездных камер, данных сотовых операторов о нарушении границ района, а также данных об оплате товаров банковскими картами. Разумеется, некие контролёры будут и на улицах – патрули полиции, Росгвардии или иных органов.

По словам Лысенко, QR-коды будут введены сразу после того, как начнёт работу сервис контроля на мощностях сайта мэрии Москвы, а столичное правительство издаст соответствующий акт. Гражданин сначала должен зарегистрироваться на портале мэра Москвы, указать свои данные и «привязать» себя к адресу самоизоляции.

После этого ему будет прислан персональный код, будет определён «домашний район» и он сможет оставлять заявки на выход. Например, указывать в качестве цели «магазин», «аптека» и так далее. Предусматривается верификация каждого запроса на выход, после чего придёт либо отказ, либо будет выдан уникальный QR-код на один поход, вероятно, с ограничением по времени. Этот код и нужно будет показывать проверяющим.

1 апреля Мосгордума на внеочередном заседании утвердила штраф за нарушение режима самоизоляции для граждан в размере 4 тыс. рублей, если нарушение совершено впервые, и 5 тыс. рублей, если повторно. Если режим самоизоляции был нарушен на личном автомобиле, то штраф составит 5 тыс. рублей, а машина будет конфискована и отправлена на спецстоянку. 2 апреля Собянин подписал указ о введении этих штрафов.

«Социальный мониторинг» не прошёл

Для организации системы электронного контроля ДИТ Москвы создал приложение «Социальный мониторинг», которое должно быть размещено в Google Play и App Store – магазинах приложений для смартфонов на Android или iOS. Господин Лысенко объявил, что запуск приложения должен произойти 2 апреля, но как мы знаем теперь, этого не случилось.

Приложения с таким названием просто нет, потому что сначала его загрузили, но затем оно исчезло по загадочным причинам. За небольшой промежуток времени, в который оно было доступно для скачивания, его загрузили и установили сотни человек, включая программистов. Начинка и изнанка «Социального мониторинга» повергли их в шок.

Для организации системы электронного контроля будут доступны приложения для смартфонов под рабочим названием «Социальный мониторинг». Фото: Андрей Любимов / АГН «Москва»

Царьград уже подробно анализировал эту программу. Если кратко, то она запрашивает не только доступ к геолокации в телефоне, но и вообще предполагает согласие человека на доступ ко всему – камере, телефонной книге, праву звонить и отправлять сообщения, запрашивает доступ к файлам в памяти, записной книжке и многому другому.

Программисты также узнали, что в программном коде приложения есть много ошибок. Код явно писался впопыхах. Однако самое интересное – это прописанный в том же коде принцип работы.

Большой брат уже тут. И он не русский

Программисты, разобравшие на запчасти приложение «Социальный мониторинг», сообщили интересную деталь: в коде программы якобы есть признаки отправки данных на сервера, находящиеся в Эстонии и Германии. Так как источники этой информации анонимны, мы не будем утверждать, что это так. Однако логика, по их мнению, была следующей.

Необходимо было быстро написать приложение, которое должно работать не просто с большими, а со сверхбольшими данными. Для обработки фотографий и распознавания лиц при регистрации, например, нужен гигантский хостинг, обслуживание которого обходится недёшево. Поэтому к приложению «прикрутили» эстонскую систему распознавания лиц и немецкий хостинг – это готовые решения, вместо перспектив затяжной интеграции с соответствующими российскими системами.

Программисты также выложили в открытый доступ скриншоты кода «Социального мониторинга». Если допустить, что они подлинные, то дела совсем плохи. Проблема в том, что все данные передаются по протоколу «http», а не по защищённому «http». Говоря простым языком, через незащищённый протокол данные может перехватить вообще кто угодно.

Наконец, занимавшиеся анализом программы российские программисты ввиду всех найденных ошибок и дыр для утечек якобы развернули кампанию, направленную на то, чтобы «заминусовать» приложение в Google Play, в результате чего оно было оттуда удалено. Исходя из этого можно допустить, что анонсированный на 2 апреля запуск приложения мог не состояться в том числе и по этой причине.

Отдельно скажем, что свои системы взамен эстонских и немецких в России есть. Ещё до конца 2019 года власти столицы планировали развернуть порядка 200 тыс. камер видеонаблюдения (осенью 2019 года их было 162 тыс. штук).

Однако это только камеры от мэрии, тогда как по городу развешено большое число камер на торговых центрах, возле АЗС, на дорогах и у частных владений разного рода, говорил Царьграду управляющий партнёр компании «Ашманов и партнёры», один из крупнейших специалистов в сфере IT в России Игорь Ашманов. При этом к муниципальным камерам уже давно подключена продвинутая система распознавания лиц, поэтому проблем с идентификацией тех, кто нарушает карантин и самоизоляцию, быть не должно.

В итоге получается, что подрядчики, работавшие на мэрию Москвы, ради ускорения процесса создания приложения «продырявили» его для стран НАТО, и это не говоря уже о том, что хранение данных граждан на зарубежных серверах у нас запрещено законом. Отсылка лиц всех москвичей на сервер в Эстонию или Германию – это уже почти что акт госизмены, а если добавить к этому незащищённость протокола и уровень допуска, который имело бы приложение к персональным данным на телефоне, то ситуация выглядит, мягко говоря, удручающей.

Изнанка «цифры»

Известны и непосредственно цифровые опасности – утечки, а также доступность данных третьим лицам. За последние полгода только в Сбербанке произошло две утечки, а в настоящий момент власти Оренбургской области выясняют, как в открытом доступе в социальной сети появились персональные данные жителей Оренбурга, вернувшихся последним рейсом из Таиланда.

«В Оренбурге был большой переполох по персональным данным оренбуржцев, которые вернулись из Таиланда. Это вопрос правоохранительных органов. Отмечу, что самолёт полностью отработан нами. Полное безобразие, что персональные данные появились в широком доступе», – заявила министр здравоохранения Оренбургской области Татьяна Савинова, слова которой привёл региональный портал «Оренбург Медиа».

Скриншот страницы orenburg.media

1 апреля также появилась информация о том, что компания Avito начала блокировку объявлений о продаже «пропусков» для передвижения во время карантина, формы сотрудников доставки еды, а также предложений об аренде домашних животных. То есть электронный контроль изоляции ещё не введён, но уже появились те, кто хочет на этом заработать, и те, кто будет игнорировать самоизоляцию.

Введение властями контроля за передвижением граждан, пусть даже в условиях пандемии, – это нарушение Конституции. Было бы другое дело, если бы официально был введён режим ЧС и комендантский час, накладывающий законные ограничения на случай экстренной ситуации. Однако гражданам предлагают не только самоизолироваться, но и добровольно зарегистрироваться, передать все данные о себе и испрашивать разрешения на выход в магазин за хлебом. Более того, для этого им будут присвоены QR-коды для идентификации.

«Теперь всем запретили выходить на улицу. Ограничили конституционную свободу передвижения. Это, согласно статье 55-й, возможно только законом. Закона – нет. Субъект Федерации не имеет права на такие действия, даже если речь о Москве. Но закон должен быть. Это не значит, что мы не будем сидеть по домам. Мы и сейчас уже сидим, потому что мы ответственные граждане, и никто друг друга не хочет заражать», – комментировал эту ситуацию учредитель Царьграда Константин Малофеев.

Он отметил, что меры ограничения передвижения, а также раздача QR-кодов для выхода на улицу вообще превращают человека в набор цифр.

«И теперь мне без объявления войны, без объявления чрезвычайной ситуации кто-то говорит: теперь тебя будут звать не Малофеев Константин Валерьевич, Малофеев – моя фамилия принадлежит моему роду 500 лет, Валерьевич – это мой отец, а Константин – это мой небесный покровитель. Мне говорят: теперь ты будешь «номер». Я, может, Николая Сербского читал и не хочу из цивилизации слова Божиего перемещаться в каббалистическую цивилизацию цифр», – сказал он.

Каков же итог?

В Москве пока не будет вводиться система пропусков для передвижения по городу, заявил Собянин 2 апреля. Вот как он это мотивировал:

Опыт первой нерабочей недели показал, что пока такой необходимости нет. Большинство жителей города добросовестно выполняют требование оставаться дома. Москвичи проявили ответственную гражданскую позицию и солидарность в борьбе против коронавируса, против общей беды. Я искренне вам признателен.

И ведь речь о Москве, где наибольшее число заражённых коронавирусом и погибших, где самая высокая опасность инфицирования и где попросту больше всего людей. При этом мы видим, как систему QR-кодов по-тихому вводит Нижегородская область, которая по числу заражений не входит даже в топ-5 регионов России. Возможно, это «пилотный» регион для тестирования системы.

Так или иначе, в Нижегородской области нет никакого «Социального мониторинга» – выдача QR-кодов производится через цифровой портал «Карта жителя Нижегородской области». Однако губернатор Никитин уже пообещал, что к 6 апреля появится и приложение, которое будет доступно в Google Play и App Store. Будет ли оно клоном «Социального мониторинга» – сказать пока трудно. Сейчас жители области уже действуют согласно правилу «хочешь на улицу – подавай заявку».

В целом же очевидно, что Россия переходит в режим жизни в онлайне – люди смотрят фильмы, многие сервисы стали бесплатными. Можно сказать, что с введением системы контроля реализуется технократический подход нового правительства России к решению острых проблем и вопросов, тот подход, который внедрял в ФНС Михаил Мишустин.

Однако делается это без объявления режима ЧС, не по закону и при помощи «дырявого» приложения, которое может быть опасным для страны и её жителей, как опасен сейчас и коронавирус. Придётся выбирать, хотя, как известно, из двух зол выбирают меньшее.

 

 

Для выхода из дома в Москве понадобится QR-код

 

Собянин отложил введение пропускного режима – Москва 24

 

Ольга Четверикова. Цифровой концлагерь – закат человечества

 

 

Более подробную и разнообразную информацию о событиях, происходящих в России, на Украине и в других странах нашей прекрасной планеты, можно получить на Интернет-Конференциях, постоянно проводящихся на сайте «Ключи познания». Все Конференции – открытые и совершенно безплатные. Приглашаем всех просыпающихся и интересующихся…

 

 

Комментарии 0

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.