«Паранойя на пределе». Прибалтика отказывается от российской энергетики

Галия Ибрагимова. Латвия, Литва и Польша отказываются от российской электроэнергии. Четырехдневние испытания нового режима энергоснабжения показали: подорожание электричества неизбежно. В России и Белоруссии цены, наоборот, немного снизились. Кто выиграет и проиграет от разрыва, разбиралось РИА Новости.

Дорого и сердито

Электричество в странах Балтии – недешевое удовольствие, в месяц на семью – порядка 45 евро. И энергопотребление постоянно растет. Причем основные покупатели – именно домохозяйства (на промышленность приходится не более 20 процентов).

Россия и Белоруссия по единому энергетическому кольцу БРЭЛЛ (по первым буквам названий государств) поставляют около пяти миллиардов киловатт-часов. Почти столько же генерируют в регионе. Недостающее покупают на бирже Nord Poll. Поставки – из Польши, Финляндии и Швеции. В 2025-м Балтия выйдет из БРЭЛЛ и объединит линии электропередач (ЛЭП) с Западной Европой.

Многочисленность поставщиков пока позволяет удерживать цены на уровне общеевропейских. Но после разрыва с Россией и Белоруссией подорожание неизбежно. Это показали проведенные недавно в Латвии, Литве и Эстонии испытания. За четыре дня тестового отключения ЛЭП – с 8 по 11 апреля – цены выросли почти на девять процентов. Потребители возмутились: ведь даже зимой, на максимуме энергопотребления, было дешевле.

Москва потеряет до четверти экспорта электроэнергии – около 20 миллиардов рублей. В «Интер РАО» это считают не очень существенным.

НАТО на страже энергетики

Калининградская область пока подключена к БРЭЛЛ. Но там уже строят ТЭС, ГЭС и к 2025 году полностью себя обеспечат.

Российские энергетики не раз говорили: странам Балтии необязательно разрывать БРЭЛЛ, чтобы перейти в энергосистему ЕС. В случае аварии на европейских ЛЭП они могли бы воспользоваться мощностями России и Белоруссии. Но прибалты непреклонны.

«БРЭЛЛ – главная угроза энергетической безопасности региона», – цитируют они доклад НАТО 2017 года. Там лейтмотивом проходила мысль, что пока Латвия, Литва и Эстония зависят от российского электричества, «рука Москвы» продолжит на них давить.

Но объединение энергосистем Балтии и Западной Европы – трудоемкий процесс. Не все линии электропередачи достроены. На некоторых участках надо прокладывать морской кабель.

К тому же сейчас латыши, литовцы и эстонцы платят налог на экологию, который, как правило, включают именно в цену за свет. Объединение с энергетикой ЕС означает, что на первом этапе пойдут поставки из Польши, Швеции и Финляндии. А в этих странах много электричества вырабатывают из неэкологичного угля.

Власти балтийских стран считают, что зависимость от угольных станций – временная, и собираются перейти на возобновляемые источники (ВЭИ) – энергию солнца и ветра. Но строительство таких объектов обойдется недешево. И расходы снова переложат на население.

Советское наследие

Во времена СССР в регионе действовали гидро– и электростанции. Самыми крупными ГЭС были Рижская, Каунасская и Нарвская. Они обеспечивали светом и теплом и домохозяйства, и промышленность.

Но к семидесятым этого уже не хватало. Решили строить атомную станцию в Литве. В 1983-м запустили Игналинскую АЭС.

Вильнюс из импортера энергоресурсов превратился в экспортера. Игналинская АЭС давала электричество не только Прибалтике, но и странам Восточной Европы, Белорусской ССР, а также анклавной Калининградской области.

В 1990-х страны Балтии избавлялись от всего советского. Предполагалась и перестройка энергосистемы. Но выходить из единого энергокольца, не создав дополнительные мощности, было рискованно. Любой блэкаут сильно бы ударил по экономике.

Чтобы подстраховаться, в 2001 году Латвия, Литва и Эстония подписали с Россией и Белоруссией соглашение о БРЭЛЛ. До публикации доклада НАТО энергетика считалась единственной сферой, где у Балтии и России не было претензий друг к другу.

В 2009-м под давлением ЕС и НАТО Литва закрыла Игналинскую АЭС, хотя станция могла бесперебойно работать до 2032 года. И Вильнюс из экспортера энергоресуров снова превратился в импортера.

Фантомные боли

«Россия генерирует все виды электроэнергии. Это делает нашу энергетику стабильной и недорогой. Странам Балтии выгоднее было бы сохранить БРЭЛЛ. С учетом мощностей запущенной осенью Белорусской АЭС стоимость электричества снизилось бы еще больше. Но политика для балтийцев важнее экономики. За разрыв связей с Москвой они готовы платить», – рассуждает в беседе с РИА Новости специалист по странам Балтии Николай Межевич.

Эксперт отмечает, что зимой нагрузка на энергосистемы Европы вырастает, цены идут вверх. Нередки и аварии. «Разрыв БРЭЛЛ означает, что Латвия, Литва и Эстония остаются наедине с Европой. В чрезвычайной ситуации им придется ждать помощи от Брюсселя, который не всегда действует оперативно. Переток электроэнергии из России и Белоруссии мог бы стать запасным вариантом, но балтийцы сами рубят сук, на котором сидят», – полагает Межевич.

Скептически политолог относится и к перспективам ВЭИ в Балтии. «Недавно против ветряков выступило Министерство экологии Эстонии. Там заявили, что ветряные станции создают сильные электромагнитные помехи. В результате российские вертолеты смогут незамеченными прорваться в воздушное пространство Балтии и угрожать национальной безопасности. Паранойя на пределе», – говорит Межевич.

Директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин отмечает, что БРЭЛЛ был выгоден всем. «Он позволял оптимально и технологично управлять режимами энергосистем. После разрыва понадобится создавать собственные резервные мощности. И если России удалось построить новые станции в Калининграде, то странам Балтии придется сложнее», – считает эксперт.

Он не исключает, что со временем Латвия, Эстония и даже Литва начнут на двусторонней основе договариваться с Россией или Белоруссией о поставках электроэнергии. Но произойдет это после того, как страны Балтии преодолеют фантомные боли советского прошлого.

Комментарии 0

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.