Православная неделя: Госдеп США против РПЦ

Неделя 24-я по Пятидесятнице

Глава Албанской православной церкви Архиепископ Албанский и Тиранский Анастасий 25 ноября призвал к скорейшему созыву Всеправославного собора по вопросу, связанному с раскольнической Православной церковью Украины (ПЦУ).

«Церковные события прошедшего года создали новую реальность с очевидным вовлечением геополитических интересов и выгод. Эту новую ситуацию нельзя игнорировать прямо или косвенно. Предоставление автокефалии православной церкви Украины не принесло желаемого православного единства и мира, как это было со всеми предыдущими случаями предоставления автокефалии», — говорится в послании.

Это послание было направлено 20 ноября всем автокефальным церквам, а 24 ноября его опубликовала Албанская церковь на своем официальном сайте.

Уже на следующий день, зная содержание этого послания, предстоятель другой православной церкви, патриарх Иерусалима и всея Палестины, Сирии и Аравии и т. д. Феофил III призвал провести собор в Иордании.

«В мирном духе братской любви и заботы мы обращаемся со следующим предложением: в нашем доме, Иерусалимском патриархате, мы хотим принять наших братьев, предстоятелей православных церквей, и в духе канонов, соборно обсудить вопрос сохранения нашего единства в евхаристическом общении», — сказал он на церемонии вручения международной премии в Москве.

Стоит отметить, что вся прошедшая неделя была отмечена активностью на «православные» события. Помимо приведенных заявлений глав православных церквей, это встречи представителей внешнеполитического ведомства США с главами Болгарской и Элладской православных церквей, а также событиями в Грузии, напрямую и косвенно связанными с православным расколом.

Работающая чуть больше месяца в ранге посла США в Болгарии Херо Мустафа встретилась 19 ноября в Софии с Патриархом Болгарским Неофитом. Об этом сообщает официальный сайт Болгарской православной церкви. Это уже вторая встреча руководства американского посольства в Болгарии за неполные два месяца. В начале октября вопросы «свободного вероисповедования» с предстоятелем Болгарской церкви обсуждал прежний руководитель посольства США Джастин Фридман.

Похожая риторика звучала из уст Константинопольского патриарха Варфоломея после встречи с послом США в Греции Джеффри Пайеттом в конце мая 2019 года в Афинах.

«Выражаю решительную поддержку Соединенных Штатов в усилиях по обеспечению свободы вероисповедания, украинской автокефалии…».

22 ноября Джефри Пайетт лично приехал в афинскую резиденцию к главе Элладской церкви архиепископу Афинскому и всея Греции Иеронониму со словами благодарности за признание ПЦУ. Отвечая журналистам на вопросы об инициативе иерусалимского патриарха о созыве собора, Иероним, в частности, сказал:

«Не каждый может созвать всеправославную встречу. Это прерогатива Вселенского патриарха… Если Вселенский патриарх нас позовет, мы не скажем „нет“, если любой другой церковный деятель нас позовет, я скажу „нет“».

Ситуация в поместных православных церквах

Константинопольская

Украинская повестка является приоритетной для Константинопольской церкви. 24 ноября в Стамбуле Константинопольский патриарх Варфоломей отслужил панихиду по жертвам так называемого голодомора на Украине.

«Сегодня мы чтим 86-ю годовщину голодомора и память жертв этого геноцида сталинского режима против украинского народа», — сказал Варфоломей.

По его словам, бесчисленное количество мирных украинцев «страдали от голода и боролись за свою национальную идентичность, язык и культуру».

Александрийская

После неожиданного признания Александрийским патриархатом ПЦУ и последующего визита на Кипр, где поступок патриарха Александрийского и всея Африки Феодора II кипрское духовенство сравнило с «поцелуем Иуды», Александрийская церковь хранит молчание. С открытым письмом 19 ноября к главе церкви обратился митрополит Одесский и Измаильский Агафангел, который, в частности, сказал:

«С глубокой скорбью и большой тревогой мы восприняли весть о том, Вы, Ваше Блаженство, 8 ноября сего года за Божественной Литургией в храме Архангела Михаила в Каире помянули „митрополита Епифания“ как „предстоятеля“ Украинской Церкви и объявили о признании этой псевдоструктуры. И это, несмотря на то, что в дни пребывания в Одессе в сентябре 2018 года Вы, как и раньше, признавали только одну каноническую Православную Церковь во главе с Блаженнейшим Митрополитом Онуфрием».

Митрополит Агафангел, который лично хорошо знает патриарха Феодора еще с тех пор, когда тот в течении 5 лет был представителем Александрийского подворья в Одессе, заверил, что знаком с ситуацией:

«Ведь Вы же прекрасно знаете, что эта афера с искусственной украинской „автокефалией“ направлена на разрушение Православия, на дестабилизацию межправославных отношений. Вы заявили, что приняли это решение после долгих раздумий. Но ведь это же неправда! Все хорошо понимают, что это решение было поспешным, под влиянием и давлением извне. Надеемся, что Вы одумаетесь, и пересмотрите свое решение».

Последне, по мнению наблюдателей, крайне маловероятно.

Антиохийская

Некоторые аналитики ставят эту церковь в один ряд с греческим церквями, что не совсем верно. Руководство церкви и ее епископат состоят, в основном, из этнических арабов. Патриаршая кафедра находится в Сирии. А основная часть церковных административных единиц епархий — в арабских странах Ближнего Востока и Аравии. На прошедшей неделе представители Антиохийского патриархата присутствовали на торжествах в честь 73-летия предстоятеля РПЦ, патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

Иерусалимская

Прихожане этой церкви в основном арабы, а епископат полностью состоит из греков, которые полностью захватили власть в этой церкви начиная с XVI века. Инициатива о проведении собора в Иордании не случайна, т.к., архиепископ Иорданский Феофилакт долгое время прожил в России, имеет здесь друзей и является сторонником единства с РПЦ. Кстати, первый в истории Церкви собор состоялся в 49 или 51 году, а председательствовал на нем первый предстоятель Иерусалимской церкви — апостол Иаков, брат Господень.

Инициатива Иерусалимского патриарха о созыве собора, скорее всего не найдет поддержки среди греческого епископата других церквей, о чем уже заявил предстоятель Элладской церкви.

Сам Феофил неоднократно высказывался отрицательно о русском присутствии на Святой земле, и нельзя утверждать что он симпатизирует русским. По всей видимости, в ближайшее время с ним будет проведена «работа», как это было с Александрийским патриархом. Влияние греческих властей довольно велико в этой церкви. Именно по их инициативе в 2005 году Синод Иерусалимской церкви отстранил предыдущего патриарха Иринея, лишив его сана, после чего он в течении 11 лет находился под домашним арестом. Незадолго до украинских «автокефальных» событий, Ириней был реабилитирован и восстановлен в сущем сане по инициативе глав Константинопольской и Элладской церквей. И это не случайно. Грекам пригодится «боевая единица» с весьма многочисленным числом сторонников.

Грузинская

Вокруг одной из самых консервативных православных церквей — Грузинской — разворачивается цепочка взаимосвязанных между собой событий. В конце октября стала достоянием гласности попытка физического устранения 86-летнего Католикоса-Патриарха всея Грузии Илии II. Родившийся и живший в России, выпускник МДА, он хорошо относится к нашей стране. На его авторитете во многом держится мир в грузинской церкви. У грузин особое отношение к патриарху. Каждое воскресенье толпы людей собираются на литургию в соборе Святой Троицы Самеба чтобы послушать его проповедь. Патриарх также крестит на праздниках каждого третьего ребенка в семье. Почти все многодетные пары в Грузии стремятся, чтобы Илия стал крестным их ребенка.

Далее появляется на свет закрытое циркулярное письмо председателя Учебного комитета РПЦ протоиерея Максима Козлова от 11 ноября к ректорам высших учебных заведений РПЦ о командировке в штат выпускников духовных учебных заведений на российские военные базы, в том числе в Абхазию и Южную Осетию.

Это стало причиной уличных манифестаций в Грузии. Возобновилось противостояние власти и оппозиции, связанное с выборным процессом. Напомним, что эти события из череды июньского противостояния, когда поводом для волнений послужило присутствие российской парламентской делегации на Межпарламентской ассамблеи православия в грузинском парламенте. Политический результат — блокировка работы грузинского парламента. Если события будут разворачиваться по наихудшему сценарию, то вектор Грузинской церкви может поменяться на антирусский — как некогда государственная политика времен Саакашвили.

Сигналы уже есть. 20 ноября в Брюсселе в Европарламенте представители Грузинской православной церкви приняли участие в семинаре «Роль церквей и религиозных общин в миростроительстве и урегулировании конфликтов», организованном антироссийским фондом «Фондом Рондели». Возглавляющий делегацию Грузинской церкви архиепископ Бодбе Иаков Якобишвили заявил:

«Мы не смиримся с оккупацией. Форма нашей борьбы будет мирной и цивилизованной. У нас есть надежда, что европейские и американские стратегические партнеры помогут нам. Знаем, что это длительный процесс. Я был участником войны в Абхазии. Потерял очень много друзей. Всегда сочувствовал абхазскому народу, так как это не была война между нами и абхазами, это была российско-грузинская война, за которой последовала оккупация большой части грузинской территории. Хочу, чтобы вы знали, что огромная часть населения Грузии считает себя европейцами и мы стремимся в Европу, а не к завоевателям. Этого никогда не случится. Они уничтожили наши могилы в Абхазии и у нас нет возможности туда поехать. Нам не дают возможность молиться в наших церквях. Мы все будем благодарны, если вы нам поможете. Мы требуем восстановления исторической справедливости».

Владыка Иаков (бывший патриарший секретарь), весьма влиятелен в грузинской политической элите и рассматривается как возможный приемник Илии II.

Сербская, Болгарская, Чешских земель и Словакии

Внутри этих церквей события могут развиваться схожим образом — через внешний конфликт и использованием расколов внутри этих церквей.

Практически одновременно в Сербии, Болгарии и Чехии вспыхнул шпионский скандал, в котором была обвинена Россия. В Болгарии еще раскручивается конфликт с обвинением представителей российских спецслужб в деле отравления болгарского гражданина.

Влияние Сербской церкви распространяется на три православные страны — Сербию, Черногорию и Македонию. Экзарх Вселенского патриарха на Украине архиепископ Памфилийский Даниил Зелинский в интервью для ВВС, опубликованном 11 января 2019 года, заявил:

«Я поддерживаю тезис о том, что у каждого народа, желающего иметь свою православную церковь, должно быть право её учреждать и просить её признания другими православными церквями. В том числе, если речь идет о Македонии и Черногории».

Если позиции Сербской церкви в Черногории прочны и пока подтверждены правительством Черногории, то к раскольнической церкви Македонии, не признанной ни одной православной церковью, принадлежит две трети верующих. О том, как быстро Константинополь утверждает раскол, было видно на примере Украины. Скорее всего, по такому сценарию греки будут действовать и по отношению к несговорчивой Сербской церкви.

Болгарская церковь в 1990-х годах пережила серьезный раскол, который был окончательно прекращен лишь в 2012 году. Официальную церковь активно поддерживала РПЦ. В случае давления, помимо политических рычагов, Госдеп прибегнет к активизации раскольников.

Церковь Чешских земель и Словакии лишь 20 лет назад была признана Константинопольским патриархатом автокефальной, хотя РПЦ признало ее таковой еще в 1951 году. Еще пять лет назад церковь пережила кризис, вызванный вмешательством все того же Константинополя. Прежний предстоятель под давлением был вынужден уйти в отставку. На его место был поставлен прорусски настроенный митрополит Ростислав (Гонт). Между тем, Константинополь на случай раскола держит престарелого архиепископа Оломоуцкого и Брненского Симеона (Яковлевича), которого долгое время считал главой церкви, а также его викария, молодого епископа Шумперского Исаию, этнического словака.

Румынская

У румын непростые отношения с РПЦ. Как известно Румыния претендует на церковную экспансию в Молдавии, в которой она имеет свои малочисленные епархии. В этом направлении Константинополь найдет компромисс с Бухарестом в отношении признания ПЦУ.

Кипрская

Принадлежащая к числу греческих церквей Кипрская церковь является сторонником канонического православия. 13 ноября на Кипре отмечали день тезоименитства архиепископа Кипрской православной церкви Хризостома. В этот день он принимает поздравления от своей паствы, среди которых много русских. В этом году возле его резиденции прошел митинг, против участия церкви в делах государства, связанного с выдачей «золотых паспортов» иностранцам, купивших гражданство Евросоюза за инвестиции на острове в 2 млн евро. В качестве претензии был выбран малайзиец Джо Лоу, от которого Кипрская церковь получила пожертвования в размере 310 тыс. евро. Россиян, в отличие от малайзийца, на Кипре тысячи. После этого было принято решение задним числом лишить гражданства 26 иностранцев, получивших его за немалые инвестиции в экономику страны. О решении объявил глава МВД Кипра Константинос Петридис. Среди первых «лишенцев» — жители шести стран, из которых девять — россияне. Общественное недовольство по отношению к богатым россиянам и прежде всего к духовенству кипрской церкви может стать главным козырем Госдепа.

Элладская

Действует в духе Константинополя, хотя часть епископата и духовенства не признает ПЦУ. Священнослужители Церкви получают зарплату из бюджета Греции и по сути являются госслужащими. Это будет основным аргументом против непокорных священнослужителей.

Албанская

Недавно на экраны российского ТВ вышел документальный фильм о предстоятеле этой церкви, где он показан как большой друг России. Его инициатива о созыве собора по вопросу ПЦУ и преодолению раскола, скорее всего, инициирована греками. В случае созыва собора инициатива будет на греческой стороне, так как повестка писалась по их сценарию.

Польская

Матерью этой церкви, к которой принадлежат 600 тыс. верующих поляков, является РПЦ. Учитывая уровень русофобии в Польше, стоит рассчитывать, что на епископат будет оказываться сильнейшее давление, как по государственным каналам, та и со стороны общественности. Тем не менее, скорее всего Польская церковь останется верной православию и не признает раскольников ПЦУ.

Американская

Американская церковь не признается Вселенским патриархатом и другими греческими церквами как автокефальная церковь и поэтому не рассматривается ими всерьез.

Инициатива Иерусалимского и Албанского предстоятелей церквей о проведении Всеправославного собора может быть поддержана главами остальных церквей. Вопрос в другом. По какому сценарию будет развиваться его повестка и кто возглавит инициативу? Если это будут греки, то скорее всего они и определят его содержание, и он будет реализован по их плану. Прежде всего, это будет ссылка на архаичные каноны 1600-летней давности о преимуществе Константинопольского патриарха и его праве возглавлять церкви на постсоветском пространстве. Константинополь уже давно имеет свои епархии на территории Эстонии, а недавно заявил свои права и на Латвию. Можно не сомневаться, что вслед за Украиной, Латвией и Эстонией на соборе будет поставлен вопрос о «канонических» притязаниях Варфоломея на Белоруссию, Литву, Азербайджан, Казахстан и другие республики Средней Азии

Русская повестка дня на этом соборе может выражаться в пересмотре канонов верховенства Константинополя и возврату к древнему соборному управлению Церковью, а также вовлечению в орбиту православия и преодоления догматических разногласий, прежде всего — по вопросу христологии (учению о Христе) древних восточных церквей, самобытных Коптской, Армянской, Эфиопской и Эритрейской.

Предки этих христиан уже столкнулись с «греческой гордыней», когда эти церкви стали сугубо национальными, отколовшись от мелькитов (так в древней церкви называли сторонников византийского имперского обряда, лояльных императору и всему греческому).

Сергей Кулаков

Комментарии 0

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.