Полонский: Иран угрожает арабским странам, и это подталкивает их к Израилю

Что значит Государство Израиль для современного иудаизма? Есть ли перспектива в диалоге иудаизма и христианства? Может ли Израиль стать религиозным центром всего человечества? На вопросы специального корреспондента EADaily Саркиса Цатуряна отвечает израильский исследователь иудаизма д-р Пинхас Полонский.

— Какие цели преследует ортодоксальная модернизация иудаизма?

— Ортодоксальная модернизация в религии — это сохранение всего прошлого, но добавление к нему новых аспектов. Основа ортодоксально-модернистского иудаизма была заложена в первой половине ХХ века равом Авраамом Ицхаком Куком, главным раввином Страны Израиля. Он основал свой подход на концепции «Продолжающегося естественного Откровения», согласно которой весь ход истории и развитие мировой культуры, науки, искусства и социальных вопросов — все рассматривается как диалог Бога с человеком. То есть откровение идет через ход истории, а не через пророков, поскольку их нет уже две с половиной тысячи лет. И эти искры божественного света надо интегрировать в наши религиозные взгляды. Такой подход был в иудаизме и раньше, но рав Кук поставил его в центр современного подхода к миру.

Ортодоксальный модернизм воспринимает всё что происходит в наше время, как с еврейским народом (создание Государства Израиль и возвращением евреев в свою страну), так и общее развитие человеческой культуры — как Божественное Откровение которое должно быть переосмыслено и интегрировано в религию. При этом не отменяя того, что было раньше, т. е. предыдущие Божественные откровения. Задача ортодоксальной модернизации — продвижение религии, чтобы она адекватно соответствовала нынешней ситуации диалога Бога и человека.

— Вы выступаете за диалог с христианством. В предыдущие столетия иудаизм и христианство имели сложную историю взаимоотношений. Почему именно сегодня две религии должны достичь взаимопонимания?

— Во все предыдущие века евреи занимали подчиненное положение в христианских (или мусульманских) странах. А народ, который находится в подчиненном положении — не может мыслить самостоятельно.

То есть во внутренних вопросах еврейский народ продолжал развиваться и самостоятельно думать, но в вопросах внешних, в частности в вопросах отношений с христианством и исламом — самостоятельность была невозможна. Поэтому иудаизм все эти века уклонялся от диалога с христианством. Кроме того, христианство вело себя агрессивно по отношению к иудаизму, часто пыталось обратить евреев в свою веру, оторвать их от собственной традиции.

Евреи две тысячи лет боролись за свое национальное выживание, сохранение и развитие своей огромной культуры, не имея при этом государства-метрополии. Кстати, за две тысячи лет ни один народ, кроме евреев, не смог справиться с такой проблемой — все народы, которые теряли свое историческое государство и рассеялись, довольно быстро ассимилировались и практически не сохранились. Теперь, когда еврейский народ обрел государство и живет на своей земле, он может на равных вести диалог с другими народами и религиями — и в частности, с христианством.

При этом Христианство в наше время тоже изменилось. В ХХ веке немцы, культурнейший христианский народ, попытались осуществить тотальное зло — полностью уничтожить еврейский народ. И христианство никак это зло не остановило. Этот факт заставил христиан задуматься, что в их вере есть нечто неправильное. Что христианский антисемитизм наличествует и его необходимо исправить. Шок Второй мировой войны и Холокоста помог думающим христианам изменить свою позицию.

Начиная с Августина Блаженного, в V веке, в христианстве господствовала «теология замещения», согласно которой христианство приходит вместо иудаизма и замещает его, а евреев, которые придерживаются «ветхого подхода к Богу», следует презирать. Такой подход был основой христианского антисемитизма, и в конце концов привел немецких христиан к Холокосту. Восле Второй мировой войны все католики и большая часть протестантов осознали токсичность «теологии замещения», официально отказались от нее — и перешли к «теологии дополнения», согласно которой христианство призвано дополнить иудаизм, а не прийти вместо него. И такое изменение христианской позиции открывает возможность для диалога…

— Движение «Бней Ноах» («Потомки Ноя») проповедует иудаизм в нееврейской среде. Какой отклик получает во внешнем мире иудаизм?

— Это неверно, движение «Бней Ноах» не занимается проповедью. Это скорее возможность для неевреев присоединиться к иудаизму, не становясь евреями. Сегодня Иудаизм открывает свои двери для всех. Это действительно огромное изменение, поскольку в прежние века, чтобы исповедовать иудаизм, нужно было становиться евреем.

«Бней Ноах» позволяет сегодня исповедовать иудаизм, не становясь евреем, но оставаясь в своем прежнем народе, что является очень важной новой возможностью для тех кто этого хочет. Так, иудаизм из религии национальной перестраивается в религию универсального типа, т. е. открытую для любого человека.

— Религиозный сионизм, к которому вы принадлежите, придерживается концепции «Двух стадий прихода мессии». Что это означает? Что должен придти не один мессия, а два?

— Не только в религиозном сионизме, но и вообще в иудаизме есть концепция «Двух стадий прихода мессии». Это «мессия-сын Иосифа» и «мессия-сын Давида». Надо отметить, что у библейских пророков понятие «мессия» («машиах», буквально «помазанник») — это синоним слова «царь». В частности, «Мессия-сын Иосифа» это царь Саул, который строит государство. Но его роль — это подготовка физической, материальной платформы для дальнейшего духовного развития. Поэтому после Саула пришли цари Давид и Соломон, которые продвинули духовные основы этого государства. Соломон построил Храм, куда, как рассказывает библейский текст, приходили посланники из всех народов мира, и несли после этого в свои страны библейское представление о Боге.

Сегодня концепция религиозного сионизма полагает, «Мессия» это не персона, а эпоха, социальное движение — и что нынешнее Государство Израиля это коллективный «Мессия сын Иосифа», поскольку светский сионизм реализует парадигму царя Саула, с опорой на безопасность и экономику. Но постепенно Израиль развивается в сторону библейского государства — как «Дом молитвы для всех народов» и религиозный центр человечества. И это будет второй стадией мессианского процесса Мессия сын Давида.

Религиозный сионизм полагает, что мы должны не пассивно ожидать прихода Мессии, но сами активно делать то что Мессия должен осуществить. В этом смысле мы все являемся «коллективным Мессией».

— В одной из ваших книг я прочел, что «Иудаизм Страны Израиля понимает, что необходимо развитие, продвижение, изменение всего человечества». Объясните, пожалуйста, развитие в какую сторону?

— Развитие и продвижение состоит в понимании того неправильно противопоставлять духовность и материальность. Материальные и «светские» стороны жизни — экономика, наука, искусство, социум, государство, культура — все эти вещи являются проявлением божественного света, и они не менее божественны, чем духовные стороны жизни. Понимать это, видеть Бога во всем этом и прилагать религиозные силы для продвижения всех этих областей — главное направление развития религии в наше время.

— Чего не хватает человечеству для гармоничного развития?

— Не хватает именно того, что сказано выше — понимания того, что материальное также является божественным.

— Я часто слышу от евреев, что Израиль находится на грани ликвидации. Самое громкое заявление в свое время сделал Генри Киссинджер, предрекая исчезновение Израиля с политической карты мира к 2022 году. Насколько такой пессимизм обоснован?

— Должен признаться, что я никогда раньше такого высказывания Киссинджера не слышал, и получив ваш вопрос полез смотреть информацию в интернете. Оказалось, что это якобы «предсказание», неизвестно когда и где сказанное, с умилением обсасывается на всех антисемитских сайтах, а вот Jewish Telegraphic Agency обратилось с вопросом к помощнице Киссинджера, и она ответила: «Это ложь, Киссинджер никгда такого не говорил».

Но в любом случае, независимо от Киссинджера: с 2012 года, т. е. от даты «предсказания», прошло уже 7 лет, осталось 3 года до истечения срока — а положение Израиля за это время не только не ухудшилось, а наоборот стало гораздо лучше. Это улучшение проявляется прежде всего в экономике, науке, культуре — например, Израиль по ВВП достиг $ 40 тыс. на душу населения, это больше чем в большинстве стран ЕС, а по развитию высокотехнологичных стартапов занимает второе место в мире после США, по рождаемости евреи Израиля на первом месте среди всех народов технологически развитых стран, т. е. народ смотрит на жизнь с оптимизмом и имеет основания для этого.

Но также есть значительные улучшения во внешнеполитической области. Америка Трампа признала законность аннексии Израилем Иерусалима и Голанских высот, поселения в Иудее и Самарии больше не рассматриваются как «препятствие к миру», а главные суннитские арабские страны нашего региона (Египет, Саудия, Иордания, Эмираты) — начинают проявлять реализм и всё больше рассматривают Израиль как союзника против Ирана, который с помощью шиитских формирований в Йемене пытается уничтожить Саудию и захватить весь Аравийский полуостров. Поэтому надуманная проблема «палестинских беженцев» никому из этих арабских стран больше не интересна — точно так же как давно нет проблемы немецких беженцев из Судет или Восточной Пруссии, или беженцев индо-пакистанского конфликта. Таким образом это «предсказание о том что Израиль через 10 лет исчезнет» — отправляется на ту же свалку истории, где уже лежат многочисленные аналогичные предсказания, регулярно появляющиеся уже 70 лет подряд, прямо с самого момента создания Израиля.

— Какие надежды модернистский иудаизм связывает с Россией?

— Здесь нет каких-то особых отношений с той или иной страной. Лично я, поскольку говорю и пишу по-русски — заинтересован в диалоге со всеми кто говорит по-русски и кому интересны процессы модернизации в религии.

— Подобно пальцам на руке каждый народ уникален и имеет свое предназначение, что лишает нас необходимости сравнивать народы между собой. Между тем судьба еврейского народа по своей трагичности напоминает мне судьбу армян, которые также теряли и восстанавливали государственность, сохраняли идентичность благодаря религии. Это историческое совпадение или у двух народов действительно есть нечто общее?

— Действительно, судьба армянского народа тоже очень сложная, армяне тоже смогли преодолеть огромные трудности сохранения национальной общности, они должны были противодействовать попыткам геноцида — и все это вызывает огромное уважение к армянскому народу и его истории.

Но все-таки есть одно важное отличие: у армянского народа всегда сохранялась «метрополия». Это не всегда было самостоятельным государством, но все время оставалось национальным центром. А у еврейского народа вообще не было метрополии и национального центра. И выживание народа в таких условиях было еще гораздо более трудной задачей…

Беседовал Саркис Цатурян

Комментарии 0

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.