Под Волховом в 1943 году нашли испанскую голубую дивизию

На испанском сайте ABC появилась статья журналиста Сесары Серверы, посвящённая боям «Голубой дивизии» (испанского добровольческого формирования) в Ленинградской области. В частности, рассказывается об эпизоде масштабного контрнаступления Красной армии в районе Волхова в январе-феврале 1943 года. По мнению автора, испанцы героическими усилиями сдерживали натиск превосходящих сил РККА. 

«В этих тяжелейших условиях, одетые в неполную военную форму, 4,5 тысячи испанских солдат 250-й пехотной дивизии вермахта (известной как «Голубая дивизия») достойно сопротивлялись наступлению 45 тысяч солдат и 80 танков Красной армии, направлявшихся к Красному Бору», — говорится в материале.

Сервера достаточно подробно рассказывает о том, как «мужественно» сражались его сограждане в суровых условиях русской зимы.

По мнению автора, испанские солдаты, непривыкшие к таким температурным испытаниям, проявляли «чудеса стойкости» и отказывались сдавать противнику удерживаемые позиции

Журналист подчёркивает верность «Голубой дивизии» воинскому долгу и осуждает несправедливое отношение к испанцам со стороны нацистской Германии.

«Советские войска освободили Красный бор, передвинув линию фронта примерно на шесть километров. Потери «Голубой дивизии» к концу сражения составили 1125 погибших, 1036 раненых и 91 пропавший без вести. Но успехи сталинской армии были весьма далеки от того, чтобы назвать их победой. Она потеряла 7-9 тысяч человек из-за героического сопротивления испанских добровольцев. Амбициозная операция «Полярная звезда» провалилась из-за слишком высокой цены за освобождение Красного Бора от испанцев», — рапортует Сервера.

«Оборванцы» из Испании

«Голубая дивизия» или 250-я добровольческая дивизия была сформирована в первые дни после вторжения нацистской Германии в СССР. Испанский диктатор Франциско Франко отказался участвовать в «крестовом походе» Адольфа Гитлера, не желая втягивать свою страну в новый кровопролитный конфликт, однако он не стал препятствовать созданию добровольческих формирований.

«Голубая дивизия» состояла из преимущественно гражданских, причём часть из них были бывшими сторонниками Республики, которые должны были кровью «искупить вину» за сотрудничество с СССР в период гражданской войны (1936-1939). Верхушка соединения включала в основном кадровых офицеров.

Главной мотивацией 250-й дивизии была борьба с коммунизмом, месть за погибших родственников и сослуживцев 

Стоит признать, что ярых поклонников фюрера в ней не было.

В общей сложности через «Голубую дивизию» прошли около 47 тысяч человек. При этом говорить о каком-то боевом героизме её солдат не приходится. Соединение испытывало острейший дефицит транспорта, оружия и тёплой одежды. Например, в 1941 году испанцы были вынуждены пешком идти до Смоленска. «Легионеры» не без труда преодолели 900 километров.

Главным врагом испанцев оказалась не Красная армия, а суровые природно-климатические условия нашей страны. Единственным условным боевым достижением «Голубой дивизии» стали сражения, о которых рассказывает в своей статье Сесар Сервера.

Немцы относились к испанцам примерно так же, как и к остальным союзникам — итальянцам, румынам, венграм, финнам, норвежцам, датчанам и другим. Вермахт смущали слабая дисциплина, плохое материально-технические обеспечение и недостатки в боевой подготовке.

Например, Гитлер называл испанских добровольцев «оборванцами»

Оценка фюрера очень возмущает Серверу. По мнению журналиста, под Ленинградом сражались «бесстрашные и храбрые бойцы, бросавшие вызов смерти».

Если у немцев хватало сил, они старались не доверять иностранным формированиям ответственные участки фронта. Самое крупное поражение в период Второй мировой войны гитлеровцы потерпели, став в каком-то смысле жертвой собственной доверчивости. Речь идёт о Сталинградской битве, где венгры и румыны прикрывали фланги вермахта. 19-22 ноября 1942 года иностранные части были буквально сметены Красной армией, и 300-тысячная группировка оккупантов попала в окружение.

После наступившего перелома в пользу СССР с Восточного фронта исчезли практически все союзные Германии иностранные формирования. С одной стороны, нацистский режим избавился от обузы на наиболее опасных участках фронта, а с другой — потерял огромные человеческие ресурсы. В таких условиях Гитлер был вынужден сделать ставку на формирование фронтовых соединений из близких к «нордической расе» народов. В частности, наиболее активное участие в боях с Красной армией приняли эстонцы (20-я дивизия СС).

«Уважение к героям»

«Давайте вспомним мужество наших дедов, героических венгерские солдат, которые сражались за Венгрию на Дону. Сегодня исполняется 76 лет со дня прорыва Дона. 12 января 1943 года советская армия начала атаку на 200 тысячную армию Венгрии. Венгрия потеряла 120 тысяч солдат, многие из них были захвачены. Уважение к героям!» — такой пост был недавно опубликован на странице венгерского правительства в Facebook.

Данное сообщение невольно перекликается со статьёй про «подвиг» «Голубой дивизии» на сайте ABC. Почему не только в Прибалтике и на Украине пытаются героизировать военнослужащих, которые вели боевые действия против Советского Союза? Ведь пособничество нацистской Германии было осуждено Нюрнбергским трибуналом.

В странах, чьи формирования воевали на стороне вермахта, принято считать, что их деятельность была направлена на отстаивание собственных национальных интересов. Например, целью украинских и прибалтийских коллаборационистов было создание отдельного от СССР государства, пусть и под крышей Третьего рейха.

Вклад в разрущение Советского Союза рассматривался как один из способов избавления от «большевистской оккупации»

С Испанией, Венгрией и Италией — несколько иная история. Отправляя своих солдат на Восточный фронт, данные государства рассчитывали занять достойное место в новом международном порядке, который выстраивал Гитлер. Неудивительно, что как только стратегическая инициатива перешла к СССР, союзников вермахта как ветром сдуло с Восточного фронта.

Воевавшие против нашей страны солдаты вряд ли были отпетыми и убеждёнными нацистами, то есть поклонниками идеологии Третьего рейха или личности Гитлера (в таком бы случае они, как немцы, сражались бы до конца). У иностранных дивизий была «национально ориентированная» мотивация.

Они считали, что выполняют долг не перед фюрером, а перед собственной страной

Однако, без сомнения, все те, кто выступил на стороне нацистской Германии, автоматически стали её пособниками и потому должны нести за этот выбор как минимум историческую ответственность. Можно дискутировать о необходимости «понимания» мотивов иностранных легионов вермахта, но их возвеличивание явно не вписывается в рамки морали и здравого смысла.

Тем не менее, героизация иностранных и коллаборационистских формирований рассматривается прибалтами, украинцами, венграми, испанцами и другими европейскими народами как способ национального примирения («они тоже сражались за родину»). Людей, воевавших на стороне Гитлера, «благодарные потомки» заочно простили и начали восхвалять. Для нашей страны, потерявшей в войне более 28 миллионов граждан, такой взгляд абсолютно неприемлем.

Комментарии 0

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.