Ответ России на вызовы: только не за счет общества

В Москве уже более 1,6 миллиона пенсионеров получили авансовую выплату в размере двух тысяч рублей в связи с режимом самоизоляции, а по его окончании получат еще столько же. Правда, есть важная оговорка: вторая часть суммы – только при условии «ответственного соблюдения» предписанных мер. Параллельно столичные власти пошли на беспрецедентный шаг, временно отменив для лиц старшего возраста бесплатный проезд в общественном транспорте – за это уже обрушилась волна возмущенной критики со стороны неравнодушной общественности.

Цель московского правительства очевидна: обеспечить максимально тщательное соблюдение домашнего режима пожилыми людьми, для которых коронавирус наиболее опасен. Однако интереснее всего то, что в качестве главного рычага воздействия для повышения сознательности граждан выбраны не жесткие административные меры с угрозой наказания, что традиционно ассоциируется с отечественной властью, а финансовое стимулирование.

Аналогичная ситуация складывается и по стране в целом. Перед обращением Владимира Путина градус напряжения среди политически активных граждан взлетел до небес. Особенно нервные «кассандры» предвещали тотальный карантин, режим чрезвычайной ситуации и чуть ли не военное положение. Вместо этого мы получили неделю внеплановых каникул с сохранением зарплаты, разнообразные меры поддержки общества и бизнеса, а главное – убедительную просьбу президента поберечь себя и своих близких, проявив сознательность в соблюдении карантинных мер.

Официальная приостановка огромной части жизнедеятельности страны – что в любом случае повлечет за собой колоссальные материальные потери и для государства, и для бизнеса, и для многих людей – свидетельствует, что российские власти воспринимают ситуацию как крайне серьезную и угрожающую. Но в отношении общества они действуют подчеркнуто мягко, чтобы для большинства граждан трудный период оказался насколько возможно комфортным и не нанес серьезного ущерба.

Государство поможет: обращение Владимира Путина к россиянам

Само же государство просто занимается делом, причем со столь впечатляющей эффективностью и оперативностью, что его успехи сквозь зубы признают даже наиболее непримиримые критики.

Не успела спасть волна всемирного восторга перед Китаем, молниеносно построившим необходимую для борьбы с эпидемией больницу, как выяснилось, что Россия по крайней мере кое-что умеет делать не хуже. Инфекционная больница в Новой Москве строится полным ходом – выполнено более 40 процентов работ. А медицинско-гуманитарную миссию в Италию организовали с такой скоростью, что принимающая сторона в какой-то момент попросила сбавить темпы: итальянцы не успевали принимать борта с той интенсивностью, с какой российские военные их отправляли.

В социальных сетях чередой идут скандалы вокруг туристов, застрявших в самых экзотических местах планеты. Поводов и впрямь хватает. Есть откровенно вопиющие случаи: люди упрямо отправились на отдых, когда эпидемия уже вовсю разгорелась. И пока возмущенные подобной безответственностью соотечественники пишут горе-путешественникам ядовитые комментарии, российский МИД просто работает, без лишних слов организуя вывозные рейсы из соответствующих стран, что в нынешней ситуации, между прочим, не так уж и просто, поскольку требует специальных межгосударственных договоренностей на очень высоком уровне и утряски множества административных и финансовых вопросов.

Правоохранительные же органы в оперативном режиме вылавливают беглецов из больниц и нарушителей карантина, а также фейкометчиков, распространяющих лживую информацию о заболевании. Что совершенно понятно: безопасность и спокойствие людей в такие моменты особенно важны.

Кредитные каникулы из-за коронавируса – как и для кого?Некоторые российские заемщики начали использовать ситуацию с распространением коронавируса, чтобы не выплачивать долги, сообщили СМИ. Свою точку зрения на эту ситуацию высказала в интервью радио Sputnik руководитель проекта ОНФ «За права заемщиков» Евгения Лазарева.

В общем, медики лечат, строители строят, полиция обеспечивает порядок – все заняты своим делом, хотя работать ответственным службам приходится, разумеется, в экстренном режиме. Но для большей части страны происходящее не повлекло масштабных последствий, не потребовало никакого сверхпреодоления.

И есть в этом глубочайшее противоречие со сложившимся в отношении России многовековым негативным стереотипом, по которому любые чрезвычайные ситуации тут оплачиваются обществом под принуждением властей, причем колоссальным сверхусилием и огромными жертвами. Навязшие на зубах мантры утверждают, что в России государство о народе думает в последнюю очередь: если великие стройки, то обязательно на костях; если великие победы, то «трупами закидали».

Данный подход, разумеется, лжив, но условия, в которых Россия столетиями боролась за выживание, действительно зачастую предполагали напряжение всех народных сил, жертвенность огромного количества людей и суровые административные меры.

Именно поэтому такой странной, непривычной, а местами даже подозрительной выглядит современная версия российской государственности. Никогда раньше бережное отношение к людям не заявлялось одним из приоритетов отечественной политики, и уж тем более никогда подобные декларации не подкреплялись конкретными делами, которые с каждым годом все увереннее доказывают, что это не просто слова.

За пару десятилетий российское государство незаметно превратилось в высокоэффективную машину, которой для достижения стратегических целей и преодоления острых кризисов вовсе не требуется всенародной мобилизации и постановки общества «под ружье». И неважно, идет ли речь о масштабном строительстве (моста или больницы), срочно организованной операции Минобороны (в Сирии или Италии) или эпидемии опасной болезни, угрожающей всему миру. При любом вызове последних лет управленческая система просто активирует имеющиеся резервы. И одновременно прилагаются усилия, чтобы большинство людей в стране продолжали жить привычной жизнью, на которую накатывающие на мир потрясения влияют насколько возможно мало.

Несмотря на сохраняющееся недоверие, однажды Россия привыкнет к такому порядку вещей. И он станет для страны – для нас всех – обыденной, само собой разумеющейся нормой.

Комментарии 0

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.