Новый президент Латвии Левитс идейный латышский нацист из еврейской семьи

Сейм Латвии на внеочередном заседании 29 мая избрал президентом страны 63-летнего Эгилса Левитса, автора концепции Декларации о восстановлении независимости Латвийской Республики (заложившей основу для объявления негражданами почти половины населения, формирования современной латвийской дискриминационной системы) и принятой в 2014 году этнократической (о «латышской Латвии») преамбулы местной конституции.

Он родился 30.06.1955 в Риге в семье инженера Йонаса Левитса, еврея по национальности. «Все родственники моего отца были убиты во время Холокоста», – говорит Эгилс Левитс. При этом он считает себя не евреем, а «латышом, как и все другие латыши».

В 1972 году Левитс вместе с родителями эмигрировал в Германию. Жил в Гамбурге, окончил юридический факультет и факультет общественных наук и философии Гамбургского университета. Пару лет преподавал политологию и историю в Мюнстерской латышской гимназии. В самом конце 1980-х он вернулся в Ригу, где немедленно вписался в национал-сепаратистское движение, войдя в руководство Народного фронта Латвии. Сварганил Декларацию о независимости, депутатствовал в Сейме (призывая к репатриации неграждан), работал первым первым послом Латвии в Германии и Швеции, послом в Австрии, Венгрии и Швейцарии, вице-премьером и министром юстиции, судьёй Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) и Международного арбитражного суда, председателем президентской комиссии по конституционному праву. С 2004 года занимает должность судьи Европейского суда (не путать с ЕСПЧ; высшая инстанция Суда Европейского союза, решения которой не могут быть обжалованы), его полномочия истекают лишь в 2024 году. В 2016 году назван одним из самых высокооплачиваемых должностных лиц Евросоюза. В 2018 году признан «Европейским человеком года в Латвии».

Обозреватель радио Sputnik Сергей Ильин о Левитсе: «Патентованный и даже потомственный антисоветчик, испытывающий крайне неприязненные чувства к России. Так уж повелось: второе часто проистекает из первого. Последовательный сторонник концепции «латышской Латвии», которая его усилиями была отображена в конституции. Чем-то попахивает из середины XX века. И не сказать, что сильно приятно. Но что уж есть, то есть. С тем латвийцам, пардон, латышам и жить. В одном из интервью герой нашего повествования признался: отец его с детства учил, что «СССР – тюрьма». Каждый вечер у них был ритуал: после ужина слушать «Голос Америки», Би-би-си и Deutsche Welle. А потом в узком семейном кругу обсуждать советскую «оккупацию». Правда, в школе, как признаётся сам нынешний политик, ничего такого крамольного продвинутый «тюремный» мальчик не говорил. Ну, так, на всякий случай. Осторожность, знаете ли. Наверное, и знамя с Лениным целовал, когда момент требовал. И присягал на верность пионерии с комсомолом. Хотя в душе, конечно, оставался чистым-пречистым европейцем в самом возвышенном, западном понимании этого слова. Впрочем, для Прибалтики это не новость. Ей не привыкать к политикам-русофобам и антисоветчикам, которые раньше были бравыми комсомольцами, а то и агентами вездесущего КГБ. «Политическая гибкость», ничего личного. Эластичность, так сказать, морального хребта. Вот только выборы в Латвии, увы, не сулят ничего хорошего русскоязычной части страны».

Незадолго до выборов Эгилс Левитс дал интервью газете Neatkarīgā rīta avīze, в котором изложил основные принципы, которых намерен придерживаться на посту президента. Главный – «принцип латышской принадлежности»: «Наша принадлежность к латышской нации, в языке, культуре и исторической памяти, которой мы себя распознаём, является предпосылкой смысла существования Латвии как государства». Чрезвычайно важным он считает запрет русского языка в сфере образования, закрытие русских школ. Горячо выступает за ужесточение санкций против России.

Кандидатуру Левитса поддержал 61 из 100 депутатов. Его соперниками были депутат Дидзис Шмитс и омбудсмен Юрис Янсонс. Они получили 24 и 8 голосов соответственно. Согласно опросу, проведённому чуть ранее агентством Kantar TNS, только 22 % респондентов сказали, что хотели бы видеть Левитса на посту главы государства, 35 % жителей Латвии выступали против его избрания, 43 % не имели чёткого мнения о его кандидатуре.

На своей первой (после избрания) пресс-конференции Левитс объявил, что если и будет давать интервью русскоязычным СМИ, то исключительно на латышском языке.

«В Латвии ещё сильнее будут давить русскоязычное население», – констатировал старший преподаватель кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики РГГУ Вадим Трухачёв.

Комментарии 0

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.