Наследники Пилсудского уже начинают новый поход на Украину

Пока мы праздновали День Победы, в Речи Посполитой прошли торжественные мероприятия, связанные с другой датой – столетием взятия Киева и парадом польских войск на Крещатике, который состоялся 9 мая. На государственном уровне юбилей не отмечали, однако без высокопоставленных политиков и чиновников не обошлось. Так, 8-го числа зампредседателя сейма Малгожата Госевская вместе с главой Управления по делам ветеранов и репрессированных лиц Яном Юзефом Каспшиком возложили венки на могиле генерала Рыдз-Смиглого, командовавшего киевской операцией.

На следующий день Госевская, Каспшик и примкнувший к ним украинский посол Дещица побывали на мессе в костеле Святого Креста, а затем отправились к месту захоронения петлюровских вояк, где повторили церемонию с возложением цветов. Попутно Ян Юзеф Каспшик поделился с журналистами оригинальной трактовкой событий вековой давности: «В геополитике существует такой принцип – кто владеет Киевом, тот владеет ключами от России. Поэтому не стоит удивляться, что триумф польского оружия стал ударом для большевиков».

В юбилейных мероприятиях принял участие и председатель Института национальной памяти Ярослав Шарек. В городе Ланьцут в Подкарпатском воеводстве он посетил местное кладбище и, как сказано в сообщении пресс-службы института, «почтил память украинских солдат из армии атамана Петлюры», то есть принес цветы, зажег свечку и попозировал фотографу.

Госевская и Шарек носились с венками не ради потехи – своими действиями они подчеркивали важность союза Пилсудского и Петлюры. Варшавский договор, подписанный в апреле 1920-го, был абсолютно неравноправным, и фактически Речь Посполитая навязывала УНР протекторат. Данный факт в современной Польше напрочь игнорируется, и в последние годы пакт Пилсудского – Петлюры воспевается неустанно. Например, государственному агентству «Укринформ» дал интервью Пшемыслав Журавский вель Граевский. Его скромно представляют профессором и политологом, хотя пан Пшемыслав ― лицо, приближенное к власти: несколько лет он работал советником министра иностранных дел Витольда Ващиковского, а сейчас является одним из руководителей Национального совета развития при президенте Речи Посполитой.

Из слов Журавского вель Граевского получается, будто бы в 1920-м Польша воевала с Красной армией исключительно за независимость УНР, не ставя перед собой больше никаких целей. Пакт Пилсудского и Петлюры эксперт называет самым светлым моментом в истории двух стран и видит в нем фундамент для построения нынешних отношений Варшавы и Киева.

Также привлекает внимание материал Богуслава Хработы, главного редактора газеты Rzeczpospolita, весьма влиятельного в Польше издания. 20 апреля, накануне столетия заключения договора, Хработа опубликовал текст, дав ему заголовок «Мечта о свободной Украине». Незалэжную автор объявляет щитом Европы, а Польшу считает обязанной приложить все силы к созданию независимой и демократической Украины. Главред Rzeczpospolita закончил статью броской фразой: «Союз Киева и Варшавы не только укрепляет свободную Украину, но и является нашим историческим шансом». Кто станет доминировать в этом альянсе, догадаться нетрудно.

Прославлением соглашения Пилсудского и Петлюры занимается и значительное количество польских СМИ. На государственном радио регулярно выходят передачи, посвященные Варшавскому договору и вообще походу на Украину. Причем события 1920 года описываются детально, со множеством подробностей. Например, 27 апреля в эфир вышла программа с обстоятельным рассказом о том, как катера Пинской флотилии захватили Чернобыль.

Не отстают и частные медиа. Популярный еженедельник Do Rzeczy тему взятия Киева вынес на обложку очередного номера своего исторического приложения. В одной из статей в майском выпуске Historia Do Rzeczy план Пилсудского по созданию федерации с УНР (читай, протектората) именуется великим и открывающим путь к имперской Речи Посполитой и польской гегемонии в регионе.

На фоне подобных публикаций и пропаганды пакта Пилсудского – Петлюры Варшава готовится к новому натиску на восточном направлении. В середине апреля премьер-министр Матеуш Моравецкий пообщался с корреспондентом испанской газеты El Mundo. Председатель Совета министров заявил: «Польша выступает главным адвокатом более тесного сотрудничества с такими странами, как Украина или Беларусь, – без заманчивого предложения для этих стран мы рискуем, что они выберут ориентацию на Россию».

Поскольку Моравецкий неоднократно упоминал в интервью «Восточное партнерство», то становится ясно: Речь Посполитая вернулась к старой идее, которую проталкивала еще на стадии обсуждения проекта. Собственно говоря, Польша и была инициатором «Восточного партнерства», существующего с 2009 года. Тогда Варшава безуспешно настаивала на предоставлении бывшим республикам СССР (Украине, Белоруссии, Молдавии, Грузии, Армении и Азербайджану) права вступить в отдаленном будущем в Евросоюз. «Восточное партнерство» быстро выдохлось, что в 2015-м признал Жан-Клод Юнкер, руководивший в то время Еврокомиссией. И вот теперь поляки намерены реанимировать дышащий на ладан проект.

5 мая в украинской газете «Зеркало недели» вышла статья за подписью Матеуша Моравецкого с красноречивым названием «Солидарность и амбиция». Премьер-министр обещает Киеву деньги из фондов ЕС и «Вышеградской четверки» (Польша, Чехия, Словакия и Венгрия), вспоминает в позитивном ключе альянс Пилсудского и Петлюры, а также цитирует стихотворение Тараса Шевченко «Полякам»:

Подай же руку козакові

І серце чистеє подай!

І знову іменем Христовим

Ми оновим наш тихий рай

Фактически Моравецкий призывает незалэжную к заключению союза, а в качестве «морковки» сулит миллиарды и миллионы евро по разным каналам помощи.

Не сидит сложа руки и польский МИД. Министр иностранных дел Яцек Чапутович на уровне Евросоюза поднял вопрос поддержки стран «Восточного партнерства» в борьбе с эпидемией коронавируса. Позднее Чапутович общался со своим белорусским коллегой Владимиром Макеем. В июне в Минске собираются провести саммит «Восточного партнерства». К нему подготовили подарочек в виде декларации, где ЕС подтверждает европейские амбиции соседей и соглашается на постепенную экономическую интеграцию. Франция сопротивлялась подобной формулировке, однако Польша ее все-таки пропихнула. Это, конечно, не «заманчивое предложение», упомянутое Моравецким, а лишь компромисс и попытка двинуться в желаемом направлении.

Кроме прямых дипломатических маневров, заметна активизация польских инструментов «мягкой силы». В частности, Польский институт в Киеве (структура, подчиняющаяся МИДу) занимается энергичной пропагандой «боевого братства» образца 1920-го. Эпидемия помешала институту развернуться во всю ширь, поэтому промывка мозгов осуществляется преимущественно в интернете. Тем не менее нашлись два якобы энтузиаста, чьи трепетные души не выдержали, и они вышли из виртуального пространства в реальный мир. Один из них корреспондент польской радиостанции Wnet Павел Боболович, второй ― украинский журналист Дмитрий Антонюк, сотрудничающий с газетой Kurier Galicyjski (издается она, естественно, за деньги Варшавы). На машине, украшенной красно-белыми и сине-желтыми флагами, они проехали по местам боев и всюду, где побывали, зажигали свечи.

9 мая парочка, обрядившись в исторические мундиры, разгуливала по Крещатику в память о параде польских войск. Ранее в центре Киева устроили религиозный обряд с участием католического ксендза и украинских раскольников. А в 11.00 по Варшаве в обеих столицах одновременно зазвонили колокола костелов Святого Креста и святого Александра.

СМИ вроде Kurier Galicyjski написали затем об энтузиастах, «которые спасли нашу честь», хотя их акции проходили при поддержке Польского института и посольства Речи Посполитой на Украине. О Боболовиче и Антонюке рассказали государственное радио и Wnet FM, также журналисты удостоились благодарности Малгожаты Госевской.

Надо отметить, что в августе 2019-го, когда исполнилось сто лет со дня захвата поляками Минска, ничего подобного не наблюдалось, круглую дату почти и не вспоминали. А вот с Киевом все по-другому. Впрочем, Белоруссия тоже не забыта. На исходе апреля из Польши в соседнюю республику отправились грузовики с дезинфицирующими средствами и защитными масками. Конвой не был грандиозным (шесть автомобилей с прицепами), но провожали его шеф канцелярии премьер-министра Михал Дворчик и замминистра иностранных дел Мартин Пшидач. Рейс бурно пиарили государственные СМИ, включая пропагандистский канал «Белсат». Дворчик пафосно назвал гуманитарный конвой проявлением братства и солидарности по отношению к белорусам.

В общем, современные наследники Пилсудского уже начинают новый поход на восток. Чем он закончится, мы пока не знаем, однако нам хорошо известен исход польской авантюры прошлого века: 10 июня 1920 года, опасаясь окружения, войска Рыдз-Смиглого ушли из Киева, и спустя двое суток в оставленный без боя город вступила Красная армия.

Алексей Ткачук

Комментарии 0

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.