Каждому гарантируется право на свободу мысли и слова, на свободное выражение своих взглядов и убеждений. Каждый имеет право свободно собирать, хранить, использовать и распространять информацию устно, письменно либо иным способом – по своему выбору.
Статья 34 Конституции Украины

Главная
Аналитика Политика Россия Украина В мире Разное

"Мы не могли поступить иначе…"

Музей памяти воинов-интернационалистов "Шурави" в Екатеринбурге отмечает юбилей. Он появился 25 лет назад в Свердловском государственном педагогическом институте (ныне – Уральский государственный педагогический университет) благодаря усилиям ветеранов войны в Афганистане, членов военно-патриотического клуба "Авангард". События конца 1991 г. едва не поставили крест на благородной задумке: с крахом Советского Союза кампанию в Афганистане признали ошибкой, а роль участников боевых действий пытались принизить, а то и вовсе - забыть. Сегодня музей "Шурави" своей основной задачей видит сохранение памяти о той войне. Почему это важно сейчас, когда похожие события разворачиваются в Сирии, – читайте в материале Накануне.RU.

Со дня основания, 30 октября 1991 г., учреждение работает под девизом "Памяти павших ради живых во имя правды".

В постоянной экспозиции отражена история Афганской войны. Группа художников под руководством Юрия Калмыкова решила применить современный метод в оформлении: в витринах, которыми служат настоящие ящики из-под оружия, находятся личные вещи воевавших на чужбине наших ребят, фотографии и документы тех лет. Через весь зал тянется памятная лента с портретами ветеранов, участвовавших в создании музея. Год от года лиц на ней становится меньше: фотографии умерших снимают и перемещают на мемориалы и стенды.

Юбилейная дата стала поводом для долгожданного ремонта и реэкспозиции, которую провели мастера Уральского регионального института музейных проектов (руководитель - Ольга Лобанова).

"Музей стал более современным, мы дополнили оформление. Мы хотели, чтобы человек, приходя сюда, как будто сам попадал в те события, видел, как начиналась война в Афганистане, как мы в ней участвовали и как она завершилась", - делится научный сотрудник музея, ветеран боевых действий в Афганистане Андрей Казачков.

Русские березки провожают посетителей в афганские степи  

Дипломатические отношения России и Афганистана были установлены в 1919 г. Тогда Аманулла-хан провозгласил независимость от Великобритании, и первым государством, признавшим этот факт, стал СССР.

В начале XX века центральноазиатская республика была отсталой аграрной страной с полным отсутствием промышленности, крайне нищим населением, свыше половины которого было неграмотно. Но при этом она имела и имеет ключевое расположение с точки зрения обеспечения стабильности военно-политической обстановки на всем Среднем Востоке. Именно Советская Россия оказывала Афганистану значительную экономическую и военную помощь. Мы помогали строить заводы, тоннели, дороги и мосты, развивать образование, науку и медицину.

История взаимоотношений, внешнеполитические интересы и возникавшие для нашей страны угрозы не могли оставить советское руководство безучастным к проблемам республики, в которой в 1973 г. произошел госпереворот, потом начались исламистские восстания (как сказали бы сейчас - акции "умеренной оппозиции"), в 1978 г. случилась революция, а в 1979 г. началась гражданская война. Законное правительство Наджибуллы неоднократно просило СССР о помощи, Леонид Брежнев, в конце концов, принял решение о вводе войск для борьбы с исламской оппозицией.

"Вмешательство разных стран - США и Пакистана - привело к тому, что началась война. По просьбе афганского правительства мы принимаем решение ввести войска. Афганское руководство свыше 20 раз просило сделать это, каждая просьба скрупулезно рассматривалась. Советское руководство до последнего момента не хотело принимать это решение. Но война разворачивалась у наших границ, а мы хотели, чтобы Афганистан развивался мирно. Задачи, которые выполняли в Афганистане наши военнослужащие, - это охрана, сопровождение колонн с грузами и боеприпасами, а также мирная помощь – топливом и продовольствием. Но так как в Афганистане действовала вооруженная оппозиция, то она активно нападала на наши гарнизоны и колонны. Более 200 уроженцев Свердловской области участвовало во вводе войск в Афганистан. Всего более 8 тыс. свердловчан прошло войну, 242 погибли. Мы надеялись, что после Афганистана не будем участвовать в других военных конфликтах, но мир сейчас развивается по-особому. Одна из основных задач музея – рассказать о войне, чтобы подобные события не повторялись", - отмечает Андрей Казачков.

О начале афганской кампании населению СССР стало известно не сразу. В прессе звучали лишь упоминания "военных учений в Афганистане", об операции говорить запрещалось. Вопреки ожиданиям, присутствие в Афганистане растянулось почти за десятилетие.

"Страницы из дневника разведывательной роты как раз говорят, что там реально происходило. Здесь описание первой боевой операции разведывательной роты 860-го мотострелкового полка. Подразделение, которое входило в Афганистан, тогда попало в засаду, потеряло троих разведчиков. Рядовой Сергеев попал в плен. Но это неофициально. Официально нас там не было", - рассказывает Андрей Казачков.

Между тем, в самом Афганистане и оппозиция, и советская сторона сообщали о войне через агитационные коллажи.

"Агитация шла как со стороны оппозиции, призывающей к войне через джихад – священную войну против неверных, так и с нашей стороны – мы раскрывали образ тех людей, на чьи средства ведется война, и какие страны активно вмешиваются в наши дела. Эти листовки призывали к сложению оружия и прекращению войны. Они распространялись среди населения. Есть термин "информационная война", сейчас для этого используется интернет, а тогда это были в основном печатные издания и радио. В Афганистане даже существовали такие подразделения – отряды пропаганды и агитации", – говорит Андрей Казачков.

Примером того, как военные события отражались в прессе, служит статья "Пропагандистский рейд мотострелков" 1980 г., в которой идет речь об учениях на границе с Афганистаном.

"Родственникам [на том этапе] не сообщали информацию, что военные погибли именно в Афганистане. Им присылали извещение с формулировкой "Погиб при выполнении воинского долга". Можно было сообщать о том, что в Афганистане идет гражданская война, и правительство активно ведет борьбу с оппозицией. Но то, что там присутствуют советские войска, запрещалось сообщать. В основном телевизионные или газетные репортажи освещали то, что там наши отсутствуют, а если и есть военные, то это строительные войска", - добавляет ветеран боевых действий. 

В своих письмах родителям солдаты не рассказывали правды. "Служу на юге, загораю, кушаю фрукты", - весточки с войны были похожи одна на другую. "Мы себя считали мужчинами, не хотели беспокоить родителей. Писали, что, мол, уезжаю в командировку, не смогу ответить на письмо. Некоторые из "командировок" не возвращались", - поясняет Андрей Казачков.

Большая часть экспозиции посвящена уральцам, участвовавшим в Афганской войне.

Виктор Петрович Дубынин – уроженец Каменск-Уральска, прошел тяжелый путь, и награду за свои армейские заслуги получил посмертно. "Когда его назначили командовать войсками, он создал ряд условий, при которых мы резко снизили боевые потери. Он говорил: "Мы от родителей получили здоровых детей, и наша задача – здоровых детей вернуть". В действительности, в 1986 г. началось снижение боевых потерь. Но так случилось, что по определенным причинам он был неугоден, несмотря на такие заслуги, его не наградили самой большой наградой нашей страны, а тогда это была медаль "Герой Советского Союза" и Орден Ленина. О его заслугах вспомнили значительно позднее, когда он тяжело заболел и умер в госпитале. Тогда его представили к званию Героя Российской Федерации. Одна из его заслуг – достойная служба в Афганистане. В 2003 г. Виктор Петрович был посмертно награжден высшими наградами", - рассказывает Андрей Казачков.

В военную историю вошли и другие наши земляки - генерал-полковник Юрий Павлович Греков – начальник штаба армии в Афганистане, и генерал-полковник Григорий Павлович Касперович, командовавший там мотострелковой дивизией.

Командир мотострелкового полка Владислав Анатольевич Середа убедил сослуживцев создать музей "Шурави".

"Это были Командиры с большой буквы, которые любой ценой стремились к тому, чтобы минимизировать жертвы. Их отличало умелое руководство и тщательная подготовка к боевым действиям", - вспоминает Андрей Казачков.

"Шурави" в переводе с персидского означает "советский". Так наших военнослужащих называли афганцы.

В Афганистане "вежливых людей" того времени называли "шурави" 

Андрей Казачков рассказывает: "Те, кто по идейным соображениям воевал против правительства Афганистана и против советских войск, конечно, отрицательно относились к нам. Определенная часть населения начинала плохо относиться, когда теряли родственников на войне. Но таких не было большинство. Большинство на первоначальном этапе восприняли ввод войск с воодушевлением. Уже потом обстановка стала меняться. Мы ведь не планировали там оставаться на долгие годы, это была краткосрочная миссия. Мы берем под охрану объекты – аэродромы, тоннели, мосты, афганцы активно ведут борьбу с оппозицией. Укрепляется власть и мы оттуда уходим – такой был план. Но потом мы по просьбе правительства вынуждены были задержаться. Со временем отношение стало меняться".

Не будем забывать, что афганцы вообще не терпят на своей территории вооруженных иностранцев. "Одно дело, когда мы помогали – строили, создавали – было дружелюбное отношение, другое дело – когда мы на технике с оружием пришли", - добавляет он.

И при этом советским военным удавалось сохранять в целом дружественные отношения с населением, немало способствовало этому и то, что они знакомились с местными обычаями, узнавали менталитет. Например, им выдавали специальные памятки с описанием того, что можно, а чего нельзя делать в чужой стране. Нарушителей афганских традиций строго наказывали.

"Большинство из нас были воспитаны в духе интернационала – выполняли воинский долг в Афганистане, понимали, что пришли помочь. Мы в Афганистане уважительно относились к местным, изучали их язык. Мы с ними общались, разговаривали. Они видели в нас не врагов, а тех, кто пришел на помощь. Мы должны были изучить основные обычаи, нравы, ведь в чужой монастырь со своим уставом не ходят", - объясняет Андрей Казачков.

Ближе к центру зала – выставка картин ветеранов Афганистана. Взгляд тут сразу останавливается на холсте с изображением женщины.

"Эта картина называется "Память". Один наш знакомый приобрел ее на выставке и решил передать нам. Она нам очень понравилась. Это вдова, мать, потерявшая близкого на войне. Но имя художника было неизвестно. Мы сразу решили, что она будет являться образом нашего музея", - рассказывает Андрей Казачков. 

Анатолий Хомутинников  написал картину "Подвиг", которая посвящена спецназовцу Юрию Исламову. "Был последний бой – они вышли на перехват каравана. Против 16 наших было 200 душманов. Командир принял решение отходить, Юра остался прикрывать остальных. Душманы предлагали ему сдаться, он отказался, он был раненый, патронов не было. Когда они его окружили, понимая, что его могут взять в плен, он выдернул чеку гранаты. Юрий Исламов повторил подвиг своего кумира – легендарного Николая Кузнецова", - говорит Андрей Казачков.

Среди ветеранов Афганистана – много талантливых людей. В их числе Евгений Бунтов, ныне возглавляющий культурный центр "Солдаты России".

"Евгений Бунтов в школьном возрасте начал писать стихи, научился играть на гитаре. Отслужив в Афганистане, где был награжден орденом Красной звезды, он целиком посвятил себя авторской исполнительской деятельности. Его стихи часто публиковались в различных изданиях. В 1988 г. Евгений был приглашен сняться в фильме "Груз-300" (по военной терминологии означает "раненые"). Сначала хотели, чтобы его песня звучала в конце фильма, но потом режиссер предложил ему одну из главных ролей. В конце фильма сюжет – заканчивается бой, и уставший от боя солдат вспоминает тех, кто когда-то был рядом с ним живой. Он скорбит. С этой фотографии фактически и был взят образ для создания "Черного тюльпана". По лицу сходство незначительно, но принцип тот же самый – за его спиной целое подразделение погибших", - описал снимок экскурсовод.

В отдельном помещении – Зал памяти и скорби. Здесь нет вещей, привезенных из Афганистана, вся комната – это композиция "Осмысление войны" или "Опаленный мир".

"Художники предлагают посмотреть на философию войны. Трагедия в том, что от войны страдают не только те, кто в ней участвуют, а те, кто провожают на войну, ждут с войны. Те, кто не дождались с войны. Это женщина – мать, сестра, жена. Женщина еще и хранительница очага, символ дома. Жилище разрушено войной, рядом скорбящий образ женщины, потерявшей на войне своих родных и близких", - говорит Андрей Казачков.

Дальше мы видим многогранный шар, который, по замыслу автора, будто проходит по судьбам людей, принимавших участие в тех событиях. Кровать одного из погибших уходит в землю. Заостряется внимание на последствиях войны.

Андрей Казачков рассказывает, что этот зал воспринимается эмоционально. Даже школьники, наконец, отрываются от смартфонов, попадая сюда.

Такую форму впоследствии прозвали "афганка". Если люди видели, что в нее одет военнослужащий, то знали, что он вернулся из Афганистана.

Все, что есть сегодня в музее, появилось не сразу. Создать "Шурави" оказалось не так просто. Родственники погибших неохотно делились вещами солдат. После распада СССР было объявлено, что война в Афганистане была ошибкой, и к ветеранам стали относиться как к воевавшим на "чужой войне".

"Все, что происходит в нашем государстве, потом отражается на людях. Когда еще шла война в Афганистане, мы были героями. Вернувшись оттуда, мы до 1991 г. еще оставались героями. Но потом произошло переосмысление войны, было признано, что Афганская война, оказывается, была ошибкой нашего руководства. Непопулярная была война, ненужная. Из героев мы превратились чуть ли не в бандитов. Когда мы встречались с родителями, много было вопросов - зачем это нужно. Родители не сразу шли на контакт, потому что не верили, что такой музей в будущем будет нужен. А мы им доказывали обратное. Солдат умирает не тогда, когда умирает, а тогда, когда его забывают", - убежден Андрей Казачков.

Драматическая история произошла с Владимиром Кашировым, который до сих пор числится пропавшим без вести. "Он пропал во время подрыва БТР, его взяли в плен, взрыв был очень большой – 50-60 кг. Шансов выжить не было. Когда нашли его окровавленный сапог, посчитали, что его разорвало взрывом. Его похоронили. Через полгода его матери Анне Кашировой представители власти принесли письмо, к нему было приложено несколько фотографий, оказалось, что он живой и оказался в плену. Он описал примерное место, написал, чтобы заранее его не хоронили. Его искали до сих пор наши ветераны, приезжая в Афганистан, они привозят с собой фотографии, показывают, ищут его. Его не нашли. Ему душманы предложили перейти на их сторону, принять ислам, он отказался, они его принуждали, не кормили, не поили, один раз вывели на площадь и местные жители закидали его камнями, повредили глаз. Они не смогли его сломать" , - рассказал Андрей Казачков.

Пограничные войска в Афганистане выполняли среди других и особо важную функцию – закрывали канал поставки наркотиков в СССР. Сегодня такого заслона нет, и в России доступны наркотические вещества, 80% из которых сделаны на основе афганского героина.

"Проблема наркотиков сейчас остро стоит, наркотики доступны. В советское время такого не было. Афганистан на сегодняшний день в списке №1 по производству наркотиков. Они более дешевые в производстве и переправе. В тот период только 30-40% наркотиков переправлялось в другие страны. А сейчас 70-80% наркотических веществ на территории РФ изготавливается на основе афганского героина. Наше присутствие в Афганистане было связано в том числе и с тем, чтобы оттуда не было поступления такого количества наркотиков, мы закрывали эту границу", - напоминает ветеран боевых действий. 

Вывод войск состоялся в 1989 г., и к сожалению, с тех пор мир в Афганистане так и не наступил. Так получилось, что афганцы сейчас даже жалеют о том, что с нами воевали. "Вы нам оставили мосты, тоннели, больницы, а потом пришли американцы – пообещали, но ничего не сделали", - сетуют они.

"Операцию в Афганистане надо расценивать как защиту государственных интересов. В Афганистан войска мы вводили не для того, чтобы одержать победу, а потому что там произошел военный переворот, началась гражданская война. Гражданская война – это пожар. Для Советского Союза Афганистан – соседнее государство. Пожар мог распространиться на нас. Для того, чтобы остановить этот пожар, и были введены войска, чтобы было спокойно на нашей границе, – говорит директор музея "Шурави", ветеран Афганистана Николай Салмин. - Можно провести параллель с Сирией. Это кажется, что Сирия дальше, чем Афганистан, но это не так далеко. И у России есть свои интересы в том регионе. В период существования Советского Союза у нас была военно-морская база в Тартусе. Мы оказывали помощь военными советниками в период противостояния Израиля и арабских государств. Там у нас тоже давнишние теплые отношения".

Председатель общественной организации ветеранов и инвалидов Афганистана и Чечни, сержант ВДВ Евгений Зеленков считает, что мы не могли проигнорировать новые вызовы, с которыми столкнулись в Сирии, поскольку с этой страной связаны геополитические интересы России.

"Нас попросили, и мы вынуждены были помочь, потому что была угроза со стороны Штатов. Как было в Афганистане, так и в Сирии - это наши стратегические, геополитические интересы. Сирию начали уничтожать, захватывать, а у нас там есть свои геополитические интересы, поэтому мы туда вошли. Точно так же, как в Афганистан. Только сейчас у нас там нет армии, а работают войска Воздушно-космических сил. Когда мы пришли в Афганистан, думали, что это ненадолго - зайдем, окажем помощь и уйдем, но не получилось. Нас втянули в войну с Афганистаном. Мы должны были ждать, что там будет дальше. Должны были не допустить революцию - того, что сейчас происходит в Сирии, Ливии, Ираке и Иране. Иначе наступает анархия - кто хочет, тот и захватывает власть. Мы из Афганистана вышли, а американцы там вообще ничего не делают. Мы не хотим, чтобы в Сирии было то же самое", - рассказал Евгений Зеленков в беседе с Накануне.RU.

Затянется ли операция в Сирии, как было в случае с Афганистаном, пока судить сложно. "Честно говоря, наши войска были в Сирии и раньше, и будут после того, как там все наладится. Это я точно могу сказать. У нас интерес там - база. Мы из Кубы вывели, из Вьетнама вывели, а из Сирии так и не выводили базу. Как были, так и стояли. В Сирии у нас уже было три военных операции, как и в Египте по разминированию. Похоже, и в Египет тоже вернемся, поскольку там у нас тоже есть геополитические интересы. Длительность войны в Сирии зависит не только от нас. Я думаю, не меньше 3-4 лет она продлится. Крупная война должна разрешиться в течение года-полутора лет. А потом будут мелкие, локальные войны, когда сирийская армия будет наводить порядок. Там, кроме нас, стоит еще целая коалиция во главе с американцами, что они там натворят, никто не знает. Пока они творят в Ираке, мы стараемся защитить мирное население, а им без разницы", - добавил сержант ВДВ.

Когда говорят о современных радикалах - об "Аль-Каеде", ИГ (организации запрещены в России), забывают, что именно от их предшественников защищала Советская Армия наше население. Это последователи тех моджахедов, которых во время Афганской войны поддерживали американцы, как сейчас в Сирии поддерживают "умеренных террористов". 

"Везде, где побывали американцы, то, что они финансировали, обратилось против всего мира. Они создают бандитов, их финансируют, они встают на ноги, видят свою безнаказанность, и происходит беспредел. Вот он и произошел. Причем бандиты плодятся очень быстро. Пока мы всем миром не возьмемся за них, пока США не перестанут на свои деньги создавать такие опасные террористические силы, нам так и надо будет оказывать сопротивление", - уверен Евгений Зеленков.

И экскурсии по музею "Шурави" тоже становятся подспорьем в том, чтобы помнить, где добро, а где - зло, и за кем - правда.

Николай Салмин сетует: "Школьники, которые к нам приходят, это те, кто уже не помнит Советский Союз. Они родились в новой современной России. Лихие 90-е еще не раз аукнутся. Отношение к истории было сложное. Нас долго убеждали, что все американское – лучшее, все российское – противное. Естественно, если Россия – противно, то и вся российская история – противно. Такие трагические истории, как Афган, были замазаны этим цветом. Мы считаем задачей музея возвращение утраченных позиций и осознание значимости собственной страны. Какая бы она ни была, это наша страна, и нам в ней жить. Маму не выбирают и страну не выбирают".

И именно поэтому те, кто даже на чужбину отправлялись стоять за интересы нашей Родины, понимали: они не могли поступить иначе.

Подпишитесь на нас Вконтакте, Одноклассники

179

Похожие новости
04 декабря 2016, 19:00
04 декабря 2016, 11:00
04 декабря 2016, 09:00
04 декабря 2016, 17:00
04 декабря 2016, 19:00
04 декабря 2016, 21:00

Выбор дня
04 декабря 2016, 08:30
04 декабря 2016, 19:00
04 декабря 2016, 14:01
04 декабря 2016, 08:30
04 декабря 2016, 14:00

Новости партнеров
 

Новости партнеров

Комментарии
 

Популярные новости
28 ноября 2016, 00:15
30 ноября 2016, 18:31
29 ноября 2016, 13:00
29 ноября 2016, 21:01
28 ноября 2016, 13:00
03 декабря 2016, 21:00
29 ноября 2016, 18:30

Интересное на сайте
15 марта 2012, 15:34
02 ноября 2011, 15:09
08 мая 2011, 16:24
15 февраля 2013, 14:25
27 декабря 2015, 17:51
05 марта 2012, 12:57
12 декабря 2012, 10:41