МС-21 опять не полетит – вредитель Чубайс постарался

Глава Минпромторга Денис Мантуров сообщил, что наш МС-21 – первый самолет подобного типа, полностью созданным в постсоветской России, опять не полетит в этом году. И хотя представители корпорации «Иркут» заверили, что смогут завершить полный переход на всё российское в этом году, верится с трудом, да и выпуск по 3-5 самолётов – это не то производство, которое может стать конкурентом «Боингу». Причина известна: как отметил эксперт, самолёт не смогли запустить из-за провала импортозамещения, данным направлением которого управлял Анатолий Борисович Чубайс.

После того, как глава Минпромторга России Денис Мантуров заявил, что начало поставок МС-21 («Магистральный самолет XXI века») опять переносится на 2022 год, директор по маркетингу и продажам гражданской авиационной техники корпорации «Иркут» Кирилл Будаев решил приободрить народ, сообщив, что они «побьют» планы и сертификацию российского самолета МС-21 планируют завершить до конца этого года. «Сертификацию этой машины (самолета МС-21) мы планируем завершить в этом году и начать поставки в коммерческие авиакомпании», – сказал Кирилл Будаев.

Правда, его слова – это скорее попытка успокоить работников и население. Сертификация и начало серийного производства было запланировано на 2017 год, но было перенесено сначала на 2018 год, а затем на 2021 год. Теперь по плану, как сообщил Мантуров, к концу 2022 года Россия собирается выйти на производство четырех самолетов, в 2023-м поднять планку до 10-15 машин, в 2024 году – выпускать 30 машин, к 2025-му – 36 самолетов. В дальнейшем Россия собирается выпускать 82 самолета в год. В Минпромторге заявили, что при необходимости производство МС-21 может составить до 100 единиц в год, «если будет большая потребность на внутреннем и внешнем рынках».

А если не будет, то нечего его и выпускать. Вон Аэрофлот закупает Боинги и ничего. «Источник РИА ФАН в авиакомпании рассказал что «Аэрофлот» планирует приобрести порядка трех машин Boeing-737 MAX. Тех самых, от которых в мире отказывались. Обоснование прекрасное – в связи с тем, что сейчас рынок переполнен и пилотами, и машинами, а спрос из-за пандемии на них упал, есть шанс получить в лизинг новенький Boeing-737 MAX по «скидочной» цене. Две авиакатастрофы – 29 октября 2018 года в Джакарте и 10 марта 2019 года в Эфиопии – произошли по причине недоработки машины. Сначала Китай отказался использовать «максы», затем Евросоюз, а вслед за ними все азиатские страны. Последними «пали» США, Boeing был вынужден приостановить продажу и доработать лайнер. Сейчас они вновь появились на рынке, более «усовершенствованные и дешевые». Свои Sukhoi Superjet «Аэрофлот» отдает в авиакомпанию «Россия». И тут прекрасно всё – закупим дешевого, но «цивилизованного» брака по дешевке и не будет у чиновников голова болеть про разработку своего. А ведь на их месте должны были быть МС-21 – первые самолеты подобного типа, полностью созданные в постсоветской России.

В чем причина задержки, не секрет – самолет хоть вроде и российский, а планировался с иностранным двигателем, электросетями, электроникой и крыльями. И никого из чиновников не напрягло, что первые санкции против России были приняты в 2013 году и далеко не за Крым, а по списку Магницкого. «Западная партия» из «уважаемых» министров, банкиров и олигархов в ежемесячном режиме рассказывала как наивным россиянам, так и не менее наивному президенту, что это временно и вот-вот Европа увидит нацистов в Киеве, отсутствие педерастов в Чечне, идиотизм в истории с отравлением Скрипалей и далее по списку. Притом, все адекватные эксперты, хоть их и были единицы, сразу сказали, что санкции не снимут и Западу не важна реальность – им нужны новые рынки и новые 90-е в России.

Но у нас предпочли поверить первым, ибо санкции противоречат «невидимой руке рынка». И тут два года назад эта рука так треснула по нашему начавшему оживать авиастроению, что до сих пор не отойдем. В январе 2019 года Минфин CША заблокировал сделку по продаже 40 российских самолетов Sukhoi Superjet 100 в Иран на сумму в 2 млрд долларов или 134 млрд рублей, просто отказавшись выдать лицензию на продажу. Притом что 40 самолетов – мелочь по сравнению с планами Тегерана закупить у РФ 500 самолетов. «План иранских авиалиний купить пассажирские самолеты российского производства, по-видимому, рухнул в результате санкций США. Поскольку из-за санкций США Boeing и Airbus прекратили сотрудничество, страна осталась без новых самолетов, только три самолета Airbus были переданы, и ни одного Boeing. Однако, главное тут, что торговые ограничения США затрагивают как самолеты, построенные в США, так и самолеты из других стран, которые имеют значительную долю деталей из США», – писали тогда СМИ.

В прошлом году в дело вмешался лично Путин. И да, кровью и потом мы санкции преодолеваем, но вместо помощи в создании получаем саботаж за саботажем. Как рассказал обозреватель ОТР Сергей Лесков, после отказа американских и японских партнеров с помощью структур «Росатома» удалось решить проблему уникального композитного крыла МС-21. А также создать на «Пермских моторах» двигатель ПД-14, который уже проходит сертификацию. Однако, предзаказы получены только на машины с Pratt & Whitney. Еще сложнее с авионикой, которая остается самым больным местом авиапрома. Как пояснил эксперт, дело тут не в том, что мы тупые, а в том, что министры «шибко умные» и Чубайсы честно отрабатывают свой западный паек. Доля иностранной электроники на российских самолетах достигает 50%, хотя в космонавтике не превышает 20%, а в военной авиации вовсе отсутствует. «Объяснение тому, что на протяжении многих лет призывы к импортозамещению виснут в воздухе не стоит сводить исключительно к внешнеполитическим козням. Начались эти процессы еще в 90-х, когда лучшие НПО были либо приватизированы и проданы международным корпорациям. Либо попросту разорены под строительство торговых центров и жилых кварталов в лучшем случае. И продолжены в наше время, когда, к примеру, РосНАНО времен Чубайса демонстративно срывало разработки с импортозамещающей тематикой. Там, где влияние лоббистов было ограничено (космонавтика, военная авиация), ситуация терпимая. Гражданское авиастроение, как видим, оказалось не защищенным», – добавил Лесков.

В итоге, наследие 90-х и открытый саботаж Чубайса ставят под угрозу существование российской гражданской авиации, как таковой. И вот здесь понимаешь, почему одним из самых популярных политиков у нас до сих пор остается Сталин. Да просто, потому что тогда были понятия в уголовном кодексе «Саботаж» и «Вредительство» по которым Анатолий Борисович и вся его команда отправились бы работать «спецпредставителем» лопаты на стройку Беломорканала. Притом, под бурные аплодисменты всей страны. Пока у нас не появится реальная уголовная ответственность за срывы стратегических направлений, пока будем ходить по кругу, размышляя, почему народ становится все злей.

Комментарии 0

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.