Каждому гарантируется право на свободу мысли и слова, на свободное выражение своих взглядов и убеждений. Каждый имеет право свободно собирать, хранить, использовать и распространять информацию устно, письменно либо иным способом – по своему выбору.
Статья 34 Конституции Украины

Главная
Аналитика Политика Россия Украина В мире Разное

Киев бросает вызов Папе Римскому

Наказанием украинцам за Волынскую резню назвал нынешний вооруженный конфликт в Донбассе архиепископ Львовского архидиоцеза римско-католической церкви Мечислав Мокшицкий. Такое мнение, как сообщила 30 мая украинская интернет-газета «Страна», священнослужитель высказал в интервью польскому изданию Niedziela,

Архиепископ призвал украинцев покаяться за массовые убийства поляков. «На украинском народе все еще лежит грех геноцида», — заявил Мокшицкий.

Как отмечает издание, публикация вызвала негативную реакцию на Западной Украине, в частности, среди прихожан греко-католической церкви, которых три года назад митрополит РКЦ призывал вернуть храмы римо-католикам. В частности, преподаватель Украинского католического университета, историк Андрей Павлишин предложил выслать из Украины Мокшицкого, который является гражданином Польши.

«Не засиделся ли в Украине этот иностранный гражданин, для которого украинцы — «эта нация», — написал на своей странице в Facebook Павлишин, который первым обратил внимание на интервью.

«Страна» отмечает, что в окружении Мокшицкого открестились от заявления священнослужителя.

«Митрополит такого не говорил, это не точный перевод», — заверил «Страну» пресс-секретарь Львовской архиепархии РКЦ Андрей Легович.

Он объяснил, что «слова митрополита о том, что необходимо выражать сожаление и извиняться за грех, следует понимать в религиозном контексте, ведь слово „грех“ применяется только в этом контексте». «Секретариат стремится выразить сожаление в связи с использованием слов архиепископа, интерпретированных вразрез с его намерениями», — говорится в заявлении регионального представительства римско-католической церкви.

Но «Страна» напоминает, что это не первое подобное заявление от поляков. Ранее профессор Богуслав Пазь из Вроцлавского университета отметился скандального комментарием к видео с издевательствами над украинскими солдатами в Донбассе. «Бандеровская стерва получила по зубам, даже мило становится! И как тут не любить русских?», — написал он у себя в соцсети, за что был назван украинофобом.

Кроме того, издание сообщает, что среде прихожан греко-католической церкви во Львове появились опасения о противостоянии с римо-католиками, ведь большая часть местной общины РКЦ — поляки. «Может начаться война за церкви, а это путь к большему конфликту», — считает львовский преподаватель Игорь Романюк.

«Страна» напоминает, что РКЦ давно требует вернуть ее бывшие храмы, которые с начала 90-х принадлежат УГКЦ, и что Мокшицкий уже обвинял духовенство УГКЦ в «дискриминации верующих латинского обряда», а украинцев — в «захвате» костелов РКЦ. В УГКЦ, в свою очередь, притязаний РКЦ не признают.

Напомним, летом прошлого года польский парламент признал Волынскую резню геноцидом и утвердил 11 июля днем памяти жертв этой трагедии, в ходе которого было убито, по различным оценкам, от 30 тысяч до 100 тысяч человек.

По словам директора Центра евразийских исследований Владимира Корнилова, для свидомых украинцев тема Волынской резни и преступлений бандеровцев против поляков болезненна в связи с тем, что они привыкли всегда представлять себя в роли жертв, которым обязан весь мир.

— Кроме того, эта тема будет вечно раскалывать Украину и Польшу. Тема «геноцида» постоянно раскручивается украинцами в привязке к голоду 1930-х годов, но когда кто-то пытается применить термин «геноцид» к действиям украинских бандитов, сразу же звучат возмущения.

— Будут ли приняты меры против Мокшицкого? Вышлют его из страны? К чему это может привести?

— Такие действия относительно представителя католической церкви приведут к обострению отношений не только между Киевом и Варшавой, но и между Киевом и Ватиканом. Я не думаю, что Порошенко готов пойти столь далеко. Мне кажется, что данный конфликт Киев попробует решить более тихо, по дипломатическим каналам

 — Насколько на Западной Украине сильны позиции римо-католиков?

— Позиции католиков усиливаются не только на Западе Украины, но и в Центральной Украине. Ватикан никогда не оставлял своих надежд заполучить Украину под свое крыло. Но я не думаю, что это приведет к обострению отношений между католиками и греко-католиками. Именно потому, что они служат одному начальнику — Папе Римскому

— Насколько мнение, высказанное Мокшицким, распространено в Польше? Можно ли это считать озвучиванием позиции власти?

— Это, конечно, пока еще не позиция польской власти. Но Бандера, бандеровцы, Волынская резня — по этим вопросам у поляков в целом расхождений нет. Они справедливо считали и будут считать бандеровцев бандитами и террористами, виновными в гибели тысяч мирных поляков. Просто, когда речь заходит о поддержке киевского режима, официальные власти пока еще стараются выносить исторические споры за скобки

— Будут ли в дальнейшем обостряться отношения? До какого предела это может дойти? Или признание Волынской резни геноцидом было крайней мерой со стороны Польши?

— Если Польша официально признает Волынскую резню геноцидом (а на это у нее оснований гораздо больше, чем у требований Украины признать таковым голод 1930-х), то поневоле встанет вопрос о том, что нынешнее украинское государство должно выплачивать компенсации лицам, пострадавшим от действий бандеровцев, и их потомкам

— Насколько вообще для Украины, создающей пропагандистский миф о тысячелетнем противостоянии с Россией, опасно обострение с Польшей? Готова ли она идеологически «воевать на два фронта»?

— Польша пока не готова идти на резкое обострение с Украиной, считая сейчас своей основной борьбой противостояние с Россией. Как только данное противостояние пойдет на спад, то начнет обострятся и вопрос украинско-польских историко-политических споров.

— Мнение, высказанное этим ксёндзом, безусловно, экзотическое, — считает старший преподаватель кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики РГГУ Вадим Трухачев.

— Но оно вполне ложится в ту оценку событий прошлого, которое преобладает в Польше. Резню на Волыни 1943−1944 гг. они считают геноцидом поляков, и требуют от Украины признания данного факта. И в этом едины все — правые, левые, еврооптимисты, евроскептики — кто угодно. А поскольку Польша сегодня намного сильнее, богаче и прочнее Украины, она будет продавливать это видение событий всеми способами.

 — То есть, надо ждать обострений в отношениях Киева и Варшавы по этой теме?

— Обострение, конечно, будет. Какие-нибудь очередные активисты радикальных националистических организаций могут обстрелять одно из польских консульств. Депутаты Рады от партии «Свобода» или кто-то из «комбатов» с депутатским значком могут погрозить Польше оргвыводами… Только это будет выглядеть как тявкание шавок. Рычагов давления на Польшу у Украины нет.

А до конфликта между УГКЦ и РКЦ дело дойдёт вряд ли — Ватикан этого не допустит. Не так уж много на Украине римских католиков (хотя они, безусловно, есть), чтобы им очень не хватало храмов… Но обострение отношений между галичанами и поляками наверняка повлияет на общение представителей двух входящих в лоно католицизма конфессий. Оно станет более тяжёлым.

— Кому, по-вашему, должны принадлежать эти храмы? Насколько справедлива была их передача УГКЦ в 90-е?

— Это трудно сказать. В своё время Польша тоже проводила политику, так скажем, насильственного склонения греко-католиков к переходу в РКЦ. Но то, что греко-католики привыкли действовать кулаками, а порой и просто стрелять — это факт. В данном случае на стороне РКЦ будет выступать Польша, и украинским властям придётся делать очень неприятный выбор: или прогнуться под своих радикалов ценой разрыва с главным заступником в Европе, или же дополнительно разозлить собственных националистов. Плохо всё.

— Украинцы любят вспоминать о выселении из Польши (операция «Висла»). Было ли это адекватной мерой на тот момент?

— Времена второй половины 1940-х гг. были, так скажем, не очень человеколюбивыми. Поляков тоже массово выселяли из СССР в Польшу. Тогда вообще десятки миллионов людей сменили «прописку». Это был обмен населением. Поляки из СССР перебирались в Польшу, украинцы из Польши — в СССР. Без насилия не обошлось в обоих переселениях, но на тот момент иначе вряд ли можно было поступить. Слишком уж велика была ненависть западных украинцев и поляков друг к другу.

 — Как сегодня можно было бы уладить конфликт? Вернуть храмы РКЦ? Вернуть поляков на Украину, а украинцев в Польшу?

— Вернуть кого-либо куда-либо вряд ли удастся. Поляки на Украину не поедут, а вот наоборот… В Польшу и так едут сотни тысяч украинцев — и, прежде всего, как раз галичан… Возможно, РКЦ разрешат возвести новые храмы. Или что- то в этом духе. Но сомневаюсь, что в целом будет найдено разумное решение этой проблемы. Нынешняя Украина — не та страна, где у власти находятся вменяемые политики.

Подпишитесь на нас Вконтакте, Одноклассники

672

Похожие новости
22 июля 2017, 02:45
21 июля 2017, 14:00
21 июля 2017, 16:00
21 июля 2017, 16:00
21 июля 2017, 14:00
21 июля 2017, 16:45

Новости партнеров
 

Новости партнеров

Популярные новости
15 июля 2017, 16:00
20 июля 2017, 16:45
19 июля 2017, 17:45
15 июля 2017, 08:45
18 июля 2017, 20:00
16 июля 2017, 18:45
19 июля 2017, 22:45

Интересное на сайте
25 декабря 2015, 09:01
06 февраля 2010, 17:37
02 ноября 2011, 15:09
09 ноября 2012, 10:50
12 декабря 2012, 10:37
31 января 2013, 11:27
14 ноября 2012, 15:27