Хозяева черногорской власти требуют разрыва последней связи с Сербией

В настоящее время Черногория переживает кризис, сопоставимый с тем кризисом, через который она проходила в момент ее отделения от Сербии в 2006 году. При этом он носит абсолютно рукотворный характер и вызван осознанным стремлением черногорских властей демонтировать крупнейшую религиозную структуру в стране — Сербскую православную церковь. Такое мнение высказал EADaily историк-балканист, научный сотрудник Института славяноведения РАН Георгий Энгельгардт.

Как сообщало EADaily, непосредственно перед новогодними праздниками,после бурной дискуссии в парламенте и протестов оппозиции был принят закон о свободе вероисповедания, направленный против интересов Сербской православной церкви. Это вызвало массовые манифестации православных верующих по всей стране — в частности, в Подгорице на молебен вышло более 20 тысяч граждан. Вице-премьер страны Зоран Пажин 13 января заявил в интервью «Би-Би-Си», что черногорские власти готовы в любой момент начать диалог с представителями всех религиозных сообществ страны о внесении изменений в скандальный закон.

По словам эксперта, президент Черногории Мило Джуканович «правильно выбрал тайминг» для осуществления своих планов и «нанес удар в сезон праздников», когда все крупнейшие мировые СМИ находятся на каникулах или к ним готовятся. Парламент Черногории проголосовал за спорный закон в ночь на 27 декабря, а 8 января документ вступил в силу, напомнил эксперт.

«Рассчитывалось на то, что неделя или две тишины позволит сделать всю грязную работу без негативной реакции прессы, а потом уже можно решиться и на какие-то уступки», — отметил Энгельгардт.

Отвечая на вопрос, зачем черногорскому режиму понадобилось обострение отношений с Сербской православной церковью, Энгельгардт отметил, что на то есть несколько причин. Первая из них касается масштаба и влияния митрополии Черногорско-Приморской СПЦ в стране.

«Так получилось, что именно митрополия Черногорско-Приморская является единственной крупной структурой общенационального масштаба, оппозиционной режиму Мило Джукановича. Эта структура не зависит от режима. Всю политическую сцену в стране контролирует Джуканович. Оппозиция вытеснена на обочину политической жизни, правительство контролирует медийное поле, бизнес и даже такую важную часть, как организованная преступность. Никаких влиятельных оппозиционных сил в стране, кроме Сербской православной церкви нет. Митрополит Амфилохий, который возглавляет митрополию Черногорско-Приморскую, является единственной общественной фигурой в республике, которая сопоставима с Джукановичем по весу и по авторитету, и при этом ему не подчиняется», — подчеркнул историк.

Второй момент, по мнению Георгия Энгельгардта, относится к тем требованиям, которые Джукановичу предъявляют его внешние патроны — это завершение процесса разделения Черногории и Сербии и разрыв последней очень мощной связи между сербским и черногорским населением, которую поддерживает православная церковь.

«Единство церковной организации играет огромную роль в подержании чувства общности жителей Сербии и Черногории. В недавнем прошлом сербы и черногорцы воспринимали себя единым народом и считали, что они принадлежат к разным территориальным группам единственного сербского народа, но никак не к двум отдельным нациям. Постепенно Подгорица стала насаждать черногорскую национальную идентичность и всячески подчеркивать различия между черногорцами и сербами. Огромное значение придается уничтожению единой церковной организации, так как это поможет уничтожить крепкие сербско-черногорские связи. Не случайно Джуканович постоянно подчеркивает, что суверенитет Черногории не полон без создания собственной православной церкви, и что именно создание независимой церкви станет финалом построения черногорской национальной идентичности. На мой взгляд, это два основных мотива, почему власти в Подгорице решились на такое беспрецедентное давление на Сербскую православную церковь», — рассказал Энгельгардт.

По словам историка, несмотря на то, что власти уже 30 лет пытаются создать отдельную «Черногорскую православную церковь» и активно оказывают ей поддержку, этой структуре никак не удается выйти из формата «карманной квазирелигиозной организации». Ее не признают другие православные церкви, и это только часть проблемы, считает эксперт. «Куда серьезнее то, что так называемая Черногорская православная церковь за все это время не обзавелась своей паствой. Государство передало ей какие-то религиозные объекты, но туда мало кто ходит. В это же время храмы канонической православной церкви достаточно активны — у них много прихожан, много паломников. Отсюда возникла „творческая идея“, что государство сможет помочь „Черногорской православной церкви“ путем изъятия основных храмов и святынь из ведения канонической церкви в государственную собственность. Потом государство сможет предоставить их в пользование протежируемой Джукановичей квазицерковной организации», — подчеркнул Энгельгардт.

Он напомнил, что главная спорная формулировка в новом законе говорит о том, что в государственную собственность переходят все религиозные объекты, воздвигнутые до 1918 года, и объекты, относительно которых Сербская православная церковь не сможет доказать, что они являются ее собственностью.

«Правда в том, что основная часть черногорских святынь, храмов и монастырей находились в собственности СПЦ на протяжении столетий по историческому праву. Достаточно сказать, что сама православная церковь куда древнее, чем черногорское государство, и даже независимая Черногория возникла из церковной организации. В начале своего существования она являлась теократией. Только в середине XIX века теократическое государство черногорских митрополитов было трансформировано сначала в княжество, а потом и в королевство Черногорию», — рассказал историк.

По его словам, идея Джукановича и его стратегов довольно проста — под лозунгом наведения порядка изъять самые древние, самые почитаемые святыни у митрополии Черногорско-Приморской, которая входит в состав СПЦ, а потом либо передать их подконтрольной себе религиозной организации, либо шантажировать митрополию, попытаться расколоть ее и подтолкнуть к отделению от СПЦ и к формированию какой-то новой структуры по украинской модели.

«Это вызывает огромное раздражение, оскорблённость и недовольство как духовенства, так и верующих, и именно это недовольство толкает их к сопротивлению. Массовые выступления сторонников канонической церкви не только не утихли в период новогодних каникул, но даже усилились с наступлением православного Рождества. Масла в огонь добавило и поведение самого властителя Черногории: еще перед Новым годом он уехал из страны на свою виллу в Майами, храня молчание и предоставляя расхлебывать заваренную им кашу своим подчиненным», — подытожил Георгий Энгельгардт.

Комментарии 0

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.