Казанский кремль решил перебрать скелеты в шкафу. Поможем

Демарш Казани против объявления даты окончания Стояния на Угре 11 ноября (1480 года) одним из дней воинской славы России — не «казус на пустом месте». Повод для конфликта идеален, хоть и случаен. С одной стороны, Московский кремль ради общественного спокойствия отступал и в более значимых случаях, с другой — победа позволит Казанскому кремлю примерить на себя роль центра собирания «нерусских земель» России.

Ключевое слово в предыдущем абзаце «случаен». А случайностей в планировании такого рода атак быть не должно. Беда даже не в том, что темы исторических дискуссий в регионе задают люди уровня доктора ветеринарных наук Фатиха Сибагатуллина, автора «свыше 40 трудов по истории и этнографии» (Мао Цзэдун — татарин, баски и Ротшильд, в общем-то, тоже). И да, он еще специалист по голштинской и другим породам крупного рогатого скота молочного направления.

Беда в том, что будь вы историк, ветеринар или инженер-механик (как глава республики Рустам Минниханов, также увлеченный историей родного края), добросовестный исследователь не должен допускать системных противоречий в рамках предлагаемой им идеи. Например, нельзя утверждать, что столкновение Русского государства и Золотой Орды имело цивилизационный характер и одновременно (!), что Россия — один из наследников Орды, т. е. война между ними — всего лишь «семейные разборки». Иначе говоря, власти Татарстана, подойдя к реке Угре, полезли в воду, не зная броду.

Лично автор считает, что ни о каком наследовании ордынской государственности Русью речь идти не может, тем более со стороны победителей Орды Ивана III и Ивана IV. Победителей ввиду более высокой государственной организации. Наследования не может быть и учитывая (вяжите меня, православные), глубокие традиции… степной демократии Орды, ограничивавшие власть ханов. Абсолютизм Ивана Грозного — это результат общего этапа централизации успешных европейских монархий и ответа на вызовы, стоявшие именно перед Россией. Это плод внутреннего развития русской государственности, как раз задержанного Ордой (см. «Последний Мономашич: забытый юбилей»).

Но присутствовало и «что-то семейственное»: ханства на развалинах Золотой Орды не были для Руси Terra Incognita, с одними воевали, с другими сотрудничали. Да, всего за 40 лет до Стояния на Угре Золотая Орда начала стремительно разваливаться. Даты на приведенной карте спорны: Ногайская Орда отделилась в 1440-м, а Большая Орда, собственно центр Золотой, с её столицей Сарай-Берке «из самой себя не выходила».

Завоеванная Булгария оказалась в составе Улуса Джучи на положении Персии в составе Арабского Халифата. Древний булгарский язык уступил место кыпчакскому (половецкому), сохранив в нем свои следы, но ведь и фарси оказался под сильнейшим арабским влиянием. Булгария, как и Персия, стала «окраиной» нового государства, но культурной окраиной. Всегда подспудно соперничавшей с Сараем. Неудивительно, что с ослаблением центральной власти закопёрщиком развала выступила… Казань. А уже вслед за ней отделились Ногаи, Крымское, Сибирское, Астраханское ханства. Так что именно Казани выступать защитницей памяти Золотой Орды, по меньшей мере, неэтично.

И это еще не всё. Когда хан Ахмат, всё ещё номинальный глава Улуса Джучи, двинулся на Москву (скорее всего, не столько ради восьмилетней недоимки с Ивана III, а больше в отчаянной попытке укрепить свою власть и сшить распавшееся государство), ни один из «ханов-сепаратистов» не пришел ему на помощь. Это еще одна причина, по которой казанским историкам следует «прикрутить громкость».

Вы будете смеяться, но и это еще не всё! Чтобы помешать польско-литовскому королю Казимиру Ягеллончику прийти на помощь Ахмату, союзник Ивана крымский хан Менгли I Гирей вторгся в Подолию, ногаи «поднадавили» на левобережье Волги, а казанский хан Ильхам… пропустил по Волге «судовую рать» князя Василия Ноздроватого, которая сожгла Сарай и вынудила Ахмата сняться с Угры. Убил его через пару месяцев уже сибирский Ибак-хан, но у казанских историков есть особый повод посыпать голову пеплом. Пеплом Сарая, если уж он стучит в сердце.

Можно посыпать и коллективно. Вот руководитель крымского представительства при Институте истории имени Ш. Марджани АНТ Татарстана Эльдар Сейдаметов утверждает, что день воинской славы в честь окончания Стояния на Угре «рассорит» не только русских и казанских татар, но и последних с крымскими татарами. Почему? Ведь общее дело с русскими делали! Кстати, крымцы в 1480-м не только Польшу атаковали, но старший брат Менгли Гирея Нур-Девлет, правда, опальный, со своими воинами в рейде Ноздроватого участвовал.

Понятно, каждому народу нужны яркие исторические «якоря». Ну, что такое Казанское ханство? Бледная тень былого величия, просуществовавшая чуть более 100 лет, да и то, большую часть этого срока под ставленниками Москвы, первого из которых, Мухаммед-Эмина Иван III и посадил всего через четыре года после Стояния (если не считать ставленником или «союзником» еще Ильхама). Другое дело — Золотая Орда от Черного моря до Алтая, от Ледовитого океана до Каракумов! И вот стоило всю эту сказку рушить, предавая в 1438 году Сарай и Великого хана?

У Крымского ханства другая беда. Да, до самого 18 века «на Изюмском шляхе безобразничали». Хотя, напомним, что Литва и Польша, а позже Речь Посполитая платили крымцам дань втрое большую, чем Москва. Платили, как миленькие даже при великом Стефане Батории. Но кто наследники этой великой истории?

Мустафа Джемилев и Рефат Чубаров любят рассказать о плётке, которую один из крымских ханов повесил на ворота Москвы (повесить внутри не получилось). Но в походы ходили будто бы только предки нынешних 15% крымских татар — степняков-ногаев. 45% — татары предгорий, так называемые «таты» — земледельцы и потомки древнего местного населения. А 40% — ялыбойлу, южнобережцы, потомки населения турецкого Кафинского санджака, в подавляющем большинстве греков, генуэзцев, переселенцев из Турции.

Джемилев и Чубаров, кстати, ялыбойлу, уроженцы поселка Ай-Серез, точнее, Айос-Сергиос, жители которого до начала или середины 17 века еще были греками. Интересно, при каких обстоятельствах предки этих двоих познакомились с ногайской плёткой? И еще раз кстати. Те ногаи после присоединения Крыма к России в 1783-м ушли в Турцию (часть застряла в ныне румыно-болгарской Добрудже) и на Терек, а Крым заселили «мирные ногаи»… остатки Большой Орды. Круг замкнулся.

Ребята, у всех народов в шкафах свои скелеты. Хотите покопаться? И снова кстати, автор по происхождению урум (фамилия — часть семейной истории). Азовский грек, греко-татарин, если угодно. Из тех татов, которые сохранили православие и в 1779-м были переселены в Приазовье. Все мы братья. Поэтому будем бережнее относиться к истории.

30 лет «разоблачений новыми историками старых» дали свои плоды. Страшные плоды. Редакция EADaily попросила читателей ответить на вопрос: «Нужно ли отмечать конец татаро-монгольского ига в России?». Ответы: «Да» 28%, «Нет» 48%, «Не знаю» 7%, «Не было ни ига, ни Куликовской битвы» 17%. Доля выбравших второй ответ иногда превышала половину, четвертый ответ — пятую часть. Фоменковщина рулит. Не говоря о каждом втором — о тех, кому, в лучшем случае, отечественная история в тягость. Перефразируя известное выражение: «Не хочешь учить свою историю, будешь учить чужую». Впрочем, и оно стало крылатым.

Да, правильнее было бы говорить не о монголо-татарском, а об ордынском иге, о зависимости от Золотой Орды. Да, «тяжкое иго» выражалось, кажется, менее чем в пуде зерна со двора в год. Да, после Куликовской битвы ярлык на великое княжение прочно держали московские князья. Но иго было. Давило ум и душу народа. И уже всего через семь лет после Стояния на Угре, Русь дала первый успешный отпор Литве, которая до этого только наступала. А еще через несколько лет Иван III освободил треть русских земель, захваченных Литвой за полтораста лет (см. «Идеальный конечный результат украинского конфликта»). Россия стала державой. Начала становиться державой. Тогда, в 1480-м. Ребята казанские историки, вы на что замахнулись?

«Если документ будет принят, то это негативно отразится на политической обстановке в России», — заявил, да чего уж там, угрожает глава комитета Госсовета Татарстана по образованию, культуре, науке и национальным вопросам Разиль Валеев.

Вот как-то не похоже это на предложение написать честные, научно обоснованные учебники истории, аргументировать свою позицию с точки зрения науки, а не чьего-то родства, как там у вашего историка: «От Атиллы до президента». Вы хотите повысить ставки? Вас услышали.

Альберт Акопян (Урумов)

Комментарии 0

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.