Как на Украине паразиты с Дедом Морозом воевали

Что роднит русский борщ и русского Деда Мороза? И борщ в своём современном виде, и Дед Мороз сильно обязаны Петру I, а ещё и за борщ, и за Деда ведут войну отважные евроукры. Но если борщ они стараются перетянуть на свою сторону, пытаясь доказать всему миру, что это строго украинское блюдо, то с Дедом Морозом ситуация иная. Его евроукры как раз, наоборот, пытаются выгнать из незалэжной, сделав вид, что не имеют к этому персонажу никакого отношения.

Начнём с Петра I. Именно он впервые завёз в Россию картофель, без которого борщ невозможен. А ещё он в декабре 1699 года издал указ «О праздновании Нового года», который перенесли с 1 сентября на 1 января и который именно тогда начал обретать свою нынешнюю форму. До салата оливье и мандаринов тогда дело ещё не доходило, но украшения из еловых ветвей и пиротехника начали потихоньку вползать в быт граждан страны, а потом и империи.

Но когда же появился российский Дед Мороз? Как ни странно, его выдумали совсем не коммунисты. Его биография уходит корнями в древние дохристианские времена. Вне всякого сомнения, это собирательный образ. В разные времена и в разных землях его называли по-разному: Студенец, Карачун, Зимник, Трескун, Морок. И это был покровитель холода, бурь, снега, ветра, тумана и прочей непогоды, которая всегда была неразрывно связана с Русским миром, ведь, как мы уже многократно видели, климат в России предназначен, прежде всего, для уничтожения неприятеля, а потом уже для всего остального.

Так вот, представленный в различных ипостасях в далёкой древности, он совсем не любил детей, а вовсе даже воровал их, унося в огромном мешке в лес. Времена были суровые, поэтому сказки также были соответствующие. Но более или менее устоявшийся образ Деда Мороза сложился ещё в XIX веке. Именно тогда из как бы нехорошего божества он превратился в доброго и справедливого дедушку, награждающего послушных детей. Борьба за образ Деда была отлично видна в литературе тех лет. К примеру, в сказке В. Одоевского его звали Мороз Иванович. Это был справедливый и добрый персонаж, а в стихотворении Н. Некрасова появившийся Мороз, Красный нос заморозил в лесу девушку. Что до внешнего вида, то и с ним было не всё так однозначно. К примеру, в 1885-м художник В. Васнецов для оперы «Снегурочка» изобразил этого персонажа на картине, которую собственноручно подписал как «Дед Мороз». Персонаж тот больше походил какого-нибудь славянского бога Ярилу в современном его представлении. Никакого посоха, никакой шубы, никакого мешка. До своего современного внешнего вида в красном или сине-голубом костюме Дедушка добрёл в 30-х годах прошлого века. Именно тогда он стал регулярно появляться на детских утренниках и мотивировать детей подарками.

Ну а кто же такой этот самый Святой Николай, он же Николай Чудотворец, с помощью которого гордые евроукры пытаются бороться с Дедом Морозом?

Прежде всего стоит сказать, что, по одной из версий, прототипом этого персонажа послужил вполне себе реальный человек, к Украине никакого отношения не имеющий. Более того, к славянам в том числе, несмотря на то что, по украинской версии, местный Святой Николай живёт где-то в карпатских лесах, от которых скоро останутся одни пеньки, ну да ладно. Но на самом деле родина этого самого Святого Николая находится в городе Демре, что на юге Турции, где он жил якобы в III веке нашей эры. Там ему и памятник установлен. Памятник являет собой персонажа с раскосыми по-азиатски глазами, тюбетейке и не очень славянской одежде, и всё это очень сильно не вяжется с тем Святым Николаем, которого пытаются продвигать на Украине. Там этот дядька тоже имеет мешок с подарками, посох с закрученным навершием, разодет он преимущественно в белые одежды, как и полагается канонизированному святому, а на голове у него причудливая шапка, которую называют то митра, то тиара. И наконец, этот самый святой не привязан к Новому году как таковому. Более того, он даже не привязан к католическому Рождеству, которое отмечают в ночь с 24 на 25 декабря. Его звёздный час наступает 19 декабря, когда наступает День Святителя Николая. А вот дальше начинается самое интересное ― боротьба.

Евроукры почему-то люто возненавидели Снегурочку. Даже не её саму, а один факт её присутствия. Объяснение того, что это внучка Деда Мороза, их не устроило, потому что они предпочитают видеть в этом тандеме намёк на педофилию. Сношает ли Санта Клаус своих милых эльфов, по украинской версии, пока что непонятно. Тем не менее факты таковы, что по канону Святой Николай тоже не передвигается в одиночестве. Его обязательными спутниками являются ангел и чёрт, но это обстоятельство почему-то не любят вспоминать украинские идеологи, хотя, согласитесь, было бы отлично, если бы дедушка с чёртиком под ручку ходил по майдану и дарил детям конфеты.

Некоторые адепты Святого Николая, с традиционной украинской хитростью, объясняют пользу от его присутствия так: сначала дети получат подарки от Николая, а потом и от Мороза. Двойная выгода налицо. А если особенно проникнуться духом католического Рождества, то можно и на подарки от Санта Клауса рассчитывать. Правда, есть серьёзные сомнения в том, что среднестатистический украинец сможет финансово потянуть сразу три праздника кряду. Однако наиболее яростные адепты украинской национальной идеи если с Сантой ещё готовы мириться, то с Дедом Морозом ни за что. Так что как минимум один повод для получения подарков должен отпасть.

К примеру, с 2014 года на Софийской площади в Киеве Деда Мороза не приглашали на главную роль, заменяя его известным аналогом. Важный нюанс: украинцам не рискнули отказывать в праздновании Нового года, прекрасно понимая, что на это никто не согласится, поэтому натянули 19 декабря со Святым Николаем на новогоднюю ночь. Впрочем, план не сработал, и тогда вместе со Святым Николаем у ёлки вояжировали и Санта Клаус, и Дед Мороз. Случилось конкретное разделение власти, с чем не были согласны определённые силы.

Но так было не всегда. Например, во Львове Деда Мороза официально нет ещё с 2012 года, когда его в центре города «изгнал» Святой Николай. Примечательно, что изгнан Дед был не только вместе со Снегурочкой, но и с двумя чёртиками. Это очень красноречиво: неудобных николаевских чертей евроукры «подарили» Деду Морозу, после чего успешно с ними боролись. Очередная украинская шизофрения.

Тем не менее Львов ― это не вся Украина и Дед Мороз продолжал вполне вольготно чувствовать себя на остальной территории ещё несколько лет. В 2016 году, например, по ряду образовательных учреждений и детских садов киевской области прокатилась весть о том, что родители должны подписать заявление, что не против присутствия Деда Мороза на утреннике. Раньше во многих из них Николай дарил подарки 19 декабря, а Мороз ― 1 января. Но чем дальше, тем сильнее оказывалось давление со стороны национально озабоченных, которые хотели дать Святому Николаю сразу две роли. Тем не менее, как пишет издание «112», тогда родители в едином порыве заявили, что не против Деда Мороза.

В самом же Киеве тоже намечалась большая зрада. Главный организатор новогоднего праздника И. Добруцкий, ещё в 2016-м утверждавший, что Дед Мороз ― вымышленный пережиток советского прошлого, от которого нужно уходить, в 2020 году жаловался изданию «Страна», что ему нельзя использовать медведя, потому что он русский, и что ему нельзя использовать Деда Мороза по той же причине. В общем, пан Добруцкий, как видим, недостаточно проникся идеалами Евромайдана, чьей инъекции лично ему хватило ненадолго. Но его можно понять: когда ты организатор праздничного мероприятия, имеющего историческую наследственность, сложно что-то выдумать, совсем не имея своей национально-исторической обособленности.

Если хорошо вчитаться в тезисы, которыми украинские идеологи объясняют необходимость отказа от Деда Мороза, то становится хорошо понятно, почему украинцы не очень-то спешат это делать. К примеру, на официальном сайте Інститута Просвіти, где изображён добрый Святой Николай в окружении деток и похмельный мужик с фужером шампанского в костюме Деда Мороза, сказано, что этот самый Дед Мороз и Снегурочка «были носителями позитивной информации, которые поднимали рейтинг страны». Вдумайтесь в это. Над данной мыслью думали в высочайших украинских чиновничьих кабинетах. Нести позитив ― это плохо.

И вы можете спросить: ну а что же тогда должен делать Святой Николай? Что он должен нести украинской государственности и украинским же детям? Ответ тут однозначный: в идеале его функция должна состоять в том, чтобы объяснять детям великую роль украинской нации в мире, а также рассказывать, например, о голодоморе. Но до этого пока ещё очень далеко. К примеру, сейчас на Украине дело не пошло дальше перетягивания каната между теми, кто настаивает на том, чтобы Святой Николай являлся детям на Новый год в облачении религиозного характера, и теми, кто либо совсем против этого персонажа, либо за то, чтобы он хотя бы внешне походил на Деда Мороза или в крайнем случае на Санта Клауса.

Если у кого-то есть сомнения насчёт истоков этой самой боротьбы, то лично у меня их нет. Они ― истоки ― зародились в США. Об этом пишет само американское издание Time в своей статье под названием «Как Советская Россия изгнала их версию Санта Клауса, а затем вернула его, чтобы распространять коммунистическое настроение». Суть статьи в том, что Дед Мороз был в России испокон веков, но с приходом коммунистов ― сюрприз ― его изгнали как религиозный, пусть и языческий, элемент, вместе с этим запретив новогоднюю ёлку. Но затем Деда не только вернули, но и сделали его одним из главных двигателей позитивного образа социалистического государства. Издание приводит советские открытки, где Дед Мороз активно отождествляется с достижениями в космонавтике.

Поэтому в 1966 году американский сенатор Д. Маккарти заявил, что из школ страны устранили Санта Клауса и привели Деда Мороза, потому что с 1962-го в образовательных учреждениях США запрещали молиться, в том числе и на Рождество. Поэтому Санта у них был атеистом типа нашего Деда, который, получается, стал побеждать. Автор статьи прямо обижается на Деда Мороза и на Ю. Лужкова, который в 2008 году, сравнивая Деда Мороза и Санта Клауса, сказал, что последний персонаж «хилый» и даже близко не такой могущественный, а Б. Грызлов сказал, что ни Санта, ни другие самозванцы никогда не смогут отнять у России нашего великого Деда Мороза. И это действительно невозможно, но если невозможно в России, то почему бы не попробовать на Украине, тем более что, как пишет то же Time, после 1991-го от Деда Мороза отказались Болгария и Румыния. Тем не менее России тоже упорно навязывают Санту. Это делала, например, корпорация Coca-Cola, продвигая в российской рекламе данного напитка того самого Санту, за что на неё подали в суд о взыскании 400 тысяч долларов штрафа и запрете данной рекламы, а Министерство культуры якобы получило команду ограничить ассоциации Санта Клауса с Новым годом.

Не отстаёт и «Радио Свобода». Содержащийся на деньги Госдепа США информационный ресурс прямо говорит, что «коммунисты отняли у украинцев рождественские праздники» и что Дед Мороз ― «пропагандистский инструмент советской оккупации».

Однако мы отвлеклись. Пора вернуться на Украину, где некоторые отважные громадяне вершат безуспешную боротьбу с «москальским» Дедом Морозом. Почему боротьба получается безуспешной? Потому что, например, вместе с Дедом Морозом украинские идеологи борются с салатами оливье и «Мимоза». Некий «кулинарный эксперт», как он сам себя называет, Е. Клопотенко, с чьей подачи, кстати, началась война за гражданство борща, заявил о необходимости изжить вышеуказанные салаты с новогоднего стола, поскольку они у него отождествляются с «оккупацией и тюрьмой» и странно будет, если вышедший на свободу человек «продолжит есть тюремную баланду». С мандаринами и шампанским этот упоротый пан, к сожалению, воевать не стал, но и так получилось неплохо. Его нормально так обложили в комментариях в фейсбуке, по чему в целом стало ясно, что как минимум советские новогодне-гастрономические традиции на Украине изжить будет ой как непросто, потому что патриотизм у многих евроукров заканчивается там, где начинает маячить пустой желудок.

На что только не пойдёшь ради достижения перемоги. К примеру, фонд «Демократическая инициатива» несколько лет подряд устраивал на Украине совершенно зрадофильские опросы, по результатам которых Дед Мороз уверенно побеждал Святого Николая. Но в прошлом году с этим решили покончить. Дело в том, что в одном из пунктов опроса у респондентов интересовались: «От кого вы бы хотели получить подарок на Новый год?» Прекрасно зная итоги голосования, где Дед Мороз всегда уверенно лидировал, хитрые социологи к Деду Морозу, Святому Николаю и Санта Клаусу добавили любимого человека. Типичный способ отобрать голоса у заведомого лидера, наплодив дополнительных кандидатов. Причём, напоминаю, последний вариант был внедрён только в 2020 году. Именно он, любимый человек, и победил, набрав 35 процентов голосов, притом что ранее, с начала ведения статистики, неизменно побеждал Дед Мороз, набирая почти вдвое больше процентов (в среднем 28 процентов против 14 у Святого Николая). Эту цифру посчитали неудобной, разбавив её вышеуказанным способом.

И вот мы встретили 2021 год. Заходим в Интернет и смотрим, что там происходило на Украине. Городской сайт города Днепропетровска (ныне Днипра) сообщает о Деде Морозе в центре города, исполнявшего композиции российского коллектива «Дискотека Авария». На центральной площади Харькова на фоне огромной ёлки стоит пусть и искусственный (не забываем о пандемии), но всё же канонический Дед Мороз. В Горсаде Одессы заработал колл-центр вызова Деда Мороза и Снегурочки, куда позвонили тысячи детей. К примеру, на популярнейшей украинской доске объявлений OLX в разделе развлечений имеются 18 страниц с предложениями по вызову Деда Мороза и Снегурочки и только одна неполная страница с вызовом Святого Николая, притом что почти все последние предложения работают и по Деду Морозу тоже. Наблюдая весь этот неравный бой, лично у меня возникает ассоциация с борьбой украинской эстрады и российской. При всей сомнительной культурной ценности последней она является могучим титаном развлечения и бездонным источником творческих идей по сравнению с убогим украинским аналогом. Российская поп-культура, к коей можно отнести и Деда Мороза, продолжает иметь безусловное превосходство на территории бывшей Украины. И вот эти жалкие потуги пропихивания Святого Николая, который на самом деле является тем же Дедом Морозом, но с уклоном не в зимнюю стужу, а в христианскую религию, обречены на неудачу, как был обречён, например, запрет на песни российских исполнителей или на поездки в Крым. Поэтому максимум, на который способен будет украинский Святой Николай, ― напоминать о себе в день Николая Чудотворца, узконаправленном мероприятии, прямо скажем, не для всех, тогда как грандиозное и общегосударственное празднование Нового года продолжит неразрывно связываться именно с Дедом Морозом, который, как и положено персонажу, отождествляемому с силой русского духа, опять победит всех.

Сергей Донецкий

Комментарии 0

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.