Грозит ли Сербии «цветная революция»

В минувшие выходные протесты в Сербии достигли своего апогея. В воскресенье митингующие ворвались в здание государственного радио и телевидения и пытались выйти в эфир, но полиции удалось вытеснить толпу на улицу. Драки, столкновение с силами правопорядка, задержания – можно ли считать их предвестниками сербского «майдана»?

С чего всё начиналось

Протесы в Сербии начались ещё в конце прошлого года. 23 ноября перед слётом оппозиционеров в Крушевце был избит один из лидеров коалиции «Союз за Сербию» Борко Стефанович. Лица напавших на оппозиционного лидера и его сторонников были скрыты под масками, однако Стефанович обвинил в организации нападения правящую партию Сербии и лично президента Александра Вучича.

Вучич заявил, что подобного рода насилие недопустимо в Сербии, но оппозицию уже было не остановить.

Люди вышли на улицы – сперва в Белграде, а позже и в других сербских городах

Всего было проведено 9 регулярных акций протеста под названием «1 из 5 миллионов», помимо этого, каждую субботу митингующие собираются на Студенческой площади в центре Белграда.

Кто протестует и чего они хотят

Официально митинги организованы группой «Протест против диктатуры», которая сформировалась во время последних президентских выборов в апреле 2017 года.

В сентябре 2018 года оппозиция объединилась в так называемый «Союз за Сербию», одним из основателей которого и стал Борко Стефанович. В альянс входят представители самых политических течений: протест поддержали представители Демократической партии Сербии, Народной партии, Народного движения сербов из Косово и Метохии, движение рабочих «Единство» — словом, весь политический спектр, от либералов и сторонников евроинтеграции до патриотических и правых сил.

Причина поддержки протестов среди народа проста: коррупция. «Вучич – вор» — один из главных лозунгов митингующих. Также они выступают против диктатуры правящей партии – злоупотреблений на выборах и усиления контроля за избирательным процессом.

Оппозиционеры требуют отставки президента Вучича, премьер-министра Аны Брнабиц, пресс-секретаря парламента Майи Гойкович и директора РТС Драгана Буйошевича, а также проведения досрочных выборов. Кроме того, протестующие требуют от властей расследования убийства политика Оливера Ивановича, а также покушения на убийство журналиста Милана Йовановича, чей дом был подожжён 12 декабря.

У Вучича проблемы

Несмотря на то, что президент Александр Вучич заявил, что не поддастся шантажу, он пообещал, что покушение на жизнь журналиста будет расследовано самым тщательным образом, а также допустил возможность проведения внеочередных выборов. Впрочем, оппозиционеры заявили, что в сложившихся «несправедливых условиях» на выборы они не пойдут.

Увы, правительству Вучича так и не удалось решить главную сербскую проблему – защитить интересы сербского меньшинства в Косово

Вучича обвиняют в том, что он, по сути, сговорился с косовскими албанцами по разделу Косово. Обвинение в сдаче Косово – чёрная метка для любого сербского политика.

Также людям не нравится, что Вучич вместо решения внутренних проблем занимается политическими играми и поиском внешнего врага. Добавить к этому балканскую специфику, менталитет и клановость – получается совсем уж неприятный для правящей партии коктейль. Многие эксперты уверены, что нынешнее правительство и впрямь долго не продержится.

Это вам за Россию

Впрочем, несмотря на объективные внутренние факторы, внешнее влияние сбрасывать со счетов тоже не стоит. США неоднократно заявляли, что не допустят роста активности России на Балканах. А не так давно Сербия выразила готовность принять участие в проекте газопровода «Турецкий поток». Ожидается, что строительство может начаться уже в конце марта-начале апреля этого года. Именно об этом договаривались Владимир Путин и Александр Вучич на последней встрече в Белграде в январе.

Кроме этого, Сербия заявила, что не собирается присоединяться к антироссийским санкциям

У России в лице Сербии есть существенный козырь в европейских вопросах, и Евросоюз уже не знает, как ещё склонить сербов пойти на уступки Западу.

С одной стороны, Запад мог бы воспользоваться ситуацией и довести ситуацию на Балканах до очередного «майдана». Но, как бы там ни было, Вучич, несмотря на принципиальную позицию в отношении дружбы с Россией, проводит нейтральную позицию и не отказывается от евроинтеграции. Те, кто могут прийти ему на смену, вряд ли изменят своё отношение к России, а в случае с Косово могут действовать куда радикальнее, чем Вучич, что явно не понравится Западу.

К слову, лозунги протестующих с конца 2018 года претерпели изменения: если прежде оппозиционеры заявляли о евроинтеграции, то теперь из их стана всё чаще звучат требования, созвучные с идеями радикальных сербских партий, для которых Косово значит куда больше, чем для России Крым. Что делать в таком случае – в Европе, похоже, пока не придумали.

Комментарии 0

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.