ЕС про США: наш ближайший союзник стал нашим худшим кошмаром

 

Новые тарифы До­наль­да Трампа на ев­ро­пей­скую про­дук­цию станут самой се­рьез­ной и ир­ра­ци­о­наль­ной атакой против его глав­но­го тор­го­во­го парт­не­ра. Европа все еще не знает, как вести себя с че­ло­ве­ком, чье им­пуль­сив­ное по­ве­де­ние раз­ру­ша­ет меж­ду­на­род­ную си­сте­му.

Наш бли­жай­ший со­юз­ник стал нашим худшим кош­ма­ром (не считая тер­ро­риз­ма) с тех пор, как Трамп занял Белый дом.

Он ввел по­шли­ны для экс­пор­те­ров стали, алю­ми­ния и ис­пан­ских оливок. Он сорвал Па­риж­ское со­гла­ше­ние и иран­скую сделку – две ини­ци­а­ти­вы, на про­дви­же­ние ко­то­рых ев­ро­пей­цы бро­си­ли весь свой ав­то­ри­тет. Он со­би­ра­ет­ся раз­ру­шить ВТО – ко­то­рый ЕС счи­та­ет кра­е­уголь­ным камнем си­сте­мы меж­ду­на­род­ной тор­гов­ли. И он готов ввести новые по­шли­ны против ев­ро­пей­ских ав­то­мо­би­лей.

Он пол­но­стью иг­но­ри­ру­ет ев­ро­пей­ские усилия по на­пол­не­нию по­зи­ти­вом по­вест­ки дня для вос­ста­нов­ле­ния дву­сто­рон­них от­но­ше­ний.

Но этот по­след­ний пакет та­ри­фов по делу Airbus вы­во­дит его атаки против транс­ат­лан­ти­че­ских связей на новый уро­вень. Трамп не первый раз вводит по­шли­ны против ЕС, но объем, по­сле­до­ва­тель­ность и кон­текст на этот раз совсем иные.

Этот объем (на сумму 7,5 млрд. долл. США) пред­став­ля­ет собой ре­корд­ную цифру для ком­пен­са­ци­он­ных та­ри­фов ВТО и по срав­не­нию с любыми по­шли­на­ми, когда-либо вво­ди­мы­ми в от­но­ше­нии ев­ро­пей­ских экс­пор­те­ров.

Как только санк­ции будут об­на­ро­до­ва­ны (в се­ре­дине ок­тяб­ря), ев­ро­пей­цы в начале сле­ду­ю­ще­го года от­ве­тят зер­каль­но, и для этого есть воз­мож­ность бла­го­да­ря про­дол­жа­ю­ще­му­ся делу Boeing. Трамп однако иг­но­ри­ру­ет все пред­ло­же­ния ЕС о том, как из­бе­жать вза­им­ных бо­лез­нен­ных ударов.

Сейчас ущерб будет осо­бен­но се­рьез­ным. Эс­ка­ла­ция тор­го­вой войны усу­гу­бит эко­но­ми­че­ский спад по обе сто­ро­ны Ат­лан­ти­ки и усилит риск даль­ней­ше­го за­мед­ле­ния.

Даже в рамках уз­ко­ло­бой логики «игры с ну­ле­вым ре­зуль­та­том» Трампа, хоть кто-то может понять, как он может из­влечь выгоду из обмена уда­ра­ми с ев­ро­пей­ца­ми, од­но­вре­мен­но сра­жа­ясь на ки­тай­ском фронте и на фоне на­дви­га­ю­щей­ся ре­цес­сии?

Тор­го­вый баланс эта стра­те­гия не улуч­шит: ЕС уже ясно дал понять, что ни­ко­гда не сдаст свой сель­ско­хо­зяй­ствен­ный сектор аме­ри­кан­ско­му экс­пор­ту, что яв­ля­ет­ся ос­нов­ной целью Трампа.

По­вы­ше­ние ставок на­столь­ко, чтобы от­влечь вни­ма­ние от про­цес­са им­пич­мен­та – это очень вы­со­кая цена. Эко­но­ми­ка всегда имеет пер­во­сте­пен­ное зна­че­ние, и ис­то­рия до­ка­за­ла, что она осо­бен­но важна в год вы­бо­ров («это эко­но­ми­ка, глупый!” – как го­во­рил Дж.Кар­виль).

Учи­ты­вая все об­сто­я­тель­ства, ев­ро­пей­цы все еще на­де­ют­ся на пе­ре­го­вор­ное ре­ше­ние, чтобы не до­пу­стить вве­де­ния новых та­ри­фов.

Гос­сек­ре­тарь США Майк Помпео под­пи­тал эти на­деж­ды, сказав в ин­тер­вью La Stampa, что “мы обя­за­тель­но по­го­во­рим с ЕС… мы сде­ла­ем все воз­мож­ное, чтобы удо­вле­тво­рить каждую страну”.

Но эти при­ми­ри­тель­ные слова трам­по­в­ско­го ми­ньо­на едва ли вну­ша­ют оп­ти­мизм. Потому что, как го­во­рил дво­рец­кий Бэт­ме­на Аль­фред, «воз­мож­но, это че­ло­век, ко­то­ро­го вы не до конца по­ни­ма­е­те”.

Ев­ро­ко­мис­сия про­шлым летом со­гла­си­лась всту­пить в пе­ре­го­во­ры с ад­ми­ни­стра­ци­ей США бук­валь­но «под дулом пи­сто­ле­та». Ев­ро­пей­цы за­яви­ли, что они не будут об­суж­дать уже вве­ден­ные тарифы, но счи­та­ют воз­мож­ным по­пы­тать­ся из­бе­жать новых, в част­но­сти, на ав­то­про­из­во­ди­те­лей.

ЕС пы­тал­ся об­ре­сти (или даже купить) бла­го­склон­ность Трампа, уве­ли­чив импорт аме­ри­кан­ской сои и сжи­жен­но­го при­род­но­го газа. ЕС также напряг му­ску­лы, введя контр­ме­ры и готовя новые по делу Boeing. Но все по­пыт­ки вос­ста­но­вить хоть какое-то ощу­ще­ние нор­маль­но­сти про­ва­ли­лись.

Эм­ма­ну­эль Макрон был самым успеш­ным ев­ро­пей­ским ли­де­ром в об­ще­нии с Трам­пом, ба­лан­си­руя на тонкой грани между по­пыт­ка­ми уго­дить и умелым фор­ми­ро­ва­ни­ем по­вест­ки дня G7.

Однако в данном случае все иначе. И в свете за­пу­щен­ной про­це­ду­ры им­пич­мен­та, сва­ли­ва­ние Трампа в ир­ра­ци­о­наль­ность только уско­рит­ся.

На этом неспо­кой­ном фоне ев­ро­пей­цы все еще делают все воз­мож­ное, чтобы спасти мно­го­сто­рон­нюю си­сте­му с пол­но­стью функ­ци­о­наль­ной ВТО в ка­че­стве бранд­мау­э­ра, пока не стало слиш­ком поздно. Но Трамп про­дол­жа­ет бло­ки­ро­вать их усилия, пре­пят­ствуя об­нов­ле­нию апел­ля­ци­он­но­го органа Ор­га­ни­за­ции.

В свете про­шлых неудач, воз­мож­но, высшие эше­ло­ны ЕС могли бы найти вдох­но­ве­ние, по­смот­рев новый фильм «Джокер» Хо­аки­на Фе­ник­са в эти вы­ход­ные.

Но, как пре­ду­пре­ждал нас Аль­фред, неко­то­рых людей «нельзя купить, за­пу­гать, убе­дить или до­го­во­рить­ся. Неко­то­рые люди просто хотят по­смот­реть, как горит мир”.

Комментарии 0

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.